В статье рассмотрены вопросы применения цифровых технологий, актуальные для целей противодействия коррупции в Росгвардии, и, в том числе, в войсках национальной гвардии; обсуждены правовые основы этой деятельности; показаны отдельные направления, перспективные в их практической реализации. Коррупционные проявления разнообразны. В зависимости от общественно-значимых последствий за деяния коррупционной направленности, согласно действующему законодательству предусмотрены различные виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная. Соблюдение антикоррупционных стандартов поведения распространяется на значительное по количеству лиц, проходящих службу и работающих в Росгвардии. Кроме того, имеются требования действующего закона по антикоррупционному взаимодействию с неограниченным кругом общественности. В связи с этим противодействие коррупционным правонарушениям, включая профилактические меры, можно рассматривать как такое направление деятельности Росгвардии, где его эффективность напрямую коррелирует с возможностями цифровизации. Обозначенные аспекты рассматриваются в настоящей статье.
Идентификаторы и классификаторы
Коррупцию можно о характеризовать как сложное, политическое и экономическое явление, которое, имея международный характер, посягает на государственные устои, извращая принцип верховенства закона, искажая избирательные процессы, подрывая основы государственной, военной службы и службы в правоохранительных органах, прежде всего, принцип единоначалия, препятствуя исполнению приказов, и тем самым формируя отрицательный иммидж государственных структур в обществе, снижая темпы развития экономики, создавая бюрократические барьеры, единственный смысл которых – личная выгода путем получения выгод и взяток в любой форме.
Список литературы
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата доступа: 20.02.2024).
2. UNCAC at 20: Uniting the World Against Corruption: United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC). [Электронный ресурс]. URL: http https://www.unodc.org/unodc/uncac20/index.html (дата обращения: 20.02.2024).
3. Criminal Law Convention on Corruption (Strasbourg, 27.I.1999) / European Treaty Series. No. 173. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty-detail& treatynum=173 (дата обращения: 20.02.2024).
4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/28623 (дата обращения: 19.02.2024).
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения: 19.02.2024).
6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119 (дата обращения: 19.02.2024).
7. О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Приказ Минтруда России от 07.10.2013 г. № 530н / Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7858/ (дата обращения: 19.02.2024).
8. Арутюнян Т.И., Назарова Т.И., Шеншин В.М. Официальные интернет-сайты ФСБ России и Росгвардии как инструмент общественного антикоррупционного контроля (сравнительно-правовой анализ) // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 1 (270). С. 32-40. EDN: LYDNCR
9. Об утверждении перечня информации о деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 2017 г. № 398. [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201708240017.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
10. Отправить обращение в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации в форме электронного документа - Росгвардия: Официальный сайт Росгвардии. [Электронный ресурс]. URL: https://rosguard.gov.ru/page/index/priem-obrashhenij (дата доступа: 19.02.2024).
11. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 № 460. [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102353813&intelsearch=460+23.06.2014/ (дата доступа: 20.02.2024).
12. Текущая версия специального программного обеспечения “Справки БК”: Офиц. сайт Администрации Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/structure/additional/12 (дата доступа: 19.02.2024).
13. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению: Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102132591&intelsearch=1065+21.09.2009/ (дата доступа: 20.02.2024).
14. О государственной информационной системе в области противодействия коррупции “Посейдон” и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 232. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47769 (дата доступа: 19.02.2024).
15. О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия: Постановление Правительства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 05 марта 2018 г. № 228. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/115609/ (дата доступа: 19.02.2024).
16. Шухова Н.В., Снигирев А.Л. О роли форензики в криминалистическом обеспечении расследования преступлений // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М.: Акад. Упр. МВД РФ, 2011. С. 331-333. EDN: WDTTVP
17. Dziatkovskii, A. Sustainable development: the case of Big data / A. Dziatkovskii // Polish Journal of Science.2023. No. 63 (63). P. 36-37. EDN: KTVWNS
18. Суховецкая Е.Ю., Снигирев А.Л., Шухова Н.В. Использование мультимедийных обучающих программ при изучении юридических дисциплин в системе подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Право и образование. 2021. № 10. С. 53-58. EDN: NEILBG
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается такая разновидность профессиональной деструкции сотрудников уголовно-исполнительной системы как синдром эмоционального (профессионального) выгорания, в частности, анализируется психолого-педагогическая литература по вопросам понятия, симптомов и факторов эмоционального (профессионального) выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Рассматриваются основные направления профилактики и коррекции синдрома эмоционального (профессионального) выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы, а именно: меры организационно-управленческой профилактики и коррекции; меры психологической профилактики и коррекции, меры педагогической профилактики и коррекции и меры самопрофилактики и самокоррекции сотрудниками, отдельно анализируются педагогические превенции в системе педагогической профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (курсантов) на этапе обучения и воспитания в ведомственном вузе Федеральной службы исполнения наказаний России.
Предлагается ключевое содержание данных педагогических превенций.
В статье рассматривается влияние изменений в стране и обществе на систему высшего образования и физического воспитания. Выявлены противоречия в системе физического воспитания в высших учебных заведениях. Определены педагогические задачи и подходы, способные оптимизировать существующую систему физического воспитания в экономическом вузе, позволяющие построить практико-ориентированный процесс, направленный на развитие профессиональных качеств и компетенций. Выбран и осуществлён проектный подход, в основе которого заложена проектная деятельность, направленная на решение конкретной задачи в рамках проекта. Представлены примеры с внедрением проектирования и управления проектами на кафедре физического воспитания Новосибирского государственного университета экономики и управления (далее - НГУЭУ).
В данной статье проводится историко-педагогический анализ проблем патриотического воспитания военнослужащих войск национальной гвардии, отмечается, что еще со времен создания внутренней стражи в войсках существовала собственная и богатая традициями система воинского воспитания.
Целью исследования является изучение соответствующих педагогических условий и закономерностей патриотического воспитания военнослужащих войск национальной гвардии, выполняющих служебно-боевые задачи.
Исследование проводилось на основе комплексного анализа научных публикаций, раскрывающих вопросы патриотического воспитания военнослужащих и нормативно-правовых актов войск национальной гвардии.
В статье проанализированы и выявлены основные тенденции и закономерности патриотического воспитания военнослужащих войск национальной гвардии в исторической ретроспективе.
В статье научно обосновывается необходимость совершенствования процесса воспитания патриотизма у военнослужащих, особенно в условиях пресечения терроризма и экстремизма, проведения мероприятий по поддержанию конституционного порядка в отдельных регионах страны, в том числе участия в специальной военной операции
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования готовности кадет к осознанному выбору военной профессии.
Пути решения данной проблемы лежали в области профориентации кадет, в поиске необходимых методов и инструментов, формирующих осознанный выбор профессии. Для решения проблемы было введено понятие «готовность кадет к осознанному выбору военной профессии», структурные компоненты и их содержание.
Разработан и апробирован диагностический инструментарий, а также критерии эффективности внедряемых в педагогический процесс и профориентационную работу образовательных организаций кадетского типа комплекса педагогических условий.
Внедренный педагогический комплекс, с одной стороны, обеспечивает достижение общеобразовательных целей обучения, с другой стороны, направлен на формирование общекультурных целей образовательного процесса и профориентации кадет, гарантирующих формирование осознанной готовности кадет к выбору военной профессии.
Результаты работы продемонстрировали, что в период эксперимента в экспериментальной группе кадет проявлялась уверенность в выборе профессии, в своих действиях и понимании личной профессиональной траектории, позволяющие вывести уровень готовности кадет к осознанному выбору военной профессии на более высокий, по сравнению с контрольной группой.
В статье автор рассматривает тенденцию трансформации образовательной системы в образовательных учреждениях Росгвардии и её адаптацию под вызовы нового времени, обоснованные требованиями государственного заказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Изменение требований по формированию нового поколения офицеров обусловлено быстрой динамикой совершенствования видов вооружения, безусловной сменой частной тактики действий подразделений Росгвардии и постоянным увеличивающимся информационным противоборством со стороны потенциального противника. Трансформация и совершенствование многоуровневой системы образования в образовательных учреждениях Росгвардии способствует поэтапному вовлечению молодых граждан нашей страны в системное повышение собственной квалификации, перспективное занятие своим профессиональным ростом и как следствие становление высококвалифицированного специалиста своего дела. Это, безусловно, повышает качество подготовки офицерских кадров, квалифицированных военных специалистов для подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации и иных силовых структур, в том числе и государственной службы.
В представленной статье обосновывается позиция значимости использования сведущих лиц в уголовном судопроизводстве. Участие таких сведущих лиц позволит всесторонне изучить обстоятельства дела и обеспечить научную обоснованность выводов следствия. Это важно для установления объективной истины и принятия законных, справедливых процессуальных решений на всех стадиях уголовного процесса.
Представлен авторский взгляд на проблемные аспекты участия специалистов в уголовном судопроизводстве. Во-первых, в зависимости от уголовного дела может оказаться сложным найти и обеспечить доступ к опытным и квалифицированным специалистам в нужной области. Во-вторых, из-за эмпирического и теоретического метода познания, используемого специалистами в осуществлении своих обязанностей, процесс дачи качественного мнения может занять значительное время. В-третьих, специалисты могут оказаться под давлением или влиянием сторон, участвующих в деле, что создает риски для их независимости и объективности. В-четвёртых, проблемы могут возникнуть и из-за недостаточной квалификации или компетентности специалиста, что может привести к неточному профессиональному мнению.
В представленной статье рассматриваются преступления против военной службы, предусмотренные российским уголовным законодательством, а также поощрительные нормы, применяемые к виновным в совершении военных преступлений. Особое внимание отводится определению понятий «военная служба» и «военнослужащий». Проводится анализ правовых актов, регламентирующих военную службу в России, на основании которых указывается, какие категории граждан относятся к военнослужащим. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (далее - РФ) «Вопросы прохождения военной службы» приводится перечень оснований начала военной службы граждан. Согласно Указу Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации» в РФ была объявлена частичная мобилизация, в рамках которой начался призыв граждан на военную службу в Вооруженные Силы РФ. В связи с этим в статье определяется статус лиц, призванных на военную службу по мобилизации, с какого момента они являются военнослужащими и могут выступать субъектом преступлений гл. 33 УК РФ. Уделено внимание новому составу преступления «Добровольная сдача в плен» - ст. 352.1 УК РФ. В результате исследования выявлены проблемы нормативного определения таких понятий, как «добровольная сдача в плен», «беспомощное состояние военнослужащего», а также некоторые проблемные вопросы относительно имеющихся поощрительных норм в отношении военнослужащих. Сделаны обоснованные выводы по возможному совершенствованию уголовного законодательства, направленные на решение выявленных проблем, выдвинуты предложения по преобразованию норм об освобождении от уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 332, 352.1 УК РФ.
В статье автором обоснована первостепенная роль государственного регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, проанализировано действующее законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и процедуру лишения юридического лица статуса регионального оператора, определены основные этапы процедуры лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Автором выявлены пробелы в федеральном законодательстве в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, приводящие к непоследовательному правовому регулированию в данной сфере в регионах России. Представлена авторская точка зрения о необходимости внесения изменения в действующие нормативные правовые акты и разработки типовых актов для использования субъектами Российской Федерации в рамках регионального правотворчества и правоприменения в целях совершенствования законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами на всех уровнях единой системы публичной власти Российской Федерации.
В статье проводится анализ влияния информационных технологий и средств массовой информации на формирование позиции граждан в условиях особых правовых режимов. При этом особое внимание уделяется влиянию социальных сетей, мессенджеров и рекламных кампаний на формирование публичного мнения граждан нашей страны, а также тому, что понимание связи между геополитическими событиями и повседневной жизнью может помочь сформировать более информированные и критические позиции граждан по отношению к потенциальным угрозам России со стороны стран Запада.
В статье автор предостерегает о том, что люди, оставаясь в состоянии безразличной неопределенности, являются наиболее уязвимыми для манипуляций и информационного воздействия. Результаты проведенного в статье исследования о влияний информационных технологий и средств массовой информации могут способствовать более эффективному проведению мероприятий со стороны правоохранительных органов по сдерживанию экстремистских устремлений, поддержанию стабильности и обеспечению национальной безопасности.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- НВИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
- Юр. адрес
- 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
- ФИО
- Косухин Валерий Викторович (НАЧАЛЬНИК ВОЕННОГО ИНСТИТУТА)
- E-mail адрес
- nvi.rosgvard@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3380828