ISSN 2227-9997
Языки: ru · en

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ

"РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ" И СИМФОНИЯ № 3 С. В. РАХМАНИНОВА: ДИАЛОГ КОНЦЕПЦИЙ (2024)

Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae. Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось.


Тип: Статья
Автор (ы): Васильев Юрий Вячеславович
Ключевые фразы: С. В. РАХМАНИНОВ, "РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ", СИМФОНИЯ № 3, "ПРОИЗВЕДЕНИЯ-СОБЕСЕДНИКИ", диалог, КОНЦЕПЦИИ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
785.11. Симфоническая музыка
Текстовый фрагмент статьи