РАХМАНИНОВ: КОНЦЕПЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. ПРЕЛЮДИЯ ОР. 32 GIS-MOLL: "РОССИЯ, ЗИМНЯЯ ДОРОГА" (2024)
Статья посвящена фундаментальной проблеме: построению теории исполнительской интерпретации. Основу нашего подхода составляет понятие «концепция», которое выдвинул С. В. Рахманинов. Не только гениальный музыкант, но и художник-мыслитель, Рахманинов указал в своих статьях (1909-1910) на основополагающее значение понятия концепции, стоящей во главе угла интерпретации. В нашем исследовании понятие «концепция» изучается как результат взаимодействия трех факторов: эволюции представлений в коммуникативной системе клавирной-фортепианной культуры, процесса осмысления пианистом исполняемого сочинения, методологии современной гуманитарной науки (теории диалога М. Бахтина и теории концептуальной интеграции М. Тёрнера и Ж. Фоконье, которая признана сегодня как обобщенная модель теории познания). Изучение наследия композитора позволило нам предложить метод интеграции концепции, который рассматривается на примере его Прелюдии gis-moll.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование теории исполнительского, в частности фортепианного, искусства — давно назревшая проблема: за пять столетий клавирно-фортепианной культуры она обсуждалась во множестве педагогических трактатов. О ее актуальности размышляет музыковед Т. Чередниченко: «сегодня исполнение выступает в качестве главной формы существования музыки, благодаря которой живет в культуре авторское произведение. Функции исполнительства в современной музыкальной культуре универсальны. Можно сказать, что в исполнительском творчестве представлены в единстве все уровни музыкальной коммуникации. Ведь исполнитель — это и слушатель произведения (по отношению к автору), и создатель его (по отношению к слушателю).
Список литературы
- Чередниченко Т. В. Композиция и интерпретация. Три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. - Москва: Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 43-44.
- Фуртвенглер В. Интерпретация - решающая проблема // Исполнительское искусство зарубежных стран. - Москва: Музыка, 1966. - Вып. 2. - С. 167-172.
- Гинзбург Л. На пути к теории // Дирижерское исполнительство. - Москва: Музыка, 1975. - С. 571-620.
- Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения. В 2 т. - Москва: Мысль, 1989. - Т. 1. - С. 257-258.
- Нефть или Чайковский. Что волнует Михаила Плетнёва в российской жизни и культуре / И. Муравьева // Российская газета. Федеральный выпуск. - № 6181 (205). - 13.09.2013.
- Лист Ф. Письмо к А. Пикте // Лист Ф. Избранные статьи. - Москва: Музгиз, 1959. - 464 с.
- Рахманинов С. В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3 т. - Т. 3. - Москва: Советский композитор,1980. - С. 232-240.
- Гёте И. В. Собрание сочинений: В 10 томах. - Т. 10. - Москва: Художественная литература, 1980.
- Рахманинов С. В. Музыка должна идти от сердца // Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. - Т. 1. Москва: Советский композитор, 1978. - С. 144-148.
-
Рахманинов С. В. Моя прелюдия cis-moll // Рахманинов С. В. Литературное наследие в 3-х т. - Т. 1. - Москва: Советский композитор, 1978. - С. 62-65.
-
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979. - 423 с. EDN: VQMUFP
-
Курт Э. Тонпсихология и музыкальная психология // Homo musikus. Альманах музыкальной психологии. - Москва: Московская консерватория, 2001. - 228 с.
-
Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. - Москва: Советский композитор, 1976. - 645 с.
-
Пресман М. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. - Т. 1. - Москва: Музыка,1973. - С. 148-207.
-
Землянский Б. Тринадцать прелюдий ор. 32 Рахманинова // Как исполнять Рахманинова. - Москва: Классика-XXI, 2016. - С. 48-91.
-
Вартанов С. Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Ф. Листа и С. Рахманинова. - Москва: Композитор, 2013. - 584 с. EDN: SHZTLJ
-
Шнитке А. Г. О Марии Вениаминовне Юдиной // Статьи о музыке. Москва: 2004. - С. 201.
-
Арановский М. Г. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2014. - С. 10-43.
-
Turner M., Fauconnier G. Conceptual Integration and Formal Expression // Metaphor and Symbolic Activity. - Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1995. - Vol. 10. - № 3. - P. 183-204.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX-XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам. Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича. Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae. Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось.
В статье исследуются принципы нарративного мышления Р. Штрауса в «Метаморфозах» - сочинении для двадцати трех струнных инструментов. Основной фокус внимания сосредоточен на рассмотрении авторского метода работы с тематическим материалом, сформированного в предшествующих симфонических сочинениях, а также исследовании интонационной драматургии. Выявляются характерные для музыкального письма Штрауса интонационные связи с сочинениями Бетховена, в частности с траурным маршем из Третьей симфонии. Прослеживается раскрытие идеи метаморфоз через развитие и преобразование интонационно-гармонического ядра сочинения. Подход с позиций теории нарратива позволяет проанализировать последовательность музыкальных событий сочинения, посвященного уходу позднеромантической эпохи.
В статье рассматривается влияние идей панславизма на культуру Чехии конца XIX века. Впервые чешский панславизм рассматривается хронологически (с 60-х до 90-х годов XIX века) с трех позиций: его проявления в политической и культурной жизни (в диалоге Чехия-Россия), а также в творчестве Дворжака. В статье заостряется внимание на взаимовлиянии культурной и политической жизни Праги, раскрывается полемика между двумя политическими партиями («Младочехи» и «Старочехи») и споры в чешской прессе, разделившие музыкальный мир на защитников Сметаны и Дворжака. Большое значение в исследовании отводится рассмотрению творчества Дворжака в контексте панславизма (политика, литература, музыкальная критика, культурный диалог).
Статья посвящена практически неизвестной в наши дни комической опере А. Н. Верстовского «Тоска по родине» (1839). Сочинение привлекает внимание не только своим специфическим, несвойственным композитору почерком (с точки зрения жанрового наклонения, места и времени действия), но и тем, что оно отразило и предвосхитило тенденции своего времени: Верстовский стал одним из первых русских композиторов, обратившихся к испанским образам. В статье предпринята попытка выявить в опере «Тоска по родине» особенности музыкального воплощения образов русской и испанской культур, а также определить возможные связи сочинения с операми Обера, Доницетти и других композиторов, использовавших испанские сюжеты и локальный колорит.
В фокусе исследования - творческое объединение композитора Кайи Саариахо и ее постоянных соавторов, драматурга Амина Маалуфа и режиссера Питера Селларса, ярко воплотившееся в области музыкального театра. Материалом рассмотрения темы стали три оперы Саариахо, созданные в разные годы; сочинения несут в себе определенный художественный облик, характеризующий совместные работы трех мастеров. Три оперы объединяет такой специфический фактор, как сочетание особого психологизма в раскрытии сюжета с некоторыми элементами ирреальности. В каждой из опер этот фактор проявлен по-своему. При анализе тех или иных сторон произведений в статье обращается внимание на степень вклада композитора, либреттиста и режиссера в воплощение таковых. В заключении формулируются выводы относительно свойств, позволивших творческой команде добиться столь успешного и гармоничного сотрудничества. Впервые оперы Саариахо исследуются в подобном ракурсе.
Понятие «гармония», употребляемое и изучаемое в течение многих веков, продолжает оставлять немало вопросов. Современность, озвученная множеством проблем, - не есть исключение. Просматривая определения и круг понимания гармонии, мы установили ряд интересных особенностей, среди которых различие между словоупотреблением и звучанием самой современной музыки. Наша формулировка, «гармония - это система музыкально-эстетического и музыкально-теоретического мышления определенного периода в искусстве», стала предметом пристального внимания в данной статье.
Издательство
- Издательство
- РАМ им. Гнесиных
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- ФИО
- Рыжинский Александр Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mailbox@gnesin-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6911554