СААРИАХО, МААЛУФ, СЕЛЛАРС: СОАВТОРСТВО В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ (2024)
В фокусе исследования - творческое объединение композитора Кайи Саариахо и ее постоянных соавторов, драматурга Амина Маалуфа и режиссера Питера Селларса, ярко воплотившееся в области музыкального театра. Материалом рассмотрения темы стали три оперы Саариахо, созданные в разные годы; сочинения несут в себе определенный художественный облик, характеризующий совместные работы трех мастеров. Три оперы объединяет такой специфический фактор, как сочетание особого психологизма в раскрытии сюжета с некоторыми элементами ирреальности. В каждой из опер этот фактор проявлен по-своему. При анализе тех или иных сторон произведений в статье обращается внимание на степень вклада композитора, либреттиста и режиссера в воплощение таковых. В заключении формулируются выводы относительно свойств, позволивших творческой команде добиться столь успешного и гармоничного сотрудничества. Впервые оперы Саариахо исследуются в подобном ракурсе.
Идентификаторы и классификаторы
Кайя Саариахо (Kaija Saariaho, 1952–2023) принадлежала к числу композиторов, получивших всецелое мировое признание при жизни и, вне сомнения, к числу тех, кто этого признания достоин. В 2022 году музыкальная общественность отметила 70-летие музыканта. К глубокому сожалению, в июне 2023 года Саариахо скончалась, но, прикасаясь к ее музыке, мы продолжаем диалог…
Список литературы
- Схаплок Г. А. Музыка Кайи Саариахо. - Москва: Композитор, 2017. - 144 с.
- Kaija Saariaho. “L’amour de loin” [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. - URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/11937/LAmour-de-loin-Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
- Kaija Saariaho. “Innocence” [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. - URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/58414/Innocence-Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
- Meet the Composer: Kaija Saariaho in Conversation with Tom Service // Howell, Т., Hargreaves, J., Rofe, M. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. - Burlington: Ashgate, 2011. 265 р. - P. 3-15.
- Wise Music Classical: [вебсайт]. - URL: wisemusicclassical.com (дата обращения: 07.04.2024).
- Hautsalo L. “Kaukainen rakkaus Saavuttamattomuuden”: semantiikka Kaija Saariahon oopperassa: Väitöskirja esitetään. - Helsinki: Yliopistopiano, 2008. - 218 p.
- Lambright N.-S. “L’amour de loin” and the Vocal Works by Kaija Saariaho: A Dissertation In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Musical Arts. - New-York, 2008. - 116 p.
- Kern F. H. An Exploration of Compositional Technique in the Operas of Kaija Saariaho and Christian Jost: A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. - New York University, 2016. - 412 p.
- Саамишвили Н. Н. Оперы Кайи Саариахо 2000-х гг.: художественные идеи, музыкальная драматургия, композиционная техника: специальность 17.00.02 “Музыкальное искусство”: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - Москва, 2021. - 285 с. EDN: MEMGWU
-
Saariaho K. Five Acts in the Life of an Opera Composer / K. Saariaho / Translated from the French by Jeffrey Zuckerman // Music & Literature. - 2014. - № 5. - P. 29-47.
-
A Discussion and a Monologue: Esa-Pekka Salonen and Peter Sellars / Edited by Pekka Hako and Jaakko Mäntyjärvi. Transcribed by Jaakko Mäntyjärvi // Music & Literature. - 2014. - № 5. - P. 75-91.
-
McClary S. Spectral Sensualities: Collaborations with Kaija Saariaho // McClary S. The Passions of Peter Sellars: Staging the Music. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 2019. - P. 115-141.
-
Kallos M. The (Not So) Classical Productions of Peter Sellars: Ajax, Persians ans Children of Heracles. A Thesis Submitted in Partial Fulfilment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. - Vancouver, 2018. - 109 p.
-
Saariaho K. L'Amour de loin. Full score. Chester Music [Electronic source] // Wise Music Classical: [website]. - URL: https://www.wisemusicclassical.com/work/11937/LAmour-de-loin-Kaija-Saariaho/ (дата обращения: 07.04.2024).
-
Falot J. L'amour de loin de Amin Maalouf: La fin'amor d'entre deux rives [Electronic source] // La Plume francophone: [website]. - URL: http://la-plume-francophone.over-blog.com/article-5490122.html (дата обращения: 07.04.2024).
-
Calico J. H. Saariaho's L'Amour de loin: Modernist opera in the Twenty-First Century // Begam R., Smith M. W. (eds.), Modernism and Opera. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016. - P. 341-359.
-
McClary S. The lure of the Sublime: revisiting the modernist project // Transformations of Musical Modernism / eds. Erling E. Guldbrandsen and Julian Johnson. - Cambridge University Press, 2015. - P. 21-35.
-
Everett Y. The tropes of desire and jouissance in Kaija Saariaho's L'amour de loin // Klein M. L., Reyland N. Music and narrative since 1900. - Bloomington & Indiana: Indiana University Press, 2013. - P. 329-345.
-
Oskala A. Dreams about Music, Music about Dreams [Electronic source] // Howell Т., Hargreaves J., Rofe M. Kaija Saariaho: visions, narratives, dialogues. Burlington: Ashgate, 2011. - URL: https://books.google.ru/books?id=WCcxDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 1.04.2024).
-
Chansonnier provençal (Chansonnier La Vallière) [Electronic source] // Gallica.bnf.fr: [website]. - URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b60004306?rk=21459;2 (дата обращения: 07.04.2024).
-
Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма. Генезис и эволюция. - Москва: Языки славянских культур, 2009. - 552 с. EDN: SUQIST
-
Охониёзов В. Д. Символика цветов в персидско-таджикской суфийской поэзии [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2010. - № 8 (19). - Т. 2. - С. 68-72. - URL: https://moluch.ru/archive/19/1919/ (дата обращения: 07.05.2023). EDN: MUAWPF
-
Цветовая символика в исламской и персидской литературе [Электронный ресурс] // Исламосфера: [вебсайт]. - URL: http://islamosfera.ru/cvetovaya-simvolika-v-islamskoj-i-persidskoj-literature/ (дата обращения: 07.04.2024).
-
Geyer C. Amin Maalouf: Up-Close with the Man from Afar [Electronic resource] // MyScena: [website]. 31 December 2016. - URL: https://myscena.org/charles-geyer/amin-maalouf-close-man-afar/ (дата обращения: 07.04.2024).
-
Fenollosa E., Pound E. "Noh" or Accomplishment: A Study of the Classic Stage of Japan. - London: Macmillan and Co., Limited, 1916. - 268 p.
-
Hatab S. The silence before the sound. An interview with Kaija Saariaho [Electronic source] // Website Opéra national de Paris. - URL: https://www.operadeparis.fr/en/magazine/the-silence-before-the-sound (дата обращения: 07.04.2024).
-
Саамишвили Н. Н. Претворение традиций театра Но в опере "Только звук остается" Кайи Саариахо [Электронный ресурс] // Опера в музыкальном театре: история и современность Материалы Международной научной конференции, 11-15 ноября 2019 г. / ред-сост. И. П. Сусидко / Том 2. - Москва: РАМ имени Гнесиных, 2019. - С. 541-550. - URL: https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/OperaMusicalTheatre/2019_Book_OperaInMusicalTheatre_Vol2.pdf (дата обращения: 12.03.2024). EDN: DKRWXB
-
Саамишвили Н. Н. Only the Sound Remains Кайи Саариахо: источник, идеи, воплощение // Ирина Сусидко и ее школа аналитического музыкознания. Cборник статей в честь Ирины Петровны Сусидко. - Москва: Пробел, 2023. - С. 123-141.
-
Only the Sound Remains: Peter Sellars (Full) - Dutch National Opera. Видео-хостинг YouTube [Электронный ресурс]. - URL:&t=440s (дата обращения: 07.04.2024).
-
Maalouf A. Adriana Mater [E-book]. - Paris: Editions Grasset; Fasquelle, 2006.
-
Hirsbrunner T. L'amour de loin und Adriana Mater, die beiden Opern von Kaija Saariaho. Ein Vergleich // Musiktheater der Gegenwart. - Salzburg: Verlag Müller-Speiser, Anif. - 2008. - S. 203-210.
-
Riding A. The Opera "Adriana Mater" Addresses Motherhood in a War Zone [Electronic source] / A. Riding // The New York Times. - URL: http://www.nytimes.com/2006/04/05/arts/music/05adri.html?_r=0 (дата обращения: 07.04.2024).
-
Ross А. Birth. A New Opera from the Finnish Composer Kaija Saariaho [Electronic source] // The New Yorker. - URL: http://www.newyorker.com/archive/2006/04/24/060424crmu_music?currentPage=all (дата обращения: 07.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена фундаментальной проблеме: построению теории исполнительской интерпретации. Основу нашего подхода составляет понятие «концепция», которое выдвинул С. В. Рахманинов. Не только гениальный музыкант, но и художник-мыслитель, Рахманинов указал в своих статьях (1909-1910) на основополагающее значение понятия концепции, стоящей во главе угла интерпретации. В нашем исследовании понятие «концепция» изучается как результат взаимодействия трех факторов: эволюции представлений в коммуникативной системе клавирной-фортепианной культуры, процесса осмысления пианистом исполняемого сочинения, методологии современной гуманитарной науки (теории диалога М. Бахтина и теории концептуальной интеграции М. Тёрнера и Ж. Фоконье, которая признана сегодня как обобщенная модель теории познания). Изучение наследия композитора позволило нам предложить метод интеграции концепции, который рассматривается на примере его Прелюдии gis-moll.
В статье рассматривается цикл прелюдий для фортепиано М. Вайнберга «Детская тетрадь». Осмысляется значение произведения в творчестве композитора, его автобиографический характер. Отмечаются смысловые и стилистические пересечения сочинения с произведениями зарубежных и русских композиторов XIX-XX веков (Шопена, Шумана, Мусоргского и Шостаковича), выявляются отсылки к различным жанровым прототипам. Исследуются композиционные и драматургические принципы цикла, ладово-интонационные особенности. Проводятся параллели между сочинением Вайнберга и вокальным циклом Мусоргского «Детская» и прелюдиями, ор. 34, Шостаковича. Ранее цикл прелюдий Вайнберга «Детская тетрадь» № 2 не рассматривался в жанрово-стилистическом ракурсе.
Два ярких и крупных по своим масштабам сочинения С. В. Рахманинова зарубежного периода, «Рапсодия на тему Паганини» и Симфония № 3, рассматриваются как «произведения-собеседники»: произведения близки по времени создания (1934 и 1936 годы), написаны в общей тональности a-moll, каждое имеет в своем музыкальном материале тему-символ Dies irae. Сопоставление осуществляется по нескольким направлениям: исследуется музыкальный язык сочинений (истоки, роль цитат и стилизаций), осмысливается позиция автора-композитора в Рапсодии и Симфонии (как одного из «персонажей» этих произведений), а также особенности концепций и музыкально-драматургических принципов их воплощения. Выводы относительно общих и отличных элементов концепций двух произведений связываются с возможным изменением отношения Рахманинова (к середине 1930-х годов) к перспективам выживания русского народа в условиях советской власти. Исследование «Рапсодии на тему Паганини» и Симфонии № 3 как участников своеобразного «диалога» до сих пор не проводилось.
В статье исследуются принципы нарративного мышления Р. Штрауса в «Метаморфозах» - сочинении для двадцати трех струнных инструментов. Основной фокус внимания сосредоточен на рассмотрении авторского метода работы с тематическим материалом, сформированного в предшествующих симфонических сочинениях, а также исследовании интонационной драматургии. Выявляются характерные для музыкального письма Штрауса интонационные связи с сочинениями Бетховена, в частности с траурным маршем из Третьей симфонии. Прослеживается раскрытие идеи метаморфоз через развитие и преобразование интонационно-гармонического ядра сочинения. Подход с позиций теории нарратива позволяет проанализировать последовательность музыкальных событий сочинения, посвященного уходу позднеромантической эпохи.
В статье рассматривается влияние идей панславизма на культуру Чехии конца XIX века. Впервые чешский панславизм рассматривается хронологически (с 60-х до 90-х годов XIX века) с трех позиций: его проявления в политической и культурной жизни (в диалоге Чехия-Россия), а также в творчестве Дворжака. В статье заостряется внимание на взаимовлиянии культурной и политической жизни Праги, раскрывается полемика между двумя политическими партиями («Младочехи» и «Старочехи») и споры в чешской прессе, разделившие музыкальный мир на защитников Сметаны и Дворжака. Большое значение в исследовании отводится рассмотрению творчества Дворжака в контексте панславизма (политика, литература, музыкальная критика, культурный диалог).
Статья посвящена практически неизвестной в наши дни комической опере А. Н. Верстовского «Тоска по родине» (1839). Сочинение привлекает внимание не только своим специфическим, несвойственным композитору почерком (с точки зрения жанрового наклонения, места и времени действия), но и тем, что оно отразило и предвосхитило тенденции своего времени: Верстовский стал одним из первых русских композиторов, обратившихся к испанским образам. В статье предпринята попытка выявить в опере «Тоска по родине» особенности музыкального воплощения образов русской и испанской культур, а также определить возможные связи сочинения с операми Обера, Доницетти и других композиторов, использовавших испанские сюжеты и локальный колорит.
Понятие «гармония», употребляемое и изучаемое в течение многих веков, продолжает оставлять немало вопросов. Современность, озвученная множеством проблем, - не есть исключение. Просматривая определения и круг понимания гармонии, мы установили ряд интересных особенностей, среди которых различие между словоупотреблением и звучанием самой современной музыки. Наша формулировка, «гармония - это система музыкально-эстетического и музыкально-теоретического мышления определенного периода в искусстве», стала предметом пристального внимания в данной статье.
Издательство
- Издательство
- РАМ им. Гнесиных
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- Юр. адрес
- 121069 г. Москва ул. Поварская д. 30-36, стр. 1
- ФИО
- Рыжинский Александр Сергеевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mailbox@gnesin-academy.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6911554