Pan-Art
Архив статей журнала
Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
Работа является второй частью публикации: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th – the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В предыдущей части публикации был охвачен период перехода от Раннего Возрождения к Проторенессансу. В данной части эссе раскрываются особенности утверждения стиля ренессанс, кульминация которого пришлась на конец XV – начало XVI века. Данный этап справедливо обозначен как Высокое Возрождение – время создания шедевров Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера. В ходе обзора ключевых артефактов Возрождения (от литературы и музыки до живописи и скульптуры) автор обосновывает огромное значение данной эпохи, по праву «золотого века» искусства, для последующего развития европейской художественной культуры.
Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В данной части
работы отмечаются художественные достижения Среднего Востока в обозначенный период, в частности в области архитектуры, поэзии (в том числе возникновение гуманизма). Переходя к культуре европейской, автор отдельно останавливается на искусстве православного мира (главным образом на церковной живописи и в меньшей степени – на древнерусском знаменном пении), обозначая его влияние на веяния Ренессанса. Автор обращается к готическому стилю, несколько противостоящему привычным представлениям об эпохе Возрождения (своего рода «контркультуре»), во всем многообразии его воплощений – в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Особое внимание в работе уделяется ядру искусства эпохи Возрождения, прослеживается его эволюция от Раннего Возрождения (шедевры скульптуры готических соборов) к Проторенессансу (картины и фрески итальянских мастеров, возникновение психологизма в живописи, литературное направление Dolce stile nuovо, ознаменовавшее переход от Средних веков к Новому времени, Ars nova в музыкальном искусстве). Раскрытие данной темы будет продолжено в следующей части эссе.
В эссе приводится сводный обзор основных явлений художественной культуры в период Средневековья на Западе и Востоке (от Рождества Христова к XIII столетию). Мировая художественная культура периода Средневековья охвачена в работе как с точки зрения общеисторического процесса, так и в рассмотрении отдельных видов искусства (скульптура, архитектура, живопись, литература, музыка). Автор рассматривает достижения средневековых авторов в указанных видах творчества: наращение тенденций к опрощению в изображении людей и мифологических существ в западном искусстве, поступательное развитие искусства на Востоке (подъем зодчества и градостроительства, развитие изобразительного искусства). Отмечается поворот к обретению цивилизационных форм существования в западном искусстве под влиянием феодализма и монотеистической религии. Особое внимание уделяется осмыслению категории мироздания в средневековый период, постройке фортификационных сооружений как отражений воинственной настроенности Средневековья, проявлениям лирической образности в художественной культуре Запада и Востока. В итоге автор заключает, что средневековое искусство представляет собой огромный, богатейший пласт художественной культуры человечества, важнейший этап для создания художественной классики на Востоке и в дальнейшем в России.