Об одной из магистралей творческих исканий. К 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (2024)

Исходный тезис статьи состоит в утверждении того, что художественной магистралью творческих исканий композитора Альфреда Шнитке являлась техника полистилистики. В последующем рассмотрении этого феномена определяющими избираются понятия «эффект», как средства выразительности, предназначенные для создания какого-либо сильного впечатления, а также само создаваемое впечатление, и «аффект», как пассионарное воодушевление, испытываемое композитором в ходе использования полистилистики, и те параллели, которые возникают в ходе её использования. После обоснования категории «полистилистика» дальнейшее изложение нацелено на определение роли Шнитке в её обосновании и его лидирующей роли в разработке данной техники с раскрытием исторических горизонтов цитирования и аллюзийной символики (музыкальные стили Барокко, венские классики, культура XIX века, наиболее влиятельные предшественники Шнитке в искусстве ХХ века). Следующий затем обзор самых показательных образцов полистилистической практики Шнитке проводится под углом зрения выявления смысловых аспектов претворения возможностей данной техники, что подводит к выводу о стремлении композитора установить связь времён и реализовать присущее художественному мышлению второй половины ХХ века обострённое чувство исторической памяти.

The paper initially asserts that the artistic backbone of the composer Alfred Schnittke’s creative pursuits was the technique of polystylistics. In the subsequent examination of this phenomenon, the defining concepts chosen are “effect,” understood as expressive means intended to create a strong impression, as well as the impression itself, and “affect,” which refers to the passionate inspiration experienced by the composer in the course of utilizing polystylistics, along with the parallels that arise during its use. Having established the category of “polystylistics,” the further exposition aims to determine Schnittke’s role in its justification and his leading position in the development of this technique, unveiling the historical horizons of citation and allusive symbolism (musical styles of the Baroque, Viennese classics, 19th-century culture, and the most influential predecessors of Schnittke in the art of the 20th century). The following review of the most significant examples of Schnittke’s polystylistic practice is conducted from the perspective of revealing the meaningful aspects of the realization of this technique’s potential, leading to the conclusion that the composer sought to establish a connection between eras and to embody the heightened sense of historical memory inherent in the artistic thought of the second half of the 20th century.

Тип: Статья
Автор (ы): Демченко Александр Иванович
Ключевые фразы: творчество Альфреда Шнитке, полистилистика, эффект и аффект как феномены смыслового наполнения полистилистики, creative work of Alfred Schnittke, polystylistics, effect and affect as phenomena of the polystylistics content

Идентификаторы и классификаторы

УДК
78.071.1. Творческие музыканты. Композиторы
Текстовый фрагмент статьи