ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Архив статей журнала
Статья посвящена результатам выборов в Европарламент, состоявшихся 6-9 июня 2024 г. в 27 странах - участницах Евросоюза. Анализируется геополитическое значение выборов; страновая специфика участия избирателей; влияние результатов на внутреннюю политику отдельных стран ЕС; перераспределение в соответствии с итогами выборов мест в Европарламенте.
В статье анализируются условия и факторы взаимодействия Европы, в особенности стран ЕС, и Турецкой Республики в контексте воспроизводства имперской идеи в Турции. Предпринимается попытка исследования реализации ее геополитических интересов в Средиземном море, прежде всего, в зоне Восточного Средиземноморья, а также на Южном Кавказе и Центральной Азии. Все эти регионы сегодня - важнейший центр пересечения геополитических интересов ряда государств и международных организаций. Автор ставит цель исследовать роль неоосманизма в определении стратегии внешней политики Турции в последние годы. Также анализируется тенденция к усилению неоосманизма в мифологии Величия, официальном дискурсе и политическом действии, с учетом того, что все эти факторы повлияли на провозглашение Эрдоганом внешнеполитической программы «В Век Турции». Автор исследует конкретные внешнеполитические акции Турции, особенно в Средиземноморье и на Южном Кавказе. Важным направлением исследования стала реакция европейских стран на посреднические усилия Р.Т. Эрдогана в указанных регионах. Особое место уделяется 100-летнему юбилею Турецкой Республики, всенародное празднование которого и дальнейший политический курс выявили признаки возрождения имперских традиций в стране, продемонстрировали стремление занять место не только регионального, но и глобального игрока. И, наконец, заметное место в исследовании заняло постмодерное прочтение важнейших мирополитических процессов, развернувшихся в XXI в., в условиях утверждения постмодернистской парадигмы. Такой ракурс позволяет выявить роль, которую играет постмодерн в усилении кризиса либеральной демократии в странах Европы.
В статье рассматривается комплекс причин, повлекший за собой изменения приоритетов в политике расширения Европейского союза. На основе анализа документов, принятых на уровне институтов ЕС в последние годы, а также заявлений и действий, сделанных их главами и лидерами стран-членов, автор приходит к выводу о попытке союза перевести проблематику расширения в новую плоскость, сместить акценты с нормативной составляющей этого процесса (европеизации) на геополитику. Такая смена приоритетов вписана в общую стратегическую цель ЕС - достижение «стратегической автономии», которая, помимо всего прочего, подразумевает вытеснение из европейского окружения потенциальных конкурентов союза (России и КНР) через процессы дальнейшей европейской интеграции.
Статья посвящена анализу нынешней ситуации и перспектив развития двух евро-атлантических институтов - ЕС и НАТО. На основе предложений по реформированию Евросоюза и трансформации Североатлантического альянса исследуются возможности расширения этих международных организаций, воздействия данного процесса на будущее всей системы международной и евро-атлантической безопасности. Делается вывод о неопределенности их развития в условиях хаотизации всей системы международных отношений в связи с военными конфликтами в Европе и на Ближнем Востоке.
В статье исследуется политическая конкуренция в европейском парламенте, основу которой составляет партийная система ЕС, включающая коалицию христианских демократов, либералов и социалистов. Анализируются изменения в характере политических систем государств Западной и Восточной Европы, а также Западных Балкан. Характеризуется уровень отношений ЕС - США в преддверии выборов в Европарламент 2024 г.
В настоящее время отношения между Россией и ЕС находятся в нижней точке. Препятствиями для их улучшения называют, наряду с военными вопросами, расхождения исторических и вновь приобретенных ценностей, национальных и геополитических интересов. Исторические традиции могут оказывать влияние на стратегическое мышление политических лидеров. Поскольку стратегическая культура представляет собой социально сконструированную нормативную систему, правящие элиты имеют возможность внести изменения в социальный конструкт, исходя из национальных интересов. В статье используется понятие mainstream как комплекс международного поведения и правил, определенных в рамках существующего международного порядка. Если международный субъект пытается бросить вызов глобальному порядку или насильственно осуществить его ревизию, то правящие элиты должны адекватно оценить собственные и международные ресурсы, чтобы не навредить национальным интересам и безопасности. В статье сравниваются отстаиваемые Россией «традиционные» ценности и западные «либеральные» ценности и отмечается, что различия между ними не являются препятствием для сотрудничества России и ЕС. Основная проблема в отношениях между ЕС и Россией находится в области принятия геополитических решений. Наступательная внешняя политика России рассматривается европейскими политиками и экспертами как геополитический вызов ЕС и НАТО. В связи с принятыми ЕС в отношении России санкциями, диверсификацией энергопоставок, перенаправлением глобальных цепочек поставок и т.п., ни один прагматичный вариант российской политики в отношении ЕС не сможет вернуть доверия и отношения к прошлому сотрудничеству. России и ЕС предстоит заново выстраивать отношения, обратившись к опыту США и Китая на принципах «комплексной взаимозависимости».
В статье рассматриваются перспективы европейской интеграции, новый отсчет которой начался в 2022 г., когда было создано Европейское политическое сообщество и ЕС обрел три новые страны в качестве официальных кандидатов на членство в объединении. Исследуется политическая конкуренция в Европейском парламенте, основу которой составляет партийная система ЕС, включая коалицию христианских демократов, либералов и социалистов. Анализируются изменения в характере политических систем государств Западной, а также Центральной и Восточной Европы, стран Балтии. Характеризуется уровень отношений по линии ЕС - НАТО и ЕС - США в преддверии выборов в Европарламент 2024 г. Автор приходит к выводу о том, что роль западноевропейских государств в ЕС будет постепенно снижаться, в то время как усилятся страны «новой Европы» во главе с Польшей.
Статья написана на основании официальных источников - Конституции Республики Сербии и избирательных законов Сербии по выборам Национальной скупщины и Президента Республики, материалов Республиканской избирательной комиссии (РИК), а также документов политических партий. Автор счел возможным также опереться и на информацию статей в сербской Википедии, посвященных выборам 2022 г., поскольку они основаны на достоверных статистических материалах, социологических опросах, материалах многочисленных сербских СМИ, публиковавших предвыборные статьи и интервью лидеров разных партий и коалиций, кандидатов на пост Президента Сербии, а также сведения о деятельности, стратегии, тактике этих партий и кандидатов, а также их результатах и возможных перспективах.
На протяжении последних нескольких лет Европейская комиссия уделяет повышенное внимание оформлению нормативно-правового поля, определяющего стратегию низкоуглеродного развития Европейского региона. Ужесточение климатического законодательства, выраженное в обязательстве применения трансграничного углеродного налога к импорту товаров из третьих стран, способствует реструктуризации европейской энергетической системы и представляет вызов для экспортеров энергетической продукции в ЕС. В настоящей статье предпринимается попытка оценить последствия и перспективы имплементации законодательства ЕС, стимулирующего декарбонизацию Топливно-энергетического комплекса (ТЭК), для экспортеров энергоресурсов, в частности для российских энергетических компаний.
В статье рассматривается феномен евроскептицизма как многоплановое направление, являющееся составной частью партийной системы Европейского союза. Анализируется современное состояние «евроскептического» сегмента европейской политики в контексте прихода к власти в США администрации Джо Байдена, изменение внутриполитической и внешнеполитической повестки дня в европейских странах в условиях новых вызовов и угроз, рассматриваются перспективы «евроскептической» политики на ближайшие годы. Исследуются правопопулистские партии ЕС на примере «Национального объединения» Франции и «Альтернативы для Германии». Обобщается влияние евроскептицизма на отношения Британии и ЕС после Брекзита. Делается предположение о перспективах и сценариях дальнейшего расширения ЕС на государства Западных Балкан. Автор приходит к выводу о том, что Европейский союз является более устойчивым объединением, чем могло бы показаться, поскольку он способен абсорбировать оппозиционные по отношению к европейской интеграции течения, сделав их позиции в консенсусном варианте одним из элементов европейской повестки дня.
В статье рассматриваются текущие тенденции и проблемы отношений между Соединенными Штатами Америки и их европейскими союзниками - странами - участницами ЕС и НАТО; дается оценка перспектив развития этих отношений в период президентства Дж. Байдена, проводится анализ позиций США и Европы как центров силы, оценивается их роль в мировой экономике и политике, вклад в европейскую и международную безопасность. Особое внимание уделяется отношениям евро-атлантических стран по линии НАТО, учитывается стремление ЕС к «стратегической автономии» от США. В статье обозначаются контуры взаимодействия США и ЕС с внешним миром (особенно с КНР); исследовательский фокус нацелен на выявление объективных условий и факторов, которые напрямую не связаны с деятельностью конкретных политических лидеров и которые способны оказывать ключевое воздействие на развитие трансатлантических связей.
Статья посвящена кризису политических институтов в Европейском союзе, его проявлениям и возможным последствиям, а также обсуждению европейскими партиями путей преодоления кризиса в ходе подготовки к выборам в Европейский парламент 23-26 мая 2019 г. Рассматривается характер предвыборных дискуссий между политическими партиями, обсуждение ими актуальных вопросов европейской повестки дня. Разрешение кризиса институтов зависит от способности политических акторов выработать альтернативу популизму и реформировать институты на основе принципов прозрачности, подотчетности и дебюрократизации.
- 1
- 2