ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
№ 61 (77) (2021)
Статьи в выпуске: 4
Современное состояние российско-чешских отношений характеризуется в статье как «продолжающийся и глубокий кризис». Отмечается отсутствие единства мнений в чешском обществе и среди политической элиты относительно российской агрессивной политики. Выявляется антироссийская риторика во внешнеполитических документах чешского правительства, которое в настоящее время не способно урегулировать отношения между Россией и Чехией. Предполагается, что будущее российско-чешских отношений зависит от парламентских выборов в Чехии (ноябрь 2021 г.), по результатам которых будет сформировано новое правительство.
В статье исследуется вопрос изменения внешней политики Австрии после прихода С. Курца сначала на пост министра иностранных дел (2013), а затем - канцлера страны (2017). После вступления Австрии в ЕС в 1995 г. внешнеполитическая активность страны как в Европе, так и за ее пределами стала постепенно идти на спад, что объяснялось не столько ограниченностью ресурсов, сколько поглощенностью политической элиты внутренними делами. Ситуация стала меняться после назначения в декабре 2013 г. С. Курца главой австрийского МИДа. Именно с его именем были связаны попытки поднять престиж страны на международной арене. В первую очередь он использовал нейтральный статус Австрии и традиции проведения встреч на самом высоком уровне в австрийской столице для повышения престижа страны. Переговоры между западными странами, Россией, КНР и Ираном по ядерной программе в 2014-2015 гг., заключительный этап которых прошел в Вене, стал крупным успехом австрийской дипломатии. Наряду с этим Австрия стала жестче отстаивать свои национальные интересы в Европе, развивая параллельно сотрудничество с ЕС в сфере обороны и безопасности границ. Большое внимание уделялось и отношениям с Россией, которая является традиционным экономическим партнером Австрии. Однако вместе с тем активизация внешней политики имела и ряд негативных последствий. В частности, она привела к некоторому ухудшению отношений с ЕС, а также Турцией и ближневосточными странами из-за произраильской позиции Вены. Делается вывод о том, что основной задачей австрийской внешней политики в ближайшее время станет поиск баланса между национальными интересами и международными обязательствами.
В статье рассматривается феномен евроскептицизма как многоплановое направление, являющееся составной частью партийной системы Европейского союза. Анализируется современное состояние «евроскептического» сегмента европейской политики в контексте прихода к власти в США администрации Джо Байдена, изменение внутриполитической и внешнеполитической повестки дня в европейских странах в условиях новых вызовов и угроз, рассматриваются перспективы «евроскептической» политики на ближайшие годы. Исследуются правопопулистские партии ЕС на примере «Национального объединения» Франции и «Альтернативы для Германии». Обобщается влияние евроскептицизма на отношения Британии и ЕС после Брекзита. Делается предположение о перспективах и сценариях дальнейшего расширения ЕС на государства Западных Балкан. Автор приходит к выводу о том, что Европейский союз является более устойчивым объединением, чем могло бы показаться, поскольку он способен абсорбировать оппозиционные по отношению к европейской интеграции течения, сделав их позиции в консенсусном варианте одним из элементов европейской повестки дня.
Анализируются основные положения Зеленого соглашения (Green Deal), разрабатываемого в ЕС с конца 2019 г. Описаны принятые в его рамках стратегии - климатическая, инвестиционная, промышленная, продовольственная, по циркулярной экономике и сохранению биоразнообразия. Обозначены возможные противоречия и проблемы, с которыми Зеленое соглашение столкнется уже в ближайшем будущем.