Возрождение (середина XIII – середина XVI столетия). Грани гуманизма. Часть II (2024)
Работа является второй частью публикации: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th – the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В предыдущей части публикации был охвачен период перехода от Раннего Возрождения к Проторенессансу. В данной части эссе раскрываются особенности утверждения стиля ренессанс, кульминация которого пришлась на конец XV – начало XVI века. Данный этап справедливо обозначен как Высокое Возрождение – время создания шедевров Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера. В ходе обзора ключевых артефактов Возрождения (от литературы и музыки до живописи и скульптуры) автор обосновывает огромное значение данной эпохи, по праву «золотого века» искусства, для последующего развития европейской художественной культуры.
This work is the second part of the publication: Demchenko A. I. The edges of humanism of the Renaissance in the mid-13th - the mid-16th century: Part 1 // Pan-Art. 2024. Vol. 4. No. 2. This essay is dedicated to examining the art and culture of the Renaissance period, which ushered in Modern times, spanning from the mid-13th to the mid-16th century. The previous part of the publication covered the transition period from the Early Renaissance to the Proto-Renaissance. This part of the essay explores the features of the formation of the renaissance style, culminating in the late 15th - early 16th century. This stage is rightfully called the High Renaissance - the time of the creation of masterpieces by Leonardo da Vinci, Raphael, Michelangelo and Durer. Through a review of key Renaissance artifacts (from literature and music to painting and sculpture), the author substantiates the immense significance of this era, rightfully considered the “Golden age” of art, for the subsequent development of European artistic culture.
Идентификаторы и классификаторы
Теперь, рассмотрев отдельные явления Раннего Возрождения, мы очень близки к тому, что имеется в виду по стилю ренессанс (с использованием строчной буквы, в отличие от названия эпохи в целом). Своего апогея оно достигло в конце XV – начале XVI веков, когда работали такие великие живописцы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Дюрер. Не случайно на этот этап особо обращают внимание как Высокое Возрождение.
Now, having considered the individual phenomena of the Early Renaissance, we are very close to what is meant by the concept of the renaissance style (using a lowercase letter, as opposed to the name of the era as a whole). It reached its culminating stage in the late 15th – early 16 th centuries, when such great painters as Leonardo da Vinci, Raphael, Michelangelo, and Durer worked. It is no accident that this stage is especially pointed out as the High Renaissance.
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - разработать типологию этнокультурных ресурсов Удмуртской Республики, которая формирует этнографическую туристскую среду республики. В статье описывается современное состояние развития этнокультурного облика Удмуртии через этнокультурные ресурсы, которые заложены в действующие туристические маршруты и проекты. Показаны механизмы реализации туристического потенциала территории, исходя из наличия конкретных объектов туристского интереса, которые в большей степени сосредоточены в сельской местности. Научная новизна исследования заключается в описании системы этнокультурных ресурсов Удмуртии на основе культурного наследия региона для создания целостной этнографической туристской среды. В результате исследования предложена типология, формирующая этнокультурный бренд идентичности республики.
Статья представляет собой первую часть исследования, в котором предпринята попытка фиксировать в истории подъемы и спады в эмоциональной жизни общества, причем в коллективных формах. Поэтому автор преимущественно приводит примеры из зрелищных форм художественной жизни, в частности театра. До определенного времени такой предмет фиксировали исключительно историки искусства, исследуя имеющиеся в истории искусства единичные факты. При этом их узкая специализация приводила к тому, что эмоциональная жизнь соотносилась исключительно с универсальными художественными стилями (готика, классицизм, барокко и т. д.). Никакой другой теории в этом смысле не существовало. Возникновение таких наук, как антропология и социальная психология, позволяет разрозненные факты, собранные искусствоведами, привести в систему. Приблизительно с ХIХ века, когда формируется массовое общество, эмоциональная жизнь начинает представать в формах, смысл которых свести к художественным стилям невозможно. Кроме того, причины сдвига в эмоциональной жизни, происходящего под воздействием урбанизации, связаны уже не только с художественными факторами. Однако же функционирование искусства они начинает заметно определять. Эти причины находятся вне искусства, но при этом на искусство влияют. Наблюдения над искусством позволяют осмыслять определенную логику в спадах и подъемах эмоциональной жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. Также причины этого находили и в биологии.
Цель исследования - прокомментировать первую часть «Заметок на полях нотной тетради» С. М. Слонимского, написанную автором в 2000 году. В статье публикуется и комментируется очерк «Мифы и реальность: о ложных репутациях». Узловой сюжет связан с нравственно-этическими вопросами в социуме композиторов. Научная новизна исследования определяется тем, что это первый комментарий очерка из личного архива композитора, ставший достоянием широкой читательской аудитории. В результате исследования установлено, что С. М. Слонимский был непримирим к проявлениям зла, зависти и предательства в композиторской среде и музыкально-педагогической деятельности.
Цель исследования - выявление жанровой специфики в музыкально-драматических иллюстрациях А. В. Чайковского (2023) к поэме «Тамбовская казначейша» М. Ю. Лермонтова. В статье анализируются жанровые истоки данного произведения. В орбите исследования оказываются такие жанровые явления, как музыкально-драматические иллюстрации, водевиль, комедия, также рассматривается влияние оперного жанра. Сочинение современного композитора впервые становится объектом изучения, чем и обусловливается научная новизна. В результате исследования определяется влияние на произведение А. В. Чайковского литературного источника, поэмы М. Ю. Лермонтова. Однако акцентирование смехового дискурса, проявляемого в первую очередь посредством различных аллюзий, в особенности музыкального плана, приводит к жанровым метаморфозам в музыкально-драматических иллюстрациях: через комические характеристики постепенно проявляется драматическая сущность магистрального художественного образа произведения.
Цель исследования - определить способы описания национального голоса в 1920-е годы. При всех множественных функциях голоса, наиболее ярко таковой проявляется именно в пении, и, соответственно, по отношению к пению он проходит наибольшую теоретизацию среди музыкальных критиков. Тело советского певца маркируется через социальный класс, топос и этничность и наделяется множественными эмоционально окрашенными характеристиками. Безусловно, многие певцы того времени именно благодаря голосовым особенностям, часто маркируемым современниками этнической «природой», «натуральностью», с одной стороны, сформировали музыкальную моду на многие десятилетия, с другой же - подвергались преследованиям. Данное исследование будет посвящено анализу этих характеристик. Новизна работы определяется использованием подходов к голосу, характерных для культурных исследований и западной философии звука, идущей от работ Р. Барта, Ж. Деррида и М. Долара, применительно к проблемам и задачам сферы советологии. В результате исследования выделены несколько кластеров национальных голосов: первый из них - это еврейские, цыганские и малороссийские голоса, маркируемые преимущественно через классовую и политическую принадлежность. Второй же - это кавказские и среднеазиатские голоса, для науки и критики того времени, наоборот, имеющие чисто колониально-этнографические характеристики. Сделаны выводы о высоком уровне теоретизации и политическом понимании человеческого голоса в раннесоветское время.
Цель исследования - с помощью компаративного подхода выявить способы интерпретации художником по рекламе Кириллом Чудинским (рекламная кампания концерна Volkswagen AG 2008 г.) образного строя произведения Рене Магритта «Сын человеческий» и обнаружить основные средства репрезентации культурных смыслов произведения классической живописи в рекламном продукте. В статье рассмотрены особенности творческой интерпретации создателем рекламы образов живописного шедевра классика, а также различные средства художественной репрезентации (аллюзия, символ, аллегория, деперсонификация, антитеза, антропоморфизация), помогающие создать образ рекламной реальности. Научная новизна работы обусловлена тем, что компаративный подход к исследованию рекламного продукта (постера) позволяет дешифровать содержание культурного диалога современного художника с наследием прошлого; обнаружить эстетическую ценность произведения цифровой живописи; выявить аффективные приемы, используемые в процессе создания масспродукта и провоцирующие потребителя рекламы через обнаружение структур культурного текста воспринять опыт классического искусства. Кроме этого, изучаемый рекламный продукт 2008 г. концерна Volkswagen AG ранее не оказывался в центре внимания исследователей. В результате исследования установлено, что, во-первых, интерпретация образа центрального персонажа произведения Р. Магритта дает возможность художнику по рекламе создать героя своего времени, обличить его пороки, при этом вовлекая в интертекстуальный диалог и зрителя. Во-вторых, предлагая свои композиционные решения в постере, К. Чудинский в некоторой степени провоцирует зрителя, иронизируя над подчиненностью современного человека миру вещей и одновременно побуждая его с помощью рекламы приобрести вещь - товар. В-третьих, трансформируя образы неба, моря, человека, являющиеся символическими на полотне бельгийского сюрреалиста, К. Чудинский, с одной стороны, актуализирует реальность рекламного продукта, с другой - инспирирует реципиенту мысль о том, что он станет частью этой реальности в тот момент, как приобретет товар. В-четвертых, интеллектуальная игра создателя рекламы с реципиентом с помощью произведения искусства побуждает потребителя дешифровать культурный текст, т. е. осуществлять когнитивную деятельность, опираясь на знания, ассоциации и память.
Словенскую народную музыку отличает разнообразие, обусловленное различными историческими и географическими влияниями, которые проявляются как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Словенская народная музыка играет важную роль в дошкольном возрасте. Воспитатели и учителя часто используют народные песни и музыку как средство для стимулирования развития ребенка, обучения языку, совершенствования музыкального слуха и социальных навыков. Теоретическая часть исследования, основанная на работах Д. Кунавера и М. Терсеглава, подчеркивает важность народной музыки в отражении и сохранении культурного наследия. Для этого мы хотели познакомить детей с одним из словенских регионов и научить их самому известному танцу этого региона. Целью исследования было обосновать возможность использования выбранных музыкальных методов обучения дошкольников для подготовки детей к самостоятельному выступлению перед родителями, включающему пение и танцы. Каждый метод был выбран на основе его теоретической значимости для содействия различным аспектам развития ребенка, таким как овладение языком, социальными навыками и моторным развитием. Также мы поставили перед собой следующую цель: через все шесть учебных направлений дошкольного образования (спорт, язык, искусство, общество, природа и математика) дети должны были обучаться танцу и развиваться во всех направлениях, которые подробно описаны в статье. В работе мы хотели проверить, насколько быстро дети учатся песне и танцу при выбранном методическом процессе, обучение проводилось с марта по май 2024 года. В эмпирической части статьи описывается и анализируется методический процесс изучения словенской народной песни «Лепа Анка коло води» с дошкольниками 5 лет. После реализации практического исследования мы обнаружили, что обучение по выбранному методическому процессу происходит значительно быстрее и эффективнее, он экономичен и требует гораздо большей подготовки от учителя, потому что работа более структурирована, так как мы делали упор на то, чтобы уроки проводились не фронтально, а так, чтобы дети большую часть времени были активны, а не в пассивной роли. В результате было доказано, что с помощью народной музыки дети успешно знакомятся с культурным наследием своей страны, учат тексты песен и развивают ритмические и мелодические способности. Народные песни часто включают элементы народных танцев, что позволяет детям изучать основные танцевальные шаги и одновременно развивать моторные навыки. Весь опыт дошкольников с народной музыкой можно рассматривать как важную часть культурного воспитания, способствующего формированию их идентичности и принадлежности к своей культуре. Научная новизна данного исследования заключается в изучении интеграции словенской народной музыки в раннее детское образование, в частности в фокусе на том, как современные педагогические методы, такие как использование игры, творчества и современных технологий, могут улучшить процесс обучения детей дошкольного возраста. В исследовании дается новое представление об эффективности этих подходов в обучении традиционным народным песням и танцам, демонстрируется их потенциал для ускорения развития ритмических и мелодических навыков. Кроме того, в работе подчеркивается роль этих инновационных методов обучения в сохранении культурного наследия и формировании сильной культурной идентичности у маленьких детей, тем самым вносится вклад в более широкую область культурного образования и развития детей раннего возраста.
Цель исследования - обосновать тезис о том, что литературное творчество Л. Добычина - писателя 20-30-х годов XX века - во многих своих проявлениях может быть интерпретировано в терминах постмодернистской эстетики и соотнесено с ее основными принципами. В статье рассмотрены основополагающие принципы эстетики постмодерна и проанализированы формы и способы их реализации в прозе Л. Добычина. Научная новизна работы заключается в том, что автор попытался преодолеть противоречивость подходов и оценок творчества писателя со стороны исследователей, рассматривая результаты его литературной деятельности с позиций общих оснований постмодернистской философии и культуры. В результате исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на общепринятое мнение о принадлежности Л. Добычина к представителям русского авангарда, его творчество «преодолевает» пределы модернистской парадигмы и во многих своих проявлениях реализует принципы эстетики, сложившейся к концу XX столетия.
Цель исследования - изучение развития музыкальной журналистики и критики в региональном аспекте, а именно в Башкирии, конкретно - в Уфе в 1948 году на примере официального главного печатного издания «Красная Башкирия». В середине XX века газета «Красная Башкирия» являлась главным официальным печатным изданием Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики. На её страницах освещался широкий круг тем, включая различные культурные события Уфы и других городов республики. Кроме того, подобно множеству газет Советского Союза, должное внимание в ней уделялось политическим вопросам, касающимся всей страны в целом. Так, данное издание не обошло вниманием и антиформалистическую кампанию 1948 года, непосредственно связанную с Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели», опубликованным в газете «Правда» 10 февраля 1948 года. Безусловно, названный исторический документ оказал значительное влияние на характер публикуемых музыкально-критических материалов, а именно их тематику, обращение к определённым жанрам, авторство, стиль и даже количество. Исследованию данной проблемы на примере одного из печатных изданий Башкирии посвящена настоящая статья. Приоритет в анализе отдан изучению и оценке архивных документов Союза композиторов Башкирской АССР, а также текстам музыкально-критических материалов, вышедшим в газете «Красная Башкирия» в 1948 году.
Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.
В статье рассматривается влияние мифологических представлений коренных народов Сибири на формирование художественного образа в творчестве современных сибирских художников. Цель исследования - выявить роль и бытование этно-мифологического мотива в искусстве Сибири ХХI века. В статье кратко представлены основные этапы развития мотива в сибирском искусстве, рассмотрены наиболее часто используемые художниками образы, проведена их классификация. Научная новизна исследования обосновывается введением в научный оборот имен новых художников. В результате выявлено, что образная основа в ряде произведений связана с универсальной символикой, характерной для многих мировых культур; весомую часть составляют образы духов - хозяев местности, животных и антропоморфных изображений, присутствующих на памятниках неолитического искусства региона, в шаманской символике, этнические, мифологические представления народов сибирского региона, фольклорные тексты. Традиционная культура, таким образом, становится каркасом, на основе которого воплощается семантическое содержание произведений.
Статья затрагивает ряд вопросов музыкальной и театральной семиотики. В рамках семиотического подхода к музыкальному материалу автор рассматривает феномен музыкального кода, эволюцию роли режиссера в сотворении итогового интегрального театрального продукта и появление тенденции режиссерского доминирования. Обратившись как к примеру к поставленной Франкфуртским оперным театром опере «Чародейка» П. И. Чайковского (2022 г.) и опираясь, в частности, на «учение о порядке обыденных вещей» И. В. Кочубея, автор анализирует функционирование (в рамках режиссерского замысла) системы «деталей», относящихся к различным планам - музыкальному, сюжетно-композиционному, пластическо-предметному. Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценической постановки «Чародейки» П. И. Чайковского. Научная новизна работы автору видится в том, что впервые исследуется проблема прочтения режиссером оперного текста, восприятие его зрителем со структурно-семиотических, герменевтических, феноменологических позиций, как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что оперное произведение способно создавать новые варианты прочтения, взаимодействуя с меняющимся культурным и идеологическим контекстом.
Цель исследования - выявить художественно-графические особенности визуальной коммуникации брендов рынка молочной продукции. В статье уточняется роль художественно-графической составляющей коммуникации брендов и роль упаковки в брендинге в целом и в категории молочных продуктов в частности. Рассматриваются основные тренды в развитии общества и их отражение в потребительском поведении и тренды в художественно-графической составляющей упаковки на рынке молочной продукции, а также их влияние на смысловую и художественную область коммуникации в категории молочных продуктов. В результате предоставляются данные исследования особенностей визуальной коммуникации брендов-лидеров рынка молочной продукции «Простоквашино», «Домик в деревне», «Село Зеленое», «Вкуснотеево», в рамках которого выявляются визуальные коды, используемые брендами при формировании идентичного образа, имеющие практическое значение при разработке брендов-стартапов в категории молочных продуктов. Научной новизной данной работы может выступать ранее не использовавшийся комплексный подход к исследованию брендов молочного рынка, включающий в себя как исследование аспектов брендинга с точки зрения маркетинга, так и исследование транслируемых смыслов с помощью визуальных сообщений - кодов, формируемых форм-фактором и материалом упаковки и совокупностью художественно-графических сообщений на упаковке, обеспечивающих целостное восприятие образа бренда, а также корреляцию сообщений с трендами в развитии общества и потребительского поведения.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)