ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ 2024 Г (2023)
В статье исследуется политическая конкуренция в европейском парламенте, основу которой составляет партийная система ЕС, включающая коалицию христианских демократов, либералов и социалистов. Анализируются изменения в характере политических систем государств Западной и Восточной Европы, а также Западных Балкан. Характеризуется уровень отношений ЕС - США в преддверии выборов в Европарламент 2024 г.
Идентификаторы и классификаторы
В Европарламенте первая половина 2023 г. ознаменовалась повышенным вниманием к обсуждению перспектив принятия новых членов в состав ЕС, подавших заявки в 2022 г., включая Украину, Молдову и Косово, а также ранее Сербию и Боснию и Герцеговину. Основные политические объединения разделяют позицию, согласно которой скорейшее вступление стран – кандидатов в члены Евросоюза необходимо, но должно ставиться в зависимость от выполнения условий членства. Продолжилась линия на создание Европейского политического сообщества, куда могли бы войти страны – кандидаты в ЕС, а также те страны, которые покинули этот интеграционный комплекс (Великобритания). В целом партийная система Европейского союза не претерпела существенных изменений за последнее время – по-прежнему её основу составляет союз Европейской народной партии, Партии европейских социалистов и Альянса либералов и демократов за Европу, что обеспечивает устойчивость европейской политики в последние двадцать лет. Европейская народная партия сумела избежать соблазнов популизма и национализма, в которые она чуть было не окунулась в конце 2010-х годов под угрозой потери электората в пользу правопопулистских партий. Однако в последнее время Европейская народная партия возвращается к своим первоначальным идеям классической христианской демократии, на базе которых было спроектировано Европейское экономическое сообщество в 1950–1960-е годы его основателями Робером Шуманом и Жаном Монне. Партия европейских социалистов также избежала опасностей перерождения в левопопулистскую силу, сохранив фундамент классической европейской социал-демократии, берущей своё начало во второй половине XIX в.
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время отношения между Россией и ЕС находятся в нижней точке. Препятствиями для их улучшения называют, наряду с военными вопросами, расхождения исторических и вновь приобретенных ценностей, национальных и геополитических интересов. Исторические традиции могут оказывать влияние на стратегическое мышление политических лидеров. Поскольку стратегическая культура представляет собой социально сконструированную нормативную систему, правящие элиты имеют возможность внести изменения в социальный конструкт, исходя из национальных интересов. В статье используется понятие mainstream как комплекс международного поведения и правил, определенных в рамках существующего международного порядка. Если международный субъект пытается бросить вызов глобальному порядку или насильственно осуществить его ревизию, то правящие элиты должны адекватно оценить собственные и международные ресурсы, чтобы не навредить национальным интересам и безопасности. В статье сравниваются отстаиваемые Россией «традиционные» ценности и западные «либеральные» ценности и отмечается, что различия между ними не являются препятствием для сотрудничества России и ЕС. Основная проблема в отношениях между ЕС и Россией находится в области принятия геополитических решений. Наступательная внешняя политика России рассматривается европейскими политиками и экспертами как геополитический вызов ЕС и НАТО. В связи с принятыми ЕС в отношении России санкциями, диверсификацией энергопоставок, перенаправлением глобальных цепочек поставок и т.п., ни один прагматичный вариант российской политики в отношении ЕС не сможет вернуть доверия и отношения к прошлому сотрудничеству. России и ЕС предстоит заново выстраивать отношения, обратившись к опыту США и Китая на принципах «комплексной взаимозависимости».
В статье анализируются итоги саммита НАТО в Вильнюсе (июль 2023 г.), дается характеристика его результатов, решений, дальнейших планов действия руководства Североатлантического альянса и входящих в него стран. В связи с тем, что основным лейтмотивом саммита стали проблемы интеграции в НАТО новых членов блока (Финляндии, Швеции, а в перспективе, возможно, и Украины), основной акцент сделан на обстоятельном анализе исторических условий, в которых расширение НАТО стало возможным. Сравниваются особенности этого процесса в прошлые годы и сегодня; даются оценки новой стратегии НАТО в условиях конфликта на Украине, обозначаются пределы возможностей ее реализации с учетом имеющегося у альянса и его членов военного потенциала; дается оценка вероятности эскалации российско-украинского конфликта и возможности его перерастания в более крупный конфликт; отмечаются недостатки стратегического мышления НАТО, сконцентрированного преимущественно на логике сдерживания противников (России, Китая) при отсутствии более широкого и комплексного видения путей дальнейшего взаимодействия с ними в более отдалённой перспективе.
В статье анализируется комплекс причин, вследствие которых в России не произошло обвального падения экономики после введения многочисленных пакетов санкций со стороны ЕС, США и ряда других стран (после 2014 г. и в особенности после начала Россией СВО на территории Украины в феврале 2022 г.). Вместе с тем исследуются препятствия для экономического роста страны, которые возникли вне зависимости от рамок геополитического противостояния между РФ и Западом. Анализу подвергнуты системные угрозы, возникшие на пути социально-экономического развития страны.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru