Статья посвящена проблеме влияния компактного или дисперсного расселения на стратегии социокультурной адаптации сельских мигрантов в городских условиях. В качестве теоретического инструмента используется концепция стратегий аккультураций Дж. Берри. Слабой стороной этой теории является то, что она учитывает прежде всего дискурсивный уровень, но уделяет мало внимания уровню практик. Поэтому в нашей теоретической модели мы дополнили, опираясь на идеи П. Бурдьё, данную концепцию анализом практик. Статья основана на материалах лонгитюдного эмпирического исследования в г. Улан-Удэ. Во-первых, были рассмотрены стратегии социокультурной адаптации сельских мигрантов, проживающих в сквоттерских поселениях («нахаловках»); во-вторых, чтобы понять специфику социокультурной адаптации мигрантов, проживающих компактно в «нахаловках», мы сравнили их со стратегиями адаптации сельских мигрантов, которые расселяются в городе дисперсно. По результатам исследования выявлено, что сельские мигранты используют широкий диапазон стратегий социокультурной адаптации. Проведение лонгитюдного исследования показало также, что стратегии со временем могут изменяться. Важной находкой стало открытие декларативных стратегий адаптации, когда сельские мигранты говорят о следовании одной стратегии, а на уровне практик используют совершенно другие. Ключевое различие между мигрантами, проживающими компактно в «нахаловках» и дисперсно по всему городу, выявлено на примере стратегии ассимиляции. Также исследование показало, что стратегия сепарации характерна не только для жителей сквоттерских поселений, но и для сельчан, которые проживают за пределами мигрантских районов.
Идентификаторы и классификаторы
Проблема адаптации и интеграции мигрантов в принимающих обществах — одна из ключевых тем в исследованиях миграции. Важную роль в процессе адаптации и интеграции наряду с другими факторами играет характер расселения мигрантов. Они могут проживать дисперсно, а могут селиться компактно, создавая мигрантские районы. Во многих городах мира мигрантскими районами, большинство жителей которых составляют сельские мигранты, в некоторых случаях становятся сквоттерские (неформальные) поселения.
Список литературы
-
Алексеева М.С. (2010) Сельско-городская миграция и проблема самовольных поселений в постсоветской Бурятии: социально-экологический подход. Журнал социологии и социальной антропологии, 13(4): 128-135. EDN: NCFHTN
-
Алексеева М.С., Галиндабаева В.В. (2014) Формирование конструктов элитарности в контексте процессов социальной сегрегации городского пространства (на примере проспекта Победы в г. Улан-Удэ). Журнал социологии и социальной антропологии, 17(3): 20-32. EDN: SWEWTJ
-
Амоголонова Д.Д. (2008) Современная бурятская этносфера: дискурсы, парадигмы, социокультурные практики. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. EDN: UJALVD
-
Амоголонова Д.Д., Елаева И.Э., Скрынникова Т.Д. (2005) Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период). Иркутск: Радиан. EDN: TBLTVN
-
Бадмаев А.З. (2002) Неформальные молодежные ассоциации в Улан- Удэ. Вестник Евразии, 1: 90-104. EDN: HZBXMB
-
Балханов И.Г. (2003) Социализация и этничность бурят в городских условиях. Социологические исследования, 2: 55-59. EDN: OONAPN
-
Батомункуев С.Д. (2002) О социокультурной модернизации и двуязычии бурят. Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра. EDN: VKOXEH
-
Батомункуев С.Д. (2005) Этническая идентичность в условиях постсоветского Улан-Удэ. Байкал, спецвыпуск: 146-151.
-
Батомункуев С.Д. (2011) Тема урбанизации бурят в неизвестной рукописи повести Платона Малакшинова “В далеком городе” (1941 г.). Tartaria Magna, 1: 138-147. EDN: OWNVIV
-
Будаева Д.Ц. (2011) Двуязычие как важный способ межнациональной консолидации. Вестник Бурятского государственного университета, 6: 110-113. EDN: NVVRQV
-
Бурдьё П. (2007) Стратегии воспроизводства и способы господства. Социология социального пространства. Пер. с фр.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя: 97-120.
-
Буянова А.Ю. (2006) Улан-Удэ: адаптация сельской молодежи к городскому и образовательному пространству. Вестник Евразии, 3: 24-40. EDN: HVEPIT
-
Галиндабаева В.В. (2017) "Головары" или "истинные буряты"? репрезентации сельской маскулинности в Бурятии. Журнал социологии и социальной антропологии, 20(5): 113-132. EDN: ZVMKGP
-
Давыдов В.Н., Карбаинов Н.И., Симонова В.В., Целищева В.Г. (2006) Агинская street, танец с огнем и алюминиевые стрелы: Присвоение культурных ландшафтов. Хабаровск: Хабаровский научный центр ДВО РАН, Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова. EDN: QOHAVV
-
Девятко И.Ф. (1998) Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.
-
Доржиева И.Ц. (2009) Этнокультурные процессы в среде городских бурят (по материалам социологического исследования). Вестник Бурятского государственного университета, 7: 98-102. EDN: KGXGAJ
-
Здравомыслова Е., Темкина А. (2007) Категоризация взаимодействий: конструирование идентичности в сексуальной сфере. Российский гендерный порядок: социологические подходы. Е. Здравомыслова, А. Темкина (ред.). СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. EDN: EAHOEV
-
Карбаинов Н. (2004) "Городские" и "головары" в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города). Вестник Евразии, 2: 170-183. EDN: HYRTRZ
-
Карбаинов Н.И. (2007) "Нахаловки" Улан-Удэ: "огораживание" пригородной земли. Социологические исследования, 11: 136-139. EDN: IJAIEF
-
Минерт Л.К. (1983) Архитектура УланУдэ. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство.
-
Осинский И.И., Хабудаева В.А. (2014) Традиции в культуре современной бурятской молодежи. Вестник Бурятского государственного университета, 6(2): 69-73.
-
Романов, П. В., Ярская-Смирнова, Е. Р. (1998) "Делать знакомое неизвестным..".: этнографический метод в социологии. Социологический журнал, 1-2: 145-160. EDN: UGRTVV
-
Содномпилова М.М. (2009) Сельско-городская миграция в Бурятии: формирование транслокального сообщества. Город и село в постсоветской Бурятии: социальноантропологические очерки. Скрынникова Т.Д. (ред.) Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН: 165-186. EDN: UDTCAP
-
Хамфри К. (2010) Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис. EDN: QOKTWX
-
Шмыт З. (2013) "Модерн номадс": антропологические очерки современных бурятских миграций в России. Иркутск: Оттиск.
-
Юдина Т.Н. (2004) Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Дашков и Ко. EDN: VALSJF
-
Abu-Lughod J. (1961) Migrant Adjustment to City Life: The Egyptian Case. American Journal of Sociology, 67(1): 22-32.
-
Berry J.W. (1997) Immigration, Acculturation, and Adaptation. Applied Psychology: An International Review, 46(1): 5-68.
-
Berry J.W., Sabatier C. (2010) Acculturation, discrimination, and adaptation among second generation immigrant youth in Montreal and Paris.International Journal of Intercultural Relations, 34: 191-207. EDN: SKJQIX
-
Brettell C. (2003) Bringing the city back in: Cities as contexts for immigrant incorporation. In: Foner N. (ed.) American arrivals: anthropology engages the new immigration. Santa Fe: School of American Research: 163-195.
-
Brettell C.B., Hollifield J.F. (2015) Introduction. Migration Theory: Talking across Disciplines. In: Brettell C.B., Hollifield J.F. (eds) Migration Theory: Talking across Disciplines. N.Y.; L.: Routledge.
-
Brettell C., Kemper R. (2010) Cityward Migration in Comparative Perspective. In: Gmelch G., Kemper R., Zenner W. (eds) Urban Life: Reading in the Anthropology of the City. Fifth edition. Long Grove: Waveland Press: 347-358.
-
Chakars М. (2014) The Socialist Way of Life in Siberia: Transformation in Buryatia. Budapest; N.Y.: Central European University Press. EDN: VGGFXN
-
Cornelius W.A. (1977) The Political Sociology of Cityward Migration in Latin America: Toward Empirical Theory. In: Abu-Lughod J., Hay J.R.R. (eds) Third World Urbanization. N.Y.; L.; Toronto: Methuen.
-
Costello M.A. (1987) Slums and Squatter Areas as Entrepots for Rural-Urban Migrants in a Less Developed Society. Social Forces, 66(2): 427-445.
-
Erman T. (1998) Becoming "Urban" or Remaining "Rural": The Views of Turkish Rural-to-Urban Migrants on the "Integration" Question.International Journal of Middle East Studies, 30(4): 541-561.
-
Faist T. (2000) Transnationalization in international migration: implications for the study of citizenship and culture. Ethnic and Racial Studies, 23(2): 189-222. EDN: GVIHQL
-
Glazer N., Moynihan D. (1963) Beyond the Melting Pot: The Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians and Irish of New York City. Cambridge: MIT Press.
-
Gordon M. (1964) Assimilation in American life: the role of race, religion, and national origins. N.Y.: Oxford University Press.
-
Graves N.B., Graves T.D. (1974) Adaptive Strategies in Urban Migration. Annual Review of Anthropology, 3(1): 117-151.
-
Isabaeva E. (2020) Squatters and the socialist heritage: A comparison of informal settlements in Kyrgyzstan and Kazakhstan. In: Grashoff U. (ed.) Comparative Approaches to Informal Housing Around the Globe. L.: UCL Press: 95-109.
-
Karpat K.H. (1976) The Gecekondu: Rural Migration and Urbanization. Cambridge: Cambridge University Press.
-
Lloyd P. (1979) Slums of Hope? Shanty Town of the Third World. Manchester: Manchester University Press.
-
Manzanova G. (2007) City of Migrants: Contemporary Ulan-Ude in the Context of Russian Migration. In: Alexander C., Buchli V., Humphrey C. (eds) Urban Life in PostSoviet Asia. University College London Press: 125-135. EDN: FPOIQH
-
McGee T. G. (1971) The Urbanization Process in the Third World: Explorations in Search of Theory. L.: G. Bell and Sons.
-
Park R., Burgess E. (1969) Introduction to the Science of Sociology. Chicago; L.: Chicago Univ. Press.
-
Peattie L., Aldrete-Haas J.A. (1981) "Marginal" Settlements in Developing Countries: Research, Advocacy of Policy, and Evolution of Programs. Annual Review of Sociology, 7: 157-175.
-
Portes A., Zhou M. (1993) The new second generation: Segmented assimilation and its variants. The annals of the American academy of political and social science, 530(1): 74-96. EDN: JLDVNR
-
Simić A. (1974) Urbanization and Cultural Process in Yugoslavia. Anthropological Quarterly, 47(2): 211-227.
-
Thomas W.I., Znaniecki F. (1920) The Polish Peasant in Europe and America: Monograph of an Immigrant Group. Vol. 5. Organization and Disorganization in America. Boston: Richard G. Badger; The Gorham Press.
-
Tsenkova S., Potsiou C., Badyina A. (2009) Self-made Cities: In Search of Sustainable Solutions for Informal Settlements in the United Nations Economic Commission for Europe Region. N.Y.; Geneva: United Nations Publications.
-
Yessenova S. (2010) Borrowed Places: Eviction Wars and Property Rights Formalization in Kazakhstan. In: Wood D.C. (ed.) Economic Action in Theory and Practice: Anthropological Investigations. Bingley: Emerald: 11-46.
-
Zhimbiev B. (2000) History of the Urbanization of a Siberian City: UlanUde. L.: The White Horse Press.
-
Соголов С., Халматов Б. Два года до сноса. Проблемы оформления самоволок обсудили в Улан-Удэ. Телеканал Ариг Ус, 22.03.2019 [https://arigus.tv/news/item/126032/](дата обращения: 07.04.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Российские каршеринговые компании активно развиваются, увеличивая количество предлагаемых услуг и предоставляемых в краткосрочную аренду автомобилей. Стремительное развитие каршеринга особенно актуально для мегаполисов, прежде всего для Москвы, в которой в настоящий момент работают десять каршеринговых операторов, обслуживающих в совокупности более 30 000 автомобилей и 135 000 поездок в день. При этом, по данным исследовательских компаний, большинство пользователей каршериновых услуг – мужчины. С чем связана эта гендерная диспропорция? Почему женщины реже пользуются каршерингом? В поисках ответов на данные вопросы в статье анализируется отношение женщин-водителей к сервису краткосрочной аренды автомобилей. Авторы опираются на исследование, состоявшее из двух этапов: всероссийский онлайн-опрос РОМИР (выборка 974 человека, 2020 г.) и серия полуформализованных интервью (15 человек, 2021 г.). В ходе анализа данных обнаружено, что само наличие сервиса аренды краткосрочных автомобилей может выступать стимулом для получения водительских прав, а каршеринг воспринимается женщинами-водителями двояко: и как личный, и как общественный транспорт.
Согласно многократно протестированной в мировой науке «контактной гипотезе», контакты с мигрантами и то, как принимающее население оценивает это взаимодействие, являются важными факторами влияния на уровень ксенофобии. Статья, основанная на результатах проведенного в 2021 г. комбинированного исследования среди москвичей (опрос и полуструктурированные интервью), посвящена тому, как и почему одна из массовидных и социально значимых форм общения - профессиональное взаимодействие - становится ареной борьбы негативизма по отношению к мигрантам с позитивно-нейтральными установками. Отвечая на проективный вопрос в ходе опроса 452 москвичей, респонденты продемонстрировали высокую степень нежелания работать вместе с приезжими из трех стран Центральной Азии, трех стран Закавказья и двух автономий Северного Кавказа. В то же время подавляющее большинство участников опроса, имеющих опыт работы с приехавшими из названных регионов, оценили ее качество в нейтральных категориях, свободных от этнических предубеждений. Взаимодействие в трудовой сфере оказалось важным каналом «позитивизации» взгляда на мигрантов, но благотворная роль производственных контактов делает их не только ресурсом, но и своего рода барьером, поскольку вряд ли возможно их повсеместное распространение. Существуют ли какие-то еще причины нежелания работать вместе с мигрантами, помимо отсутствия опыта непосредственного производственного общения? Влияет ли на позицию респондентов социальный контекст, обрамляющий использование трудовых мигрантов в России/Москве? Опрос показал также, что по всем территориям выхода, кроме Армении и Грузии, различия между степенью отрицания были близки к статистической погрешности. Означает ли это слабую чувствительность к этническим особенностям той или иной группы иноэтничных мигрантов? Или такая чувствительность отодвигается в сторону действием более сильных факторов отторжения с социальной окрашенностью? Прояснить поставленные вопросы помогает анализ интервью с москвичами. Устойчиво присутствующими в них сквозными темами стали, во-первых, теневые практики использования труда мигрантов, направленные на консервацию особых ниш занятости, существующих за счет низкостатусных приезжих; во-вторых, описания альтернативного и более предпочтительного, по отношению к наблюдаемому, образа мигранта, который мог бы вписаться в наднациональную городскую культурную среду. Эти результаты привлекают внимание к социально-экономическим и культурным причинам возникновения мигрантофобии в виде социально-статусных различий между принимающим населением и «этническими другими».
Анализируется особый тип политического поведения и политического конфликта, свойственный публичной сфере демократически организованных обществ. С опорой на концепции Х. Арендт и Ш. Муфф, авторы предлагают называть его «агонистическим». Как показано в работе, в городской среде агонистические конфликты проявляются наиболее интенсивно, что, в частности, обусловлено высокой степенью разнообразия города как системы, а также наличием в нем объектов, обладающих символической значимостью в процессе конкуренции акторов за обладание дискурсивной властью. В центре внимания авторов оказываются агонистические конфликты, связанные с борьбой разных «памятей» в городском пространстве, а в качестве конкретных кейсов выбраны английский Бристоль и столица Латвии Рига. В первом случае рассматриваются дебаты по поводу коммеморации Эдварда Колстона, пик которых пришелся на BLM-протесты 2020 г., во втором - дискуссия относительно дальнейшей судьбы российского/советского культурного и архитектурного наследия. Агонистический подход позволяет по-иному посмотреть на «войны памяти/памятников», являющиеся в последние годы заметной частью общественно-политической жизни Европы и некоторых стран постсоветского пространства. Ревизия прошлого предстает не борьбой с «исторической правдой», с историей как таковой, но оказывается частью закономерного процесса пересмотра общественных конвенций в результате борьбы разных акторов за символическую власть (по П. Бурдье). В статье также поднимается вопрос о том, следует ли рассматривать примеры Бристоля и Риги в контексте нового направления социогуманитарного знания - постколониальных городских исследований.
Рассматривается роль социокультурного потенциала в развитии сельских районов Европейского Севера России. Социокультурный потенциал определяется как способность представителей сельских локальных сообществ воспроизводить культурный капитал и использовать его в качестве ресурса для развития территорий. Исследование основывается на результатах полевых работ, которые проводились в 2021 и 2022 гг. в муниципальных образованиях Приморского района Архангельской области, расположенных в дельте р. Северная Двина и на побережье Белого моря. В работе применялся социально-антропологический подход, благодаря которому была получена описательная и качественная информация о локальной экономике, социальной структуре рассматриваемых территорий, повседневных практиках жизнедеятельности местного населения. Основу исследовательской методики составили неформализованные глубинные интервью с сельскими жителями, а также включенное наблюдение за жизнедеятельностью местного населения. В результате исследования выявлены негативные тенденции социально-экономического развития островных и прибрежных поселений Приморского района Архангельской области. К ним относятся хозяйственное и социальное сжатие, опустошение и усиление периферийности территорий. Основными источниками жизнеобеспечения местного населения являются приусадебное хозяйство и рыбный промысел. На фоне социально-экономического кризиса с 2010-х годов возникают и другие явления: в среде местных жителей формируются группы людей, которые, опираясь на историю и культуру деревень, собственные знания и опыт, инициируют и развивают самобытные музеи, дома культуры, художественную самодеятельность, способствуя развитию в деревнях культурно-ориентированного туризма. Сделан вывод о том, что социокультурный потенциал исследуемых сообществ представляет собой единство индивидуальных, социальных, культурных ресурсов местных сообществ, которые сегодня являются основным фактором саморазвития сельских территорий.
Предпринята попытка критического переосмысления представлений о калининградском социуме как «особом» социокультурном феномене, возникшем под влиянием эксклавного положения региона, соседства со странами ЕС и активных трансграничных контактов населения. Опираясь на культурно-ценностную парадигму и смешанные методы социальных исследований: портретный ценностной опросник Шварца, фокус-группы и структурированные интервью, авторы предлагают типологию населения Калининградской области в зависимости от разделяемых людьми ценностных представлений и моделей поведения. Показано, что особенности системы ценностей калининградцев детерминированы не столько спецификой геополитического положения и влиянием европейских стран, сколько межпоколенческими различиями, локальным средовым контекстом и советским наследием. Особое внимание уделено сопоставлению портрета калининградцев, полученного на основании данных опросника Шварца, и их саморепрезентации, а также роли образов россиян и европейцев в самооценке и формировании представлений о самих себе. Авторы приходят к выводу о сложности и внутренней противоречивости устройства калининградского социума, объединенного идеей «особости», но разделенного в силу эрозии социально-нормативных представлений, фокусирования на личных интересах, персональной фрустрации и социальных барьеров, связанных с неравномерностью территориального развития и дефицитом ресурсов самореализации. Гипотеза о трансграничных влияниях находит лишь частичное подтверждение, отражая разнонаправленные социальные процессы, затрагивающие регион.
Обсуждается проблема цивилизационного самоопределения, выдвигается типология моделей цивилизационного развития современных обществ. Проблема цивилизационного развития современных обществ имеет многовекторный характер. На основе цивилизационного подхода анализируются основные тенденции новейших конфигураций и многообразных общественных процессов разного уровня в современных странах. При всех различиях и уникальности отдельных государств существует определенное единство их цивилизационного развития, которое проявляется в мозаичности и множественности общих и особенных свойств цивилизационной динамики в любом социуме, в конкретных типах цивилизационного комплекса страны, ее отдельных сообществ, территорий, поселений. Делается вывод о многообразии цивилизационных моделей современности, представляющих собой сложное переплетение экономических, политических, социоструктурных, социокультурных, институциональных форм, практик, взаимодействий различных индивидов, групп, сообществ, государств. В методологическом отношении выделяемые модели цивилизационного развития современных обществ характеризуют множественность цивилизационных форм и комплексов современных обществ. Предлагаемая схема анализа цивилизационных моделей современных обществ позволяет выявить динамику социокультурных перемен, особенности их цивилизационной идентификации, цивилизационный потенциал региональных и локальных территорий.
Рассматриваются метатеоретические основания формирующейся социологической парадигмы цивилизационного анализа, представленной двумя основными ответвлениями: теорией «цивилизационных паттернов» и теорией «процессов цивилизации». Интеграционный потенциал цивилизационного анализа зависит от способа решения дилеммы «автономизм vs конститутивизм» в трактовке фундаментальной понятийной дихотомии «культура - власть», образующей особый фокус современной социологической проблематики. Предпринятое Дж. Оликом обоснование последовательной конститутивистской позиции с опорой на процессный подход Н. Элиаса в резком противопоставлении принципу аналитической автономии культуры, положенному Ш. Эйзенштадтом в основание «паттерного» направления, ведет к расколу цивилизационного анализа. В качестве альтернативного «интегрального» решения метатеоретической дилеммы предлагается культуроориентированная версия исторического конститутивизма, обнаруживаемая в проекте цивилизационного анализа Й. Арнасона. При этом метатеоретическая дилемма между автономизмом и конститутивизмом переводится в онтологическую проблему соотношения «измерений» и «сфер» социальной жизни. Сформулированный Й. Арнасоном «парадокс культуры» рассматривается как решение вышеозначенной дилеммы. Данное решение имеет фундаментальное значение не только для консолидации формирующейся парадигмы цивилизационного анализа, но и для становления «широкой программы» культурсоциологии и для развития социальной теории в целом.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru