ПРОШЛОЕ В НАСТОЯЩЕМ: О ПРОБЛЕМАТИЧНОСТИ КУЛЬТУРЫ ПЕРЕХОДА В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ (2023)
В статье последовательно раскрывается проблема культуры перехода в такой ситуации общественных дискуссий, как интерпретация археологических данных. Автор исследует возможности и значимость науковедческого подхода к данной теме с целью вскрытия особенностей функционирования социального института науки в части выхода научной информации за пределы научного поля. Опираясь на теорию научного поля П. Бурдьё, автор обращается к конкретному примеру интерпретации археологических данных Аркаима - поселения бронзового века на Южном Урале, ставшего и местом институциональных научных изысканий и интерпретаций (например, в виде музейной практики), и пространством неинституционального освоения (в данном случае речь идет не об эзотерическом отношении к Араиму как «месту силы», а именно о восприятии его как источника аргументации для различных идеологий). Рассматривая эту «борьбу дискурсов» в русле концепций перехода в том смысле, как его понимал Ю. М. Лотман, предложивший концепцию бинарных и тернарных культур, автор приходит к выводу о необходимости исследования голосов самих ученых, имеющих отношение к оценке популяризации археологических данных, что позволит обнаружить закономерности функционирования научного поля в части его работы по сохранению собственных границ.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 902. Архелогия
Темой статьи является проблема культуры перехода в интерпретациях археологических данных широкими кругами общественности. Эта тема предполагает внимание к такому аспекту «борьбы идей» и «конфликта ценностей», как фактологичность и доказательность, обычно маргинализуемые в ходе «столкновения нарративов». Теоретический подход к такому частному сегменту общей истории идей, как интерпретация археологических данных, имеет и прикладной аспект, связанный с построением исследований в этой области и выбором
конкретных методик полевой работы. Археологическая тематика как объект «перевода» на язык широкой публики рассматривается в настоящей статье на примере Аркаима (археологический памятник эпохи бронзы и одноименный историко-ландшафтный музей).
Список литературы
- Андреев В. М. Археологический памятник в современном культурном пространстве: культурологический анализ: автореферат дисс. … канд. культурологии. Челябинск, 2014. EDN: ZPOJXD
- Ахмадулина С. З., Федоров М. А. Неоязычество в современной России: историко-философский анализ // Вестник Бурятского государственного университета. 2020. № 1. С. 81-87. EDN: NOPFIH
- Белолипецкая Н. А. “Эзотерики” Аркаима // Археология в современной культуре России (региональные аспекты). Челябинск, 2008. С. 18-25. EDN: VUXNTD
- Белолипецкая Н. А. Аркаим: возврат к языческому осмыслению степи // Степи и лесостепи Зауралья: материалы к исследованиям. Челябинск, 2006. С. 166-175.
- Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н. А. Шматко. Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. 576 с. EDN: QOENQL
- Куприянова Е. В. Аркаим: рождение легенды. Челябинск: Край Ра, 2021. 224 с. Куприянова Е. В. Поселение Аркаим и популяризация археологии на Южном.
- Урале (к вопросу о проблемах взаимодействия науки и массового сознания).
- Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 146-161. EDN: STKXJZ
- Липовецкий М. Н. Tertium Non Datur: к проблеме тернарных систем в семиотике Ю. М. Лотмана // Филологический класс. 2022. Т. 27, No 1. С. 63-67. EDN: COAWQJ
-
Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: История русской прозы, теория литературы. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 1997. 848 с.
-
Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
-
Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002. С. 88-115.
-
Массон В. М. Исторические реконструкции в археологии / отв. ред. Мокрынин В. П.; АН КиргССР, Институт исто рии. Фрунзе: Илим, 1990. 96 с.
-
Чеурин Г. С. Можно ли преодолеть "монологизм" на традициях "диалога"? // Горизонты цивилизации. 2014. № 5. С. 355-361. EDN: XQSAJX
-
Чеурин Г. С. Юго-восточные степи Урала как место реализации целей создания синташтинской культуры // Горизонты цивилизации. 2021. № 1 (12). С. 192-206. EDN: RYRPXH
-
Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. Т. 1. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. 536 с.
-
Шнирельман В. А. Конструирование исторического наследия - случай Аркаима // Сибирские исторические исследования. 2015. № 2. С. 53-65. DOI: 10.17223/2312461X/8/4 EDN: TZLHCZ
-
Шнирельман В. А. Страсти по Аркаиму: арийская идея и национализм // Язык и этнический конфликт. Москва, 2001. С. 58-85. EDN: SBEWOP
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой обзор предыдущих номеров журнала «Горизонты цивилизации», представляющих полнотекстовые статьи, содержание которых авторы представляют на ежегодной научно-практической конференции «Горизонты цивилизации: Аркаимские чтения». Обозначены основные темы выпусков, объединяющих исследования ученых - представителей различных направлений гуманитарной науки: истории, археологии, филологии, социологии, а также практиков - представителей общественных инициатив. Выделены тематические группы опубликованных докладов, перечислены проблемы, поднимаемые в наиболее интересных исследованиях. Прослежено, как развивалась конференция, менялся журнал, публикующий апробацию исследований, представленных на конференции. Особенностью Аркаимских чтений является научный полилог, создание площадки, на которой проблема обсуждается не в узконаучном сообществе, а в междисциплинарной среде.
В статье рассматривается философское наполнение термина «экология» в отношении концепции будущего. В результате анализа аргументируется ноосферный переход от мира потребления к миру плодотворного сосуществования в аспекте планетарной гармонии.
В основе статьи - сопоставительный анализ восприятия ландшафта Аркаима и мегалитических комплексов Шотландии. Анализ авторов строится на основе личных наблюдений в данных местах.
Известный французский популяризатор географии XIX века Э. Реклю писал, что «история - есть география во времени, а география - это история в пространстве». Но современные историки придерживаются иного мнения, у них историческая география не имеет никакого отношения к географии, а является всего лишь вспомогательной исторической дисциплиной. По этой причине местоположение исторических объектов историки соотносят по формуле: одно название - один объект в пространстве и во времени. В результате динамика передвижения топонимов в пространстве с течением времени фактически никак не затрагивается исторической наукой.
В транзитивных периодах появляется аксиологический запрос - потребность защиты, устранения антинормы в разных формах. Это реакция на общественно-политические и социально-культурные явления современности. Формируется межтекстовое образование в медиадискурсе вокруг предметно-тематического поля «приведение к норме», которое можно обозначить как нарратив о приведении к норме. Здесь компенсация нарушения нормы распространяется на разные тематические блоки, особенно актуальные для текущей новостной повестки, становится концептуальным основанием для формирования фактуальности. Когнитивной базой содержания подобного нарратива выступает, с одной стороны, шаблонный рассказ о событиях, связанных с устранением нарушений социальной нормы, с другой стороны, речевые клишированные структуры, семантически объединяемые значением языковой нормы.
В статье предпринята попытка создать типологию точек пространственно-временных переходов и их посредников на основе киноисторий, включающих преодоление этих базовых категорий бытия. Прослежена зависимость вида посредника перемещения от жанра фильма и сюжетообразующей прагматики. Рассмотрены такие виды посредников подчинения континуума, как рукотворные, земные и неземные, механизмы (машина времени в прямом смысле и ее варианты: автомобиль, врата, устройства различных параметров и пр.), домашние артефакты (дневник, часы, окно, пульт от телевизора, сантехника и др.), природные и городские локусы (озеро, пещера, туннель), состояния человека (сон, смерть). В качестве материала исследования привлекались российские и западные фильмы и сериалы XX-XXI веков.
В статье рассматривается теоретический подход к пониманию функционирования двух дискурсов об Аркаиме (научном и эзотерическом) как столкновению двух интерпретаций. Данная проблема рассматривается с применением совокупности гуманитарных подходов через концепции интерфейса, интерпретации, метафоризации, объекта, сборки. Автор приходит к выводу о двусторонней групповой коммуникации с пространством, которая выражается через, с одной стороны, осмысление первичного пространства Аркаима (природная данность пространства), с другой стороны, когнитивное освоение пространства черезреконструкциювторичного пространства. Вторичное пространство как раз становится результатом актуализации той или иной интерпретации пространства и выражается через конструирование новых культурных объектов или культурных наслоений на первичное пространство.
Корпусным путем выявлено более 400 предикативов с оценочной семантикой, проанализированы модели, по которым образуются трансформанты. Оцениваются частеречные показатели предикативации. Выявляются критерии законченности этого процесса. Констатируется, что процесс предикативации в современном русском языке живой и активный. Доказывается актуальность тенденции к трансформации качественных по значению лексем в статальные: наречия (адвербиализация) и предикативы (предикативация). Аргументируются способы дифференциации функциональных омонимов по базовым и факультативным признакам. Доказывается, что предикативация идет по своим, не всегда объяснимым линвистически дискурсивным правилам. Механизм, включающий процесс предикативации, с одной стороны, обоснован семантикой, с другой - не исчерпывается и не объясняется только ею.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/