УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ
Архив статей журнала
В статье автор обращается к художественной концепции фортепианного квинтета ор. 55 F-dur А. Г. Рубинштейна, одной из малоизученных страниц русской камерно-инструментальной музыки XIX века. Целостное рассмотрение сочинения дано в контексте творческой биографии композитора и отечественной истории жанра, формирование которой значительно отличалось от европейского пути развития квинтета. На основании подробного анализа музыкальный драматургии автором формулируется положение о недооцененных художественных достоинствах произведения и его этапном значении для русской музыкальной культуры. В трактовке квинтета акцентировано новаторство: первое в истории русской камерно-инструментальной музыки обращение к масштабному четырехчастному циклу и его симфонизация. Отмечается претворение конфликтного начала в классико-романтической модели жанра. В стилистике квинтета выявлены особенности, определяющие романтические доминанты его художественного замысла.
Жанр концерта для фортепиано с оркестром отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI веков рассматривается в аспекте воплощения сакральной тематики. Анализируются сочинения А Караманова (Концерт №3 «Ave Maria», 1964), С. Губайдулиной («Introitus», 1978), А Лубченко (камерный концерт «Молитвенная песнь», 2006), И. Соколова (концерт, 2020). Делаются выводы относительно общих и индивидуальных черт произведений, их драматургии, скрытых смыслов, особенностей применения музыкально-выразительных средств. Научная новизна заключается в анализе не представленных ранее в музыковедении концертов А. Лубченко и И. Соколова.
Предметом изучения данной статьи является одно из масштабных сочинений московского композитора А. Бакши «Полифония мира», жанр которого обозначен как мистерия. В произведении отразилась точка зрения композитора на проблемы мироздания, развития культуры, искусства и роли творца. В исследовании выявляются как универсальные, архетипические основы жанра в данном произведении, так и уникальные, обусловленные особенностями мышления композитора. Методика музыкального анализа сочинения основана на выявлении устойчивых моделей, принципов, позволяющих идентифицировать жанр в чреде его исторических трансформаций. В основу такого подхода положено изучение приемов музыкального развития, выявление связей, касающихся всего произведения и его сценической жизни. В процессе исследования рассматриваются особенности развития звуковой материи и ее пространственной организации, исходя из понятия «театр Звука». Новизна состоит в изучении звуковой организации и ее сценического воплощения через призму архетипических основ жанра, придающих ему устойчивость и стабильность. Доказано, что в отношении образного состава и драматургии автор опирается на древнейшие истоки, связанные с мифологическим орфическим комплексом. Делается вывод о синтетической природе сочинения на основе выразительной, формообразовательной и смысловой роли музыкального материала в единстве целого. Архетип мистерии определяет устойчивые принципы жанра и вмещает многообразные трансформации.
В настоящей статье предпринимается попытка проследить эволюцию образа скрябинского героя. Важным этапом этого процесса становится «Поэма экстаза» для большого симфонического оркестра, первая одночастная симфония-поэма А. Н. Скрябина. В статье подчеркивается тенденция роста эмоционального начала в музыкальной культуре Западной Европы, начиная от рубежа XVI-XVII веков, вплоть до начала XX века, оканчивающаяся своего рода экзальтацией, т. е. наивысшим эмоциональным насыщением. В данном исследовательском ключе раскрывается тезис: культура «экзальтирует», а скрябинский герой ликует в экстазе. Научное повествование затрагивает собственно жанр поэмы, рассматриваются истоки формирования образа скрябинского символистского героя - человека-творца. Выявляются особые черты метафорического мира творчества Скрябина, подчеркивается их связь с традиционными романтическими мотивами западноевропейского музыкального искусства, а также их дальнейшее существенное отдаление от романтических музыкально-эстетических установок.
Статья посвящена музыкально-хореографической трактовке библейского сюжета в балете «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса на либретто Г. Гофмансталя и Х. Кесслера, созданном в 1914 году для дягилевских сезонов. События Священного писания, представляя бесконечные возможности их интерпретации, позволяют заострить важнейшую культурологическую проблему: библейский сюжет и современность. В этой связи музыка и хореография балета привлекают внимание не только своей неординарностью: они являют собой яркий образец произведения, в котором переплелись различные тенденции времени его создания. Со стороны музыкальной драматургии это, прежде всего, заострение роли психологического начала в характеристике персонажей и раскрытии сюжета - важнейшую роль в этом процессе играет лейтмотивное письмо Р. Штрауса, а также цитаты (включая автоцитаты), аллюзии. С точки зрения внемузыкального контекста бесспорно влияние фрейдовской теории психоанализа - об этом говорит трактовка партии героини, близкая партии Саломее из одноименной оперы (патологическая влюбленность в Иосифа толкает ее на безрассудные поступки, приводя к безумию). В статье анализируется влияние поэзии Гофмансталя, очевидная связь героини с женскими образами Г. Климта, а также научное направление «Философия жизни». Образовавшийся богатый контекст представляет собой интертекст, не замкнутый чисто музыкальными рамками, а включающий мультикультурные взаимодействия. Главный вывод заключается в том, что Р. Штраус задолго до романа Т. Манна создал произведение, в котором определились характерные черты эпохи модерна такие как тяготение к мифу, Востоку, библейской тематике. Р. Штраусу принадлежит и первенство в создании жанра хореографической драмы, успешно продолженной далее С. Прокофьевым.
В статье проанализированы современные режиссерские подходы в классической опере на примере новых спектаклей в московских музыкальных театрах. Автор предпринимает аналитический обзор спектаклей театрального сезона 2022/2023 года: «Стиффелио» Дж. Верди, «Иоланты» П. И. Чайковского, «Карлика» К. фон Цемлинского в театре «Новая опера»; «Богемы» Дж. Пуччини, «Медиума» Дж. К. Менотти, «Сельской чести» П. Масканьи в Геликон-опере; «Нормы» В. Беллини в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Постановщики опер, среди которых сегодня режиссеры как музыкального, так и драматического театра, применяя разные подходы - от реалистичного до условного, - видят в новых постановках смысловое поле для философских размышлений. На фоне трагических событий в мире особенно остро звучат темы, поднятые в режиссерских интерпретациях известных классических сочинений: проблемы выбора, прозрения, истинной любви, жизни и смерти.
Статья посвящена 150-летию со дня рождения выдающейся пианистки, педагога, основательницы и руководителя четырех музыкальных учебных заведений, общественного деятеля Елены Фабиановны Гнесиной (1874-1967). С помощью материалов и документов, хранящихся в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф. Гнесиной, раскрыты различные стороны ее характера, семейные, дружеские, профессиональные связи. Приведены фрагменты воспоминаний о ней выдающихся музыкантов и других деятелей культуры, кому довелось общаться с Гнесиной как с музыкантом, учителем, другом, коллегой, помощником. Тексты воспоминаний были собраны биографом Гнесиной и основательницей Мемориального музея-квартиры Маргаритой Эдуардовной Риттих. Часть музейных документов, в том числе воспоминания, статьи, письма, выступления Ел.Ф. Гнесиной, была опубликована многолетним директором музея Владимиром Владимировичем Троппом. Настоящая публикация ставит своей целью привлечь внимание читателя к богатому творческому наследию Ел.Ф. Гнесиной, хранящемуся в ее музее-квартире и собранному в публикациях о Гнесинском доме.
Статья посвящена фундаментальной проблеме: построению теории исполнительской интерпретации. Основу нашего подхода составляет понятие «концепция», которое выдвинул С. В. Рахманинов. Не только гениальный музыкант, но и художник-мыслитель, Рахманинов указал в своих статьях (1909-1910) на основополагающее значение понятия концепции, стоящей во главе угла интерпретации. В нашем исследовании понятие «концепция» изучается как результат взаимодействия трех факторов: эволюции представлений в коммуникативной системе клавирной-фортепианной культуры, процесса осмысления пианистом исполняемого сочинения, методологии современной гуманитарной науки (теории диалога М. Бахтина и теории концептуальной интеграции М. Тёрнера и Ж. Фоконье, которая признана сегодня как обобщенная модель теории познания). Изучение наследия композитора позволило нам предложить метод интеграции концепции, который рассматривается на примере его Прелюдии gis-moll.
В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX-XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам. Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича. Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae. Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось.
В статье исследуются принципы нарративного мышления Р. Штрауса в «Метаморфозах» - сочинении для двадцати трех струнных инструментов. Основной фокус внимания сосредоточен на рассмотрении авторского метода работы с тематическим материалом, сформированного в предшествующих симфонических сочинениях, а также исследовании интонационной драматургии. Выявляются характерные для музыкального письма Штрауса интонационные связи с сочинениями Бетховена, в частности с траурным маршем из Третьей симфонии. Прослеживается раскрытие идеи метаморфоз через развитие и преобразование интонационно-гармонического ядра сочинения. Подход с позиций теории нарратива позволяет проанализировать последовательность музыкальных событий сочинения, посвященного уходу позднеромантической эпохи.
В статье рассматривается влияние идей панславизма на культуру Чехии конца XIX века. Впервые чешский панславизм рассматривается хронологически (с 60-х до 90-х годов XIX века) с трех позиций: его проявления в политической и культурной жизни (в диалоге Чехия-Россия), а также в творчестве Дворжака. В статье заостряется внимание на взаимовлиянии культурной и политической жизни Праги, раскрывается полемика между двумя политическими партиями («Младочехи» и «Старочехи») и споры в чешской прессе, разделившие музыкальный мир на защитников Сметаны и Дворжака. Большое значение в исследовании отводится рассмотрению творчества Дворжака в контексте панславизма (политика, литература, музыкальная критика, культурный диалог).