КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ (2019)
Статья посвящена кризису политических институтов в Европейском союзе, его проявлениям и возможным последствиям, а также обсуждению европейскими партиями путей преодоления кризиса в ходе подготовки к выборам в Европейский парламент 23-26 мая 2019 г. Рассматривается характер предвыборных дискуссий между политическими партиями, обсуждение ими актуальных вопросов европейской повестки дня. Разрешение кризиса институтов зависит от способности политических акторов выработать альтернативу популизму и реформировать институты на основе принципов прозрачности, подотчетности и дебюрократизации.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка европейских партий к выборам в Европарламент осуществляется как на европейском, так и национальном уровнях, где политические партии готовятся к проведению предвыборных кампаний в своих странах. Европейская народная партия, например, выразила поддержку партии – члену Европейской народной партии, правоцентристской, либерально-консервативной и христианскодемократической партии Латвии «Новое единство», которая сформировала правящую коалицию и правительство после прошлогодних парламентских выборов. Новым премьер-министром Латвии стал представитель «Единства» Кришьянис Кариньш, что было оценено президентом Европейской народной партии Йозефом Долем как «прорыв после многомесячных переговоров о формировании правительства»3 . Отмечается, что «Новое единство» обеспечивает сохранение Латвии в качестве сильного партнера Европейского союза, а Кришьянис Кариньш защищает демократические принципы в стране и борется с коррупцией, которая ослабляет общество. Поддержу председателю правительства Латвии выразил и председатель политической группы Европейской народной партии в Европарламенте Манфред Вебер, который также является кандидатом от Европейской народной партии на пост председателя Европейской комиссии. Манфред Вебер заявил, что «мы очень гордимся тем, что депутат Европарламента от Европейской народной партии стал премьер-министром Латвии. После долгих переговоров коалиция политических партий смогла сформировать новое правительство в условиях сложной ситуации» 4 . Основное значение успеха в формировании правительства состоит в том, что Кришьянис Кариньш является политиком, который «привержен сохранению сильной Латвии в сильной Европе». В том же духе Европейская народная партия выражает свою позицию и по другим вопросам в европейских странах в преддверии европейских выборов.
Список литературы
- https://www.heritage.org/defense/report/us-policy-europe-six-priorities-2019.
- https://www.eppgroup.eu/newsroom/week-ahead/epp-group-highlights-28-january-1-february-2019.
- https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/01/26/declaration-by-the-high-representative-on-behalf-of-the-eu-on-the-situation-in-venezuela/.
- https://www.epp.eu/press-releases/latvia-pm-krisjanis-karins-delivers-a-stable-government-for-the-latvian-people/.
- https://www.eppgroup.eu/newsroom/news/latvia-epp-group-congratulates-new-pm-krisjanis-karins.
- https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=CELEX: 32018D0628(01).
- https://weber.epp.eu/.
- https://weber.epp.eu/my_ideas.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме возвращения детей из зоны боевых действий в Сирии и Ираке в Европу. Речь идет, в основном, о несовершеннолетних, которые либо принимали непосредственное участие в вооруженном конфликте на стороне ИГИЛ в качестве боевиков, разведчиков и связных, либо обустраивали быт террористов. Завербованные взрослыми боевиками, эти дети являются жертвами террористических организаций и в то же время преступниками. Перед властями европейских стран встают проблемы дерадикализации, реабилитации и реинтеграции этих детей в социальную ткань европейских государств.
В статье рассматриваются попытки Президента Франции Э. Макрона продвинуть в ЕС проекты, связанные с идеями «европейской обороны» и «европейской армии». Кризисы, начавшие сотрясать ЕС во втором десятилетии XXI в., парадоксальным образом усилили тенденцию к автономии внешней политики и безопасности, поскольку вызвали к жизни попытки со стороны главного «мотора» этого объединения в лице Франции и Германии еще до прихода к власти Э. Макрона создать более продвинутую модель интеграции на базе «зоны евро». Одновременно встал вопрос о «совместной обороне» этой группы стран, которая, с одной стороны, обусловливалась новыми внешними угрозами - исламский терроризм, военные конфликты на Украине и в Сирии, с другой - рассматривалась как фактор их сплочения и перед лицом внутренних вызовов. Э. Макрон, являющийся убежденным сторонником превращения ЕС в самостоятельный «мировой центр силы», не просто продолжил этот курс, но придал ему очень существенный импульс. Большую роль в этом сыграла все более «односторонняя» политика США при Д. Трампе, в том числе в сфере безопасности. В статье показываются инициированные президентом Франции определенные сдвиги в усилении интеграционного процесса в «зоне евро», а также некоторый прогресс ЕС в деле «совместной обороны». Вместе с тем указывается на трудности, которые он встречает на этом пути, прежде всего связанные с существованием НАТО. Ослабление позиций Э. Макрона и А. Меркель в их собственных странах добавляют неопределенности в вопросе о перспективах этой обороны.
В статье анализируются реперные точки евро-атлантической системы координат в условиях продолжающейся стагнации миропорядка и слома всей послевоенной матрицы международных отношений. Возрастает геополитическая, и что немаловажно в условиях развития дигитального общества, информационная турбулентность, эпоха конфронтации ключевых мировых игроков вступает в новую фазу. Разрушены основополагающие соглашения в рамках евро атлантической архитектуры безопасности, в политический дискурс вернулась терминология времен ядерного сдерживания, мир в целом возвращается к мышлению ядерными категориями. Смена внешнеполитического вектора администрации Д. Трампа в рамках парадигмы нового американского изоляционизма естественным образом становится одним из главных вызовов для трансатлантического партнерства. В условиях определенного вакуума мирового лидерства мы наблюдаем рост правого популизма и правой части политического спектра по обе стороны Атлантики. В связи с предстоящим уходом А. Меркель (последние 13 лет бывшей своего рода персональным локомотивом европейской интеграции) с поста федерального канцлера ФРГ, от того, как пройдет транзит власти и смена политических элит в Германии, во многом зависят и дальнейшие перспективы европейского интеграционного проекта в целом.
Издательство
- Издательство
- ИНИОН РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- Юр. адрес
- 117418, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21
- ФИО
- Кузнецов Алексей Владимирович (Руководитель)
- E-mail адрес
- igpran@igpran.ru
- Контактный телефон
- +7 (916) 5591912
- Сайт
- http:/inion.ru