АНТОНИН ДВОРЖАК И ИДЕИ ЧЕШСКОГО ПАНСЛАВИЗМА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (2024)
В статье рассматривается влияние идей панславизма на культуру Чехии конца XIX века. Впервые чешский панславизм рассматривается хронологически (с 60-х до 90-х годов XIX века) с трех позиций: его проявления в политической и культурной жизни (в диалоге Чехия-Россия), а также в творчестве Дворжака. В статье заостряется внимание на взаимовлиянии культурной и политической жизни Праги, раскрывается полемика между двумя политическими партиями («Младочехи» и «Старочехи») и споры в чешской прессе, разделившие музыкальный мир на защитников Сметаны и Дворжака. Большое значение в исследовании отводится рассмотрению творчества Дворжака в контексте панславизма (политика, литература, музыкальная критика, культурный диалог).
Идентификаторы и классификаторы
XIX век в истории культуры отмечен ростом национального самосознания во многих европейских странах, в том числе среди славянских народов, находящихся под властью Австрийской империи (позднее Австро-Венгрии). Несмотря на то, что славяне составляли более половины ее населения, их права на использование языка, поддержание собственных
культурных традиций, в том числе в сфере искусства, ущемлялись. Одним из средств борьбы за независимость стало обретение национальной идеи, суть которой заключалась в объединении всех славян. Такой идеей стал панславизм.
Список литературы
- Рокина Г. В. Из истории трактовки термина “Панславизм” в работах отечественных и зарубежных авторов XIX века // Запад-Восток. - 2010. - № 3. - С. 92-102. EDN: RKONPP
- Пыпин А. Н. Панславизм в прошлом и настоящем (1878). - [СПб.]: Колос, 1913. - 189 с.
- Ширинянц А. А. Введение к исследованию истории и идеологии панславизма XIX века / А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова; Под ред. А. А. Ширинянца. - Москва, 2010. - 72 с. EDN: VMUZCT
- Ашнин Ф. Д. “Дело славистов”. 30-е годы / Ф. Д. Ашнин, В. М. Алпатов; Отв. ред. Н. И. Толстой; Рос. АН, Ин-т мировой лит. им. Горького. - Москва: Наследие, 1994. - 288 с. - URL: https://archive.org/details/deloslavistov30e0000ashn (дата обращения: 05.02.2024).
- Григорьева А. А. Панславизм: идеология и политика (40-е годы XIX - начало XX вв.). - Иркутск: Аспринт, 2013. - 199 с.
- История Чехии / Под ред. В. И. Пичета. - Москва: Гос. изд-во полит. лит., 1947. - 260 с.
- Болдин В. А. Панславистские политические концепции: генезис и эволюция / Под общ. ред. А. А. Ширинянца. - Москва: Аквилон, 2018. - 376 с. EDN: MFOFSP
- Эрбен К. Я. Баллады. Стихи. Сказки: Пер. с чеш. / Вступ. статья: С. Никольский. - Москва: Гослитиздат, 1948. - 304 с.
- Никитин Ю. Всероссийская этнографическая выставка в Москве в 1867 году // Новые Известия. - 8 июня 2007. - URL: https://newizv.ru/news/society/09-06-2007/70800-vserossijskaja-etnograficheskaja-vystavka-v-moskve-v-1867-godu (дата обращения: 13.04.2024).
-
Стасов В. В. Чехи и русская опера // В. В. Стасов. Русская опера за рубежом / Общ. ред., вст. статья и прим. А. С. Оголевец. - Москва: Музгиз, 1953. - С. 25-43.
-
Котов В. В. Идея славянской взаимности в мышлении чешских националистов в 1860-е - начале 1870-х гг. (на примере сокольского движения) // Русин. - 2022. - № 69. - С. 233-255. EDN: KOFPYU
-
Егорова В. Н. Антонин Дворжак. - Москва: Музыка, 1997. - 616 с.
-
Locke B. Opera and Ideology in Prague: Polemics and Practice at the National Theater, 1900-1938. - Vol. 39. - Boydell & Brewer, 2006. - 458 p.
-
Smaczny J. Grand opera among the Czechs // The Cambridge companion to grand opera / Ed. by D. Charlton. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2003. - P. -366-382.
-
Чайковский П. И. Полн. собр. соч.: литературные произведения и переписка / общ. ред. Б. В. Асафьева. - Москва: Музгиз, 1953-. - Т. 14: Письма 1887-1888 гг. / Подгот. Н. Н. Синьковской и И. Г. Соколинской. - 1974. - 717 с.
-
Kunа М. Čajkovsky a Praha. - Praha, 1980. - 86 s.
-
Šourek O. Antonín Dvořák: letters and reminiscences. - Prague: Artia, 1954. - 234 p.
-
Чайковский П. И. Полн. собр. соч.: литературные произведения и переписка / общ. ред. Б. В. Асафьева. - Москва: Музгиз, 1953-. - Т. 15-А: Письма 1889 г. / Подгот. К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. - 1976. - 294 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена фундаментальной проблеме: построению теории исполнительской интерпретации. Основу нашего подхода составляет понятие «концепция», которое выдвинул С. В. Рахманинов. Не только гениальный музыкант, но и художник-мыслитель, Рахманинов указал в своих статьях (1909-1910) на основополагающее значение понятия концепции, стоящей во главе угла интерпретации. В нашем исследовании понятие «концепция» изучается как результат взаимодействия трех факторов: эволюции представлений в коммуникативной системе клавирной-фортепианной культуры, процесса осмысления пианистом исполняемого сочинения, методологии современной гуманитарной науки (теории диалога М. Бахтина и теории концептуальной интеграции М. Тёрнера и Ж. Фоконье, которая признана сегодня как обобщенная модель теории познания). Изучение наследия композитора позволило нам предложить метод интеграции концепции, который рассматривается на примере его Прелюдии gis-moll.
В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX-XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам. Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича. Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae. Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось.
В статье исследуются принципы нарративного мышления Р. Штрауса в «Метаморфозах» - сочинении для двадцати трех струнных инструментов. Основной фокус внимания сосредоточен на рассмотрении авторского метода работы с тематическим материалом, сформированного в предшествующих симфонических сочинениях, а также исследовании интонационной драматургии. Выявляются характерные для музыкального письма Штрауса интонационные связи с сочинениями Бетховена, в частности с траурным маршем из Третьей симфонии. Прослеживается раскрытие идеи метаморфоз через развитие и преобразование интонационно-гармонического ядра сочинения. Подход с позиций теории нарратива позволяет проанализировать последовательность музыкальных событий сочинения, посвященного уходу позднеромантической эпохи.
Статья посвящена практически неизвестной в наши дни комической опере А. Н. Верстовского «Тоска по родине» (1839). Сочинение привлекает внимание не только своим специфическим, несвойственным композитору почерком (с точки зрения жанрового наклонения, места и времени действия), но и тем, что оно отразило и предвосхитило тенденции своего времени: Верстовский стал одним из первых русских композиторов, обратившихся к испанским образам. В статье предпринята попытка выявить в опере «Тоска по родине» особенности музыкального воплощения образов русской и испанской культур, а также определить возможные связи сочинения с операми Обера, Доницетти и других композиторов, использовавших испанские сюжеты и локальный колорит.
В фокусе исследования - творческое объединение композитора Кайи Саариахо и ее постоянных соавторов, драматурга Амина Маалуфа и режиссера Питера Селларса, ярко воплотившееся в области музыкального театра. Материалом рассмотрения темы стали три оперы Саариахо, созданные в разные годы; сочинения несут в себе определенный художественный облик, характеризующий совместные работы трех мастеров. Три оперы объединяет такой специфический фактор, как сочетание особого психологизма в раскрытии сюжета с некоторыми элементами ирреальности. В каждой из опер этот фактор проявлен по-своему. При анализе тех или иных сторон произведений в статье обращается внимание на степень вклада композитора, либреттиста и режиссера в воплощение таковых. В заключении формулируются выводы относительно свойств, позволивших творческой команде добиться столь успешного и гармоничного сотрудничества. Впервые оперы Саариахо исследуются в подобном ракурсе.
Понятие «гармония», употребляемое и изучаемое в течение многих веков, продолжает оставлять немало вопросов. Современность, озвученная множеством проблем, - не есть исключение. Просматривая определения и круг понимания гармонии, мы установили ряд интересных особенностей, среди которых различие между словоупотреблением и звучанием самой современной музыки. Наша формулировка, «гармония - это система музыкально-эстетического и музыкально-теоретического мышления определенного периода в искусстве», стала предметом пристального внимания в данной статье.
Издательство
- Издательство
- РАМ им. Гнесиных
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- ФИО
- Рыжинский Александр Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mailbox@gnesin-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6911554