Предпринята попытка критического переосмысления представлений о калининградском социуме как «особом» социокультурном феномене, возникшем под влиянием эксклавного положения региона, соседства со странами ЕС и активных трансграничных контактов населения. Опираясь на культурно-ценностную парадигму и смешанные методы социальных исследований: портретный ценностной опросник Шварца, фокус-группы и структурированные интервью, авторы предлагают типологию населения Калининградской области в зависимости от разделяемых людьми ценностных представлений и моделей поведения. Показано, что особенности системы ценностей калининградцев детерминированы не столько спецификой геополитического положения и влиянием европейских стран, сколько межпоколенческими различиями, локальным средовым контекстом и советским наследием. Особое внимание уделено сопоставлению портрета калининградцев, полученного на основании данных опросника Шварца, и их саморепрезентации, а также роли образов россиян и европейцев в самооценке и формировании представлений о самих себе. Авторы приходят к выводу о сложности и внутренней противоречивости устройства калининградского социума, объединенного идеей «особости», но разделенного в силу эрозии социально-нормативных представлений, фокусирования на личных интересах, персональной фрустрации и социальных барьеров, связанных с неравномерностью территориального развития и дефицитом ресурсов самореализации. Гипотеза о трансграничных влияниях находит лишь частичное подтверждение, отражая разнонаправленные социальные процессы, затрагивающие регион.
Идентификаторы и классификаторы
Систематические исследования, проводимые в Калининградской области историками, демографами, социологами и географами, сформировали обширный массив публикаций, посвященных описанию регионального социума, анализу происходящих демографических сдвигов, изменений мировоззрения и привычек. При всех различиях используемых подходов авторов этих работ объединяет отношение к региону как особому феномену и стремление найти аналогии, позволяющие вписать наблюдаемые процессы в определенную концептуальную рамку.
Список литературы
-
Алимпиева А.В. (2014) Социальная идентичность в условиях культурного многообразия: поиск или навязывание? (на примере Калининградской области). Вестник БФУ им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология, 11: 60-66. EDN: SIJUAQ
-
Андрейчук Н.В., Гаврилина Л.М. (2011) Феномен калининградской региональной субкультуры (социальнофилософский и культурологический анализ). Калининград: Изд. РГУ им. И. Канта.
-
Артоболевский С.С. (2009) Калининградская область: уникальный регион и типичный центр. Балтийский регион, 2(2): 115-128. EDN: KYPVIL
-
Вендина О.И., Гриценко А.А., Зотова М.В., Зиновьев А.С. (2021) Идентичность калининградцев: влияние социальных убеждений на выбор самоидентификации. Известия РАН. Серия географическая, 85(4): 565-578. EDN: NBFFCV
-
Вендина О.И., Зиновьев А.С. (2022) Пограничность и периферийность: к вопросу о контексте формирования калининградской идентичности. Мир России, 31(2): 118-143. EDN: VQTJYS
-
Воронин Г.Л. (2010) Еще раз о “Кластерах на факторах”. Социологический журнал, 3: 21-34. EDN: PBDSOX
-
Гаврилина Л.М. (2013) “Калининградский текст” как репрезентация региональной идентичности. Лабиринт. Журнал социальногуманитарных исследований, 5: 88-99.
-
Галицкая Е.Г., Галицкий Е.Б. (2006) Кластеры на факторах. Как избежать распространенных ошибок. Социология 4М, 22: 145-161.
-
Гества К. (2018) Советский человек. История одного собирательного понятия. Вестник общественного мнения, 126(1-2): 53-76. EDN: VJCJGW
-
Григорьева Р.А., Мартынова М.Ю. (2017) Молодежь в городах Калининградской области. М.: ИЭА РАН. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 260).
-
Гудков Л.Д. (2004) Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М.: НЛО.
-
Гудков Л.Д. (2009) Условия воспроизводства советского человека. Вестник общественного мнения, 2: 8-37. EDN: MTXGSL
-
Гуреев С.В. (2007) Анализ рисунков в социологических исследованиях. Социологические исследования, 10: 132-139. EDN: IJAHTB
-
Задорин И.В. (2018) Регионы "рубежа": территориальная идентичность и восприятие "особости". Полития, 89(2): 102-136. EDN: PILJIX
-
Инглхарт Р., Вельцель К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. EDN: QOMHTL
-
Инглхарт Р. (2018) Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль.
-
Калашников К.Н., Будилов А.П. (2019) Контуры социокультурной самобытности жителей Калининградской области. Эпоха науки, 20: 513-519. EDN: IVWUFS
-
Клемешев А.П., Федоров Г.М., Алимпиева (2003) Калининградский социум: проблемы консолидации и стратификации. Калининград: Изд. КГУ. (Регион сотрудничества. Вып. 2(20).
-
Костяшов Ю.В. (1996) Заселение Калининградской области после Второй мировой войны. Гуманитарная наука в России. Т. 2. М.: 82-87. EDN: WYGDYZ
-
Костяшов Ю.В. (ред.) (2018) Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Калининград: Калининградская книга. EDN: SLEFWS
-
Кузнецов И.М. (2017) Ценностные ориентиры и социально-политические установки россиян. Социологические исследования, 1: 47-55. EDN: XXRRLX
-
Латова Н.В. (2016) Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда). Вестник Института социологии, 19: 155-179. EDN: XWETNN
-
Левада Ю.А. (ред.) (1993) Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90х. М.: Мир; Океан.
-
Левада Ю.А. (1995) "Человек советский" пять лет спустя: 1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 9-14. EDN: HTYGFN
-
Левада Ю.А., Шанин Т. (ред.) (2005) Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М.: НЛО.
-
Левинсон А.Г. (2009) Фокус-группы и открытые групповые дискуссии как методы, используемые в прикладных исследованиях. Штейнберг И. (ред.) Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя: 217-254.
-
Магун В.С., Руднев М.Г. (2021) За пределами "человека советского": россияне в европейской ценностной типологии. Рогов К. (ред.) Демонтаж коммунизма. Тридцать лет спустя. М.: НЛО: 325-353. EDN: LIOTPG
-
Магун В., Руднев М. (2008) Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 93(1): 33-58. EDN: JRHFXN
-
Малинова О.Ю. (2014) В ожидании объединяющего нарратива: Символическое измерение постсоветской трансформации России. Малинова О.Ю. (ред.) Символическая политика: Сб. науч. труд. Вып. 2: Споры о прошлом как проектирование будущего. М.: ИНИОН РАН: 344-353. EDN: ULCLQT
-
Мартынова М.Ю. (2014) Калининградцы: геополитические вызовы и региональная субкультура. Геополитический журнал, 3: 2-20. EDN: TNKFQV
-
Мартынова М.Ю., Гурко А.В., Верещагина-Гурко А.В., Григорьева Р.А., Зимовина Е.П., Зыкина О.А., Кляус М.П., Ракова Л.В. (2022) На границе со странами Евросоюза: жизненные стратегии молодежи Калининградской и Гродненской областей. М.: ИЭА РАН. EDN: DEIKDC
-
Парсонс Т. (1998) Система современных обществ. М.: Аспект Пресс.
-
Парсонс Т. (2002) О социальных системах. М.: Академический проект.
-
Пилясов А.Н. (2004) Калининградская область - препятствия и предпосылки для перехода к модели экспортоориентированной экономики. Регион сотрудничества, 16(41): 34-54. EDN: KVEDSX
-
Пипия К. (2020) Структура и воспроизводство памяти о Советском Сою зе в российском общественном мнении. М.: Левада-центр.
-
Радаев В.В. (2018) Прощай, советский простой человек! Общественные науки и современность, 3: 51-65. EDN: XNSBDF
-
Радаев В.В. (2019) Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ИД ГУ-ВШЭ. EDN: STOTFS
-
Смородинская Н.В. (2001) Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ. Вопросы экономики, 11: 106-127.
-
Титков А.С. (2019) Призрак советского человека. Социология власти, 31(4): 53-94. EDN: NLKIPW
-
Федоров Г.М. (2010) Калининградская дилемма: "Коридор развития" или "Двойная периферия"? Геополитический фактор развития российского эксклава на Балтике. Балтийский регион, 4(2): 5-15. EDN: MMAZZZ
-
Фоломеева Т.В. (2003) Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп. Социология 4М, 17: 83-108.
-
Халявин А. (2016) Метод фокус-группы и ролевая игра: потенциал и ограничения в исследовании социально чувствительных проблем. Laboratorium: журнал социальных исследований, 8(1): 107-119.
-
Хархордин О. (2002) Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб.: Изд. Европейского университета.
-
ЦИРКОН (2017) Российский фронтир: гражданская идентичность на передовом рубеже страны [http://www.zircon.ru/upload/iblock/76c/Rossijskij_frontir_Analiticheskij_otchet.pdf] (дата обращения: 20.06.2023).
-
Шахов В.А. (2017) Калининградский эксклав: социокультурная парадигма "русского острова" Юго-Восточной Балтии. Культура и цивилизация, 7(4): 774-783. EDN: XWADLN
-
Юдин Г.Б. (2007) "Кластеры на факторах": pro et contra. Социологические методы в современной исследовательской практике. М.: ГУ-ВШЭ: 296-302.
-
Юрчак А. (2021) Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО.
-
Bardi A., Schwartz S.H. (2003) Values and behavior: Strength and structure of relations. Pers. Soc. Psychol. Bull., 29: 1207-1220. EDN: JPBBNZ
-
Beugelsdijk S., Welzel Ch. (2018) Dimensions and dynamics of national culture: Synthesizing Hofstede with Inglehart. J. Cross. Cult. Psychol., 49(10): 1469-1505. EDN: TIXCLV
-
Bock H.H. (1987) On the interface between cluster analysis, principal component analysis, and multi-dimensional scaling. In: Bozdogan H., Gupta A.K. (eds) Multivariate Statistical Modeling and Data Analysis. Vol. 8 of Theory and Decision. Dordrecht: Springer-Verlag: 17-34.
-
Davidov E., Schmidt P., Schwartz S.H. (2008) Bringing values back In: The adequacy of the European Social Survey to measure values in 20 countries. Public Opin. Q., 72(3): 420-445.
-
Fischer R., Schwartz S. (2011) Whence differences in value priorities? Individual, cultural, or artifactual sources. J. Cross. Cult. Psychol., 42(7): 1127-1144.
-
Fischer R., Vauclair C.-M., Fontaine J.R., Schwartz S.H. (2010) Are individuallevel and country-level value structure different? Testing Hofstede's legacy with the Schwartz Value Survey. J. Cross. Cult. Psychol., 41(2): 135-151.
-
Hofstede G, Hofstede G.J. (2005) Cultures and organizations: software of the mind. N.Y.: McGraw-Hill.
-
Hofstede G. (1980) Cultural's consequences. Beverly Hills, CA: Sage.
-
Inglehart R. (1997) Modernization and Postmodernization: cultural, economic and political change in 43 societies. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press.
-
Kristiansen C.M., Hotte A.M. (1996) Morality and the self: Implications for when and how of value-attitude-behavior relations. In: Seligman C., Olson J.M., Zanna M.P. (eds.) The psychology of values: The Ontario symposium. Vol. 8. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.: 77-106.
-
Lindeman M., Verkasalo M. (2005) Measuring values with the short Schwartz's value survey. J. Pers. Assess., 85(2): 1469-1482.
-
Markos A., D'Enza A.I., van de Velden M. (2019) Beyond Tandem Analysis: Joint Dimension Reduction and Clustering in R. J. Stat. Softw., 91(10): 1-24.
-
McClelland D.C. (1985) Human motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman. Nazir A., Enz S., Lim M.Y., Aylett R., Cawsey A. (2009) Culture-personality based affective model. AI Soc., 24(3): 281-293.
-
Revelle W., Garner K.M. (2023) Measurement: Reliability, construct validation, and scale construction. In: Reis H.T., Wesrt T., Judd Ch.M. (eds.) Handbook of Research Methods in Social and Personality Psychology. N.Y.: CUP.
-
Rohan M.J. (2000) A rose by any name? The values construct. Pers. Soc. Psychol., 4: 255-277.
-
Rokeach M. (1973) The nature of human values. N.Y.: Free Press.
-
Rokeach M. (1979) Understanding human values, individual and societal. N.Y.: Free Press.
-
Sagiv L., Schwartz S.H. (2022) Personal values across cultures. Annu. Rev. Psychol., 73: 517-546. EDN: QCOWKU
-
Schwartz S.H. (1992) Universals in the content and structure of values: theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In: Zanna M. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 25. San Diego: Acad. Press: 1-65.
-
Schwartz S.H. (1994) Are there universal aspects in the structure and contents of human values? J. Soc. Issues, 50(4): 19-46.
-
Schwartz S.H. (1996) Value priorities and behavior: Applying a theory of integrated value system. In: Seligman C., Olson J.M., Zanna M.P. (eds) The psychology of values: The Ontario symposium. Vol. 8. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.: 1-24.
-
Schwartz S.H. (1999) A Theory of cultural values and some implications for work. Appl. Psychol.Int. Rev., 48(1): 23-47.
-
Schwartz S.H. (2011) Values: culture and individual. In: van de Vijver F.J., Chasiotis A., Breugelmans S.M. (eds.) Fundamental questions in crosscultural psychology. Cambridge: CUP: 463-493.
-
Schwartz S.H., Melech G., Lehmann A., Burgess S. (2001) Extending the crossvalidity of the theory of basic human values with the different method of measurement. J. Cross. Cult. Psychol., 32(5): 519-542.
-
Stewart D.W., Shamdasani P.N., Rook D.W. (2009) Group depth interviews: Focus groups. In: Bickman L., Rog D.J. (eds.) The Sage Handbook of Applied Social Research Methods. Los Angeles: Sage Publ.: 589-616.
-
Welzel C. (2013) Freedom rising: Human empowerment and the quest for emancipation. N.Y.: CUP.
-
Zubok V. (2009) Zhivago's children. The last Russian intelligentsia. Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Российские каршеринговые компании активно развиваются, увеличивая количество предлагаемых услуг и предоставляемых в краткосрочную аренду автомобилей. Стремительное развитие каршеринга особенно актуально для мегаполисов, прежде всего для Москвы, в которой в настоящий момент работают десять каршеринговых операторов, обслуживающих в совокупности более 30 000 автомобилей и 135 000 поездок в день. При этом, по данным исследовательских компаний, большинство пользователей каршериновых услуг – мужчины. С чем связана эта гендерная диспропорция? Почему женщины реже пользуются каршерингом? В поисках ответов на данные вопросы в статье анализируется отношение женщин-водителей к сервису краткосрочной аренды автомобилей. Авторы опираются на исследование, состоявшее из двух этапов: всероссийский онлайн-опрос РОМИР (выборка 974 человека, 2020 г.) и серия полуформализованных интервью (15 человек, 2021 г.). В ходе анализа данных обнаружено, что само наличие сервиса аренды краткосрочных автомобилей может выступать стимулом для получения водительских прав, а каршеринг воспринимается женщинами-водителями двояко: и как личный, и как общественный транспорт.
Статья посвящена проблеме влияния компактного или дисперсного расселения на стратегии социокультурной адаптации сельских мигрантов в городских условиях. В качестве теоретического инструмента используется концепция стратегий аккультураций Дж. Берри. Слабой стороной этой теории является то, что она учитывает прежде всего дискурсивный уровень, но уделяет мало внимания уровню практик. Поэтому в нашей теоретической модели мы дополнили, опираясь на идеи П. Бурдьё, данную концепцию анализом практик. Статья основана на материалах лонгитюдного эмпирического исследования в г. Улан-Удэ. Во-первых, были рассмотрены стратегии социокультурной адаптации сельских мигрантов, проживающих в сквоттерских поселениях («нахаловках»); во-вторых, чтобы понять специфику социокультурной адаптации мигрантов, проживающих компактно в «нахаловках», мы сравнили их со стратегиями адаптации сельских мигрантов, которые расселяются в городе дисперсно. По результатам исследования выявлено, что сельские мигранты используют широкий диапазон стратегий социокультурной адаптации. Проведение лонгитюдного исследования показало также, что стратегии со временем могут изменяться. Важной находкой стало открытие декларативных стратегий адаптации, когда сельские мигранты говорят о следовании одной стратегии, а на уровне практик используют совершенно другие. Ключевое различие между мигрантами, проживающими компактно в «нахаловках» и дисперсно по всему городу, выявлено на примере стратегии ассимиляции. Также исследование показало, что стратегия сепарации характерна не только для жителей сквоттерских поселений, но и для сельчан, которые проживают за пределами мигрантских районов.
Согласно многократно протестированной в мировой науке «контактной гипотезе», контакты с мигрантами и то, как принимающее население оценивает это взаимодействие, являются важными факторами влияния на уровень ксенофобии. Статья, основанная на результатах проведенного в 2021 г. комбинированного исследования среди москвичей (опрос и полуструктурированные интервью), посвящена тому, как и почему одна из массовидных и социально значимых форм общения - профессиональное взаимодействие - становится ареной борьбы негативизма по отношению к мигрантам с позитивно-нейтральными установками. Отвечая на проективный вопрос в ходе опроса 452 москвичей, респонденты продемонстрировали высокую степень нежелания работать вместе с приезжими из трех стран Центральной Азии, трех стран Закавказья и двух автономий Северного Кавказа. В то же время подавляющее большинство участников опроса, имеющих опыт работы с приехавшими из названных регионов, оценили ее качество в нейтральных категориях, свободных от этнических предубеждений. Взаимодействие в трудовой сфере оказалось важным каналом «позитивизации» взгляда на мигрантов, но благотворная роль производственных контактов делает их не только ресурсом, но и своего рода барьером, поскольку вряд ли возможно их повсеместное распространение. Существуют ли какие-то еще причины нежелания работать вместе с мигрантами, помимо отсутствия опыта непосредственного производственного общения? Влияет ли на позицию респондентов социальный контекст, обрамляющий использование трудовых мигрантов в России/Москве? Опрос показал также, что по всем территориям выхода, кроме Армении и Грузии, различия между степенью отрицания были близки к статистической погрешности. Означает ли это слабую чувствительность к этническим особенностям той или иной группы иноэтничных мигрантов? Или такая чувствительность отодвигается в сторону действием более сильных факторов отторжения с социальной окрашенностью? Прояснить поставленные вопросы помогает анализ интервью с москвичами. Устойчиво присутствующими в них сквозными темами стали, во-первых, теневые практики использования труда мигрантов, направленные на консервацию особых ниш занятости, существующих за счет низкостатусных приезжих; во-вторых, описания альтернативного и более предпочтительного, по отношению к наблюдаемому, образа мигранта, который мог бы вписаться в наднациональную городскую культурную среду. Эти результаты привлекают внимание к социально-экономическим и культурным причинам возникновения мигрантофобии в виде социально-статусных различий между принимающим населением и «этническими другими».
Анализируется особый тип политического поведения и политического конфликта, свойственный публичной сфере демократически организованных обществ. С опорой на концепции Х. Арендт и Ш. Муфф, авторы предлагают называть его «агонистическим». Как показано в работе, в городской среде агонистические конфликты проявляются наиболее интенсивно, что, в частности, обусловлено высокой степенью разнообразия города как системы, а также наличием в нем объектов, обладающих символической значимостью в процессе конкуренции акторов за обладание дискурсивной властью. В центре внимания авторов оказываются агонистические конфликты, связанные с борьбой разных «памятей» в городском пространстве, а в качестве конкретных кейсов выбраны английский Бристоль и столица Латвии Рига. В первом случае рассматриваются дебаты по поводу коммеморации Эдварда Колстона, пик которых пришелся на BLM-протесты 2020 г., во втором - дискуссия относительно дальнейшей судьбы российского/советского культурного и архитектурного наследия. Агонистический подход позволяет по-иному посмотреть на «войны памяти/памятников», являющиеся в последние годы заметной частью общественно-политической жизни Европы и некоторых стран постсоветского пространства. Ревизия прошлого предстает не борьбой с «исторической правдой», с историей как таковой, но оказывается частью закономерного процесса пересмотра общественных конвенций в результате борьбы разных акторов за символическую власть (по П. Бурдье). В статье также поднимается вопрос о том, следует ли рассматривать примеры Бристоля и Риги в контексте нового направления социогуманитарного знания - постколониальных городских исследований.
Рассматривается роль социокультурного потенциала в развитии сельских районов Европейского Севера России. Социокультурный потенциал определяется как способность представителей сельских локальных сообществ воспроизводить культурный капитал и использовать его в качестве ресурса для развития территорий. Исследование основывается на результатах полевых работ, которые проводились в 2021 и 2022 гг. в муниципальных образованиях Приморского района Архангельской области, расположенных в дельте р. Северная Двина и на побережье Белого моря. В работе применялся социально-антропологический подход, благодаря которому была получена описательная и качественная информация о локальной экономике, социальной структуре рассматриваемых территорий, повседневных практиках жизнедеятельности местного населения. Основу исследовательской методики составили неформализованные глубинные интервью с сельскими жителями, а также включенное наблюдение за жизнедеятельностью местного населения. В результате исследования выявлены негативные тенденции социально-экономического развития островных и прибрежных поселений Приморского района Архангельской области. К ним относятся хозяйственное и социальное сжатие, опустошение и усиление периферийности территорий. Основными источниками жизнеобеспечения местного населения являются приусадебное хозяйство и рыбный промысел. На фоне социально-экономического кризиса с 2010-х годов возникают и другие явления: в среде местных жителей формируются группы людей, которые, опираясь на историю и культуру деревень, собственные знания и опыт, инициируют и развивают самобытные музеи, дома культуры, художественную самодеятельность, способствуя развитию в деревнях культурно-ориентированного туризма. Сделан вывод о том, что социокультурный потенциал исследуемых сообществ представляет собой единство индивидуальных, социальных, культурных ресурсов местных сообществ, которые сегодня являются основным фактором саморазвития сельских территорий.
Обсуждается проблема цивилизационного самоопределения, выдвигается типология моделей цивилизационного развития современных обществ. Проблема цивилизационного развития современных обществ имеет многовекторный характер. На основе цивилизационного подхода анализируются основные тенденции новейших конфигураций и многообразных общественных процессов разного уровня в современных странах. При всех различиях и уникальности отдельных государств существует определенное единство их цивилизационного развития, которое проявляется в мозаичности и множественности общих и особенных свойств цивилизационной динамики в любом социуме, в конкретных типах цивилизационного комплекса страны, ее отдельных сообществ, территорий, поселений. Делается вывод о многообразии цивилизационных моделей современности, представляющих собой сложное переплетение экономических, политических, социоструктурных, социокультурных, институциональных форм, практик, взаимодействий различных индивидов, групп, сообществ, государств. В методологическом отношении выделяемые модели цивилизационного развития современных обществ характеризуют множественность цивилизационных форм и комплексов современных обществ. Предлагаемая схема анализа цивилизационных моделей современных обществ позволяет выявить динамику социокультурных перемен, особенности их цивилизационной идентификации, цивилизационный потенциал региональных и локальных территорий.
Рассматриваются метатеоретические основания формирующейся социологической парадигмы цивилизационного анализа, представленной двумя основными ответвлениями: теорией «цивилизационных паттернов» и теорией «процессов цивилизации». Интеграционный потенциал цивилизационного анализа зависит от способа решения дилеммы «автономизм vs конститутивизм» в трактовке фундаментальной понятийной дихотомии «культура - власть», образующей особый фокус современной социологической проблематики. Предпринятое Дж. Оликом обоснование последовательной конститутивистской позиции с опорой на процессный подход Н. Элиаса в резком противопоставлении принципу аналитической автономии культуры, положенному Ш. Эйзенштадтом в основание «паттерного» направления, ведет к расколу цивилизационного анализа. В качестве альтернативного «интегрального» решения метатеоретической дилеммы предлагается культуроориентированная версия исторического конститутивизма, обнаруживаемая в проекте цивилизационного анализа Й. Арнасона. При этом метатеоретическая дилемма между автономизмом и конститутивизмом переводится в онтологическую проблему соотношения «измерений» и «сфер» социальной жизни. Сформулированный Й. Арнасоном «парадокс культуры» рассматривается как решение вышеозначенной дилеммы. Данное решение имеет фундаментальное значение не только для консолидации формирующейся парадигмы цивилизационного анализа, но и для становления «широкой программы» культурсоциологии и для развития социальной теории в целом.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru