В статье представлены результаты исследования, отражающего опыт Дальневосточного федерального округа по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена нарастающим внешним деструктивным информационно-психологическим воздействием на жителей российского Дальнего Востока. Среди социально-демографических групп-мишеней такого воздействия - молодежь, среди территориальных объектов - ряд конкретных территорий. В этих условиях исследовательский и практический опыт ДФО, направленный на формирование гражданственности и патриотизма молодого поколения, приобретает особое значение.
Актуальность заявленной темы продиктована всё нарастающим информационным и военным противостоянием РФ и Запада и необходимостью в этих условиях мониторинга уровня общественной консолидированности, во многом зависящей от социально-медийного сопровождения солидаризирующего воздействия на российский социум. Цель исследования - выявить ключевые характеристики когнитивных карт информационных потоков, репрезентирующих установки на консолидацию и деконсолидацию российского общества. Задачами анализа служат идентификация контекстов, триггеров, дискурсов, целевых аудиторий, акторов, технологий формирования общественных установок, определение пула акторов и авторов консолидационного и деконсолидационного контента российского сегмента социальных медиа. К числу характеристик консолидационного потока отнесены паттерны использования коллективной безопасности как основания солидарности, сохранения ценностного консенсуса, позитивной национально-государственной идентичности, сохранение суверенитета как базовой ценности. Признаки деконсолидационных потоков - эксплуатация социальной депривации для подрыва общественного доверия власти, обесценивание значимости независимости и государственного суверенитета, инструктивное, иррациональное и манипуляционное воздействие на общественное мнение. В заключении в качестве одного из результатов исследования представлены меры по информационному сопровождению консолидационной работы в социальных медиа.
Цель статьи - представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования. Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года. Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования. Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти. В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.
Представлено теоретическое осмысление, концептуализация основ ценностного сознания российского общества, анализ его сущности и специфики функционирования, приведены актуальные исследования по данной тематике, а также описание ценностного профиля представителей российского государства-цивилизации.
Представлено теоретическое осмысление, концептуализация основ ценностного сознания российского общества, анализ его сущности и специфики функционирования, приведены актуальные исследования по данной тематике, а также описание ценностного профиля представителей российского государства-цивилизации.
Рассматриваются результаты прикладного политического исследования информационных потоков о «Разговорах о важном» как инструменте формирования общероссийской гражданской идентичности школьников в российском социально-медийном пространстве в период 2022 - 2023 гг. Методология исследования строится на сочетании сетевого и когнитивного подходов, что позволяет, с одной стороны, выделить акторов, вовлеченных в информационное противостояние, связанное с внедрением курса, а с другой - определить характер транслируемых дискурсов. Методы исследования включают в себя проведение когнитивного картирования цифровых сообществ по тематике цикла занятий, а также реконструирование цифровой инфраструктуры дискредитаторов уроков посредством построения социальных графов. Исследование позволило выделить примерно равные по распределению и поляризирующие общество продвигающий и дискредитирующий информационные потоки относительно курса. Авторами выделены недостатки цифрового менеджмента акторов, продвигающих цикл занятий, которые по сравнению с дискредитаторами меньше используют неформальный и эмоциональный контент, а также реже задействуют лидеров общественного мнения (ЛОМов). Определены цифровые сообщества - распространители деструктивного дискурса, ядром которого является «Альянс учителей».
Исследуются особенности внешнего информационного давления, направленного на дискредитацию политики суверенизации российской системы общего образования. Рассматривается воздействие зарубежных агентов и организаций, использующих цифровые платформы для манипуляции сознанием российского общества и обесценивания государственных инициатив в области школьного образования и подрыва доверия к ним. Посредством применения когнитивного картирования было выявлено, что дискредитационные информационные кампании характеризуются смысловым единством. Манипуляции строятся вокруг утверждения о якобы пропаганде милитаристских идей в школах и идеологизированности образовательного процесса. По итогам анализа предложены рекомендации по формированию эффективных контрмер, включая мониторинг информационных атак.
Исследуются особенности внешнего информационного давления, направленного на дискредитацию политики суверенизации российской системы общего образования. Рассматривается воздействие зарубежных агентов и организаций, использующих цифровые платформы для манипуляции сознанием российского общества и обесценивания государственных инициатив в области школьного образования и подрыва доверия к ним. Посредством применения когнитивного картирования было выявлено, что дискредитационные информационные кампании характеризуются смысловым единством. Манипуляции строятся вокруг утверждения о якобы пропаганде милитаристских идей в школах и идеологизированности образовательного процесса. По итогам анализа предложены рекомендации по формированию эффективных контрмер, включая мониторинг информационных атак.
Анализируется информационное позиционирование Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях повышенной международной напряженности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью эффективного информационного сопровождения интеграционных процессов между двумя государствами в свете санкционного давления со стороны западных стран и геополитической напряженности в Европе. Рассматриваются проблемы целостности и системности информационного и цифрового менеджмента, а также недостатки в освещении деятельности Союзного государства в традиционных СМИ и современных социальных медиа. Методика исследования включает в себя когнитивное картирование тематического контента и автоматизированный социально-медийный анализ информационных потоков межгосударственного союза, что позволяет оценить объем и динамику распространения контента, а также структуру репрезентирующих данную организацию информационных потоков. Результаты показывают, что основные компоненты в позиционировании Союзного государства связаны с экономической интеграцией, культурным и гуманитарным взаимодействием государств. Наблюдается явная нехватка аналитических и экспертных материалов, низкое упоминание институтов Союзного государства и отсутствие стройного медийного образа, что ограничивает узнаваемость организации среди населения двух государств, функциональность практической деятельности и интеграционных процессов в целом.