Появление новых технологий неизбежно приводит к формированию новых рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, в том числе требующих их оценки с точки зрения необходимости формирования уголовно-правовых и административно-правовых запретов как механизма исключения случаев причинения вреда личности, обществу и государству. Первым этапом такой оценки как составного элемента процесса криминализации, деликтолизации деяний выступает идентификация соответствующих рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Идентификация, классификация, систематизация рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, предполагает определенность в вопросе о сущности и содержании технологий искусственного интеллекта как источника рисков и угроз. Между тем наличествуют объективные факторы в виде неопределенности в технических, экономических, политических и юридических науках содержания соответствующей категории. В статье доказана необходимость уточнения совокупности рисков и угроз, охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по мере уточнения содержания соответствующей категории в доктрине и позитивном праве. Выявлены источники рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Доказано, что бесконтрольное расширение применения технологий искусственного интеллекта может привести к изменению социального ландшафта, что ставит задачу должного правового опосредования и формирования гарантий прав и законных интересов граждан, организаций, органов публичной власти. Показана роль неправомерного вмешательства в функционирование интеллектуальных систем, использующих технологии искусственного интеллекта. Определены потенциальные угрозы, связанные со злонамеренным использованием технологий искусственного интеллекта в противоправных целях.
Актуальность темы обусловлена пробелами в правовом регулировании некоторых аспектов реализации универсального конституционного права на квалифицированную юридическую помощь лиц, содержащихся под стражей, а также особенностей его имплементации в производстве по уголовным делам.
Коллизии порождаются как лакунами, так и противоречиями в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений, а также систематически возникающими в процессе правоприменения конфликтными ситуациями, связанными, например, с отказом лица, содержащегося в следственном изоляторе или в исправительном учреждении, от свидания с адвокатом; с допуском на территорию пенитенциарного учреждения иных лиц, осуществляющих защиту по уголовным делам.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации права лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь.
Цель работы - исследовать возможные коллизионные ситуации в данной сфере и предложить алгоритмы решения указанных правоприменительных проблем администрациями СИЗО и ИУ.
Использованы методы: диалектический, формально-логический, системного анализа, сравнительно-правовой, эмпирический, синтеза.
Результатами исследования являются предлагаемые основанные на анализе законодательства алгоритмы практических действий администрации СИЗО и ИУ при возникающих коллизионных ситуациях, связанных с обеспечением доступа в пенитенциарные учреждения адвокатов, защитников, не являющихся адвокатами, законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.
В статье анализируется современное состояние денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Актуальность данного исследования вытекает из сложившегося дисбаланса уровня доходов в различных сферах отечественной экономики, где довольствие сотрудников даже с учетом устанавливаемых надбавок и доплат не является конкурентоспособным в большинстве регионов Российской Федерации. Результатом такого дисбаланса является низкий уровень материальной защищенности сотрудников, частые случаи их увольнения из уголовно-исполнительной системы по этой причине и, как следствие, увеличение некомплекта личного состава в учреждениях и органах УИС.
На основании проведенного анализа автор делает вывод о необходимости коррекции денежного довольствия сотрудников УИС в сторону его увеличения, а также предлагает возможные направления такого увеличения. В частности, обосновывается возможность реализации ранее апробированной в 90-е гг. ХХ в. практики выплаты оставшимся на службе сотрудникам, имеющим право на пенсию, части их возможной пенсии.
Как представляется, повышение денежного довольствия не только обеспечит справедливое вознаграждение сотрудников уголовно-исполнительной системы за их добросовестную службу, но и станет стимулом для их профессионального роста, окажет позитивное воздействие на сокращение некомплекта в УИС.
В статье выделены и проанализированы основные современные научные подходы к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания уголовных наказаний: системный, концептуальный, проблемный.
Рассмотрена сущность и содержание каждого из указанных научных подходов, а также предложены меры совершенствования и повышения эффективности прогрессивной системы в рамках каждого из них.
Системный подход к изучению прогрессивной системы предполагает изучение ее элементов и их взаимосвязи. В рамках указанного подхода предложено включение в состав прогрессивной системы новых элементов, в том числе передвижения и проживания осужденных за пределами исправительных учреждений.
Концептуальный подход предполагает изучение прогрессивной системы с позиций ее влияния на действующее уголовно-исполнительное законодательство как самостоятельного его принципа. Предлагается закрепление принципа прогрессивной системы в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Проблемный подход акцентирует внимание и раскрывает проблемные вопросы в применении институтов прогрессивной системы. В рамках решения ряда проблемных вопросов в сфере действия прогрессивной системы предлагается закрепление в действующем уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации четких критериев и степеней исправления осужденных, а также балльной системы оценки поведения осужденных. Достижение той или иной степени исправления осужденными должно находиться во взаимосвязи с обязательным наступлением для них определенных правовых последствий.
В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением мер, направленных на предупреждение противоправных деяний, совершаемых в состоянии опьянения, государством и обществом, организацией данной работы с различными слоями населения: несовершеннолетними, молодежью, лицами среднего возраста, пожилыми людьми, то есть в зависимости от возрастных, психологических, профессиональных особенностей личности и т. д. Меры предупреждения должны включать в себя следующие направления деятельности: правовое, общегосударственное или социально-экономическое, организационно-управленческое в среде правоохранительных органов, идейно-нравственное, социально-психологическое и медицинское. Предупреждение преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, - это система способов и мер общественного и государственного контроля, которая способствует нейтрализации детерминантов преступности, воспитанию в обществе правопослушного поведения. Предупреждение обозначенных противоправных действий - одна из главных проблем в обществе, так как происходит деформация в сознании в обществе, отдельных слоев населения, отдельных его представителей. «Пьяная» преступность - это негативная форма человеческого поведения, наиболее опасная форма отклоняющегося поведения, которая мешает нормальному функционированию социума. Среди детерминантов такого преступного поведения, прежде всего, необходимо выделить негативное влияние социума, наличие насилия в семье, поведение взрослых, социально-экономические условия жизни. Главной задачей в этой работе является нейтрализация отрицательных факторов и реабилитация лиц, преступивших закон и страдающих различными формами зависимости (алкогольной, наркотической и т. д.), оказание им психологической, социальной и иной помощи.
В статье рассматриваются идеи великого немецкого мыслителя А. Шопенгауэра, связанные с его взглядами на проблематику права, морали и государства, изложенные в его знаменитом философском трактате «Мир как воля и представление». В статье раскрывается, что причиной перехода философов в пространство иррационализма явился тот факт, что рационалистическая методология не позволила высветить смыслы всей философской системы до конца, ибо всегда оставался недоступный разуму уголок. Именно этот остаток и привел к поиску чего-то сверх- или нерационального, которое бы позволило эксплицировать эти предельные смыслы мира. Такое начало в виде воли Шопенгауэр и кладет в основание своих представлений о социокультурном мире. Сама возможность права коренится в необходимости противостояния в отношении эгоизма и откровенного произвола человеческих индивидов. Целью же формирования государственного механизма выступает объединение воль индивидов в борьбе за выживание в опасном мире. Автор подчеркивает, что роль государства и права сводится всего лишь к функции «необходимого зла». Именно в праве, государстве и морали Шопенгауэр видит абсолютную доминанту мирового начала - воли, ибо их задача состоит в недопущении еще большего зла в социальном мире.
В статье проводится анализ правового статуса осужденных с учетом ключевых положений общей теории правового статуса личности. Автором рассматриваются элементы данного статуса, такие как субъективные права, юридические обязанности и законные интересы, их соотношение и специфика реализации в условиях уголовно-исполнительной системы. В рамках исследования рассматривается общий, специальный и индивидуальный правовой статус осужденного. Особое внимание уделено современным теоретическим подходам к определению и содержанию правового статуса осужденных, включая концепции М. В. Щербаковой, С. В. Михеевой и В. И. Селиверстова. В статье отмечается динамическая природа правового статуса, зависящая от поведения осужденных, изменений их социального положения и влияния внешних факторов, таких как состояние здоровья или чрезвычайные обстоятельства, а также подчеркивается роль международных стандартов и норм в формировании правового положения осужденных, что определяет важность гуманизации уголовно-исполнительной политики. Опираясь на теоретический анализ позиций ведущих исследователей, автор предлагает собственное определение правового статуса осужденного, которое способствует оптимальному равновесию интересов личности, общества и задач уголовно-исполнительной системы. Для подтверждения своей позиции автором рассматриваются основные элементы правового статуса, которые качественно отличаются от позиций вышеупомянутых исследователей, что позволяет сделать выводы о необходимости разработки более гибкой и всесторонней модели правового положения осужденных.
В статье исследуется ключевая задача формирования высококлассных юристов для органов правопорядка. Авторы проводят глубокий анализ потребности во всестороннем подходе к подготовке специалистов. Этот подход включает в себя не только интенсивное изучение юридических наук, но и тесную интеграцию со смежными дисциплинами (криминологией, социальной психологией), практическое обучение через тренинги и стажировки. Особое внимание в работе уделяется развитию критического мышления юристов: способности анализировать информацию, эффективно взаимодействовать и соблюдать нормы профессиональной этики с акцентом на законность действий. Учебные программы, по мнению авторов, должны быть адаптированы к современным вызовам общества и строго соответствовать действующему законодательству. В итоговой части работы подчеркнута стратегическая значимость качественного юридического образования для обеспечения верховенства права в стране и укрепления авторитета правоохранительных структур. Авторы призывают к активному участию государства в модернизации системы юридического образования, рассматривая это как инвестицию в будущее правового государства и повышение доверия граждан к правоохранительным органам. Работа завершается прогнозом возможных последствий недостаточного внимания к качеству подготовки юристов и предложением конкретных механизмов решения выявленных проблем.
Статья посвящена актуальной для Центрально-Африканской Республики (ЦАР) проблеме борьбы с преступностью, которая обусловлена длительной социально-политической нестабильностью и негативными экономическими процессами. В стране сложилась острая криминогенная ситуация, связанная с деятельностью незаконных вооруженных формирований, международных преступных групп. Этим объясняется высокий уровень насильственных преступлений (вооруженные нападения, насилие в различных сферах общественных отношений, убийства и пр.), незаконный оборот оружия и наркотиков, торговля полезными ископаемыми, коррупция. В структуре преступности в ЦАР значительное место занимают преступления против собственности: кражи, грабежи, вымогательства, что во многом связано с низким уровнем развития экономики, безработицей. Изменения в криминогенной ситуации мало ощутимы отчасти и вследствие недостаточной профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов.
В настоящей статье предпринята попытка общего анализа преступности в ЦАР с тем, чтобы выявить основные источники криминальных угроз. В целях исследования особенностей современной преступности в ЦАР использовались методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой, контент-анализа и др.
Проведенный анализ показал, что преступность в ЦАР в настоящее время представляет серьезную угрозу для безопасности личности, общества, самого государства. В связи с этим необходимо продолжать научное исследование с целью выработки конкретных мер, направленных на снижение уровня криминальной опасности и предупреждение преступлений.
В статье авторами исследуется проблема использования беспилотных воздушных судов (далее - БВС) для доставки запрещенных предметов в учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС): рассматриваются технические характеристики БВС, проводится их классификация, анализируется нормативная правовая база, регулирующая полеты БВС в воздушном пространстве РФ.
Авторами были выявлены существенные проблемы в процессе противодействия беспилотным аппаратам: сложность задержания оператора БВС, доступность приборов широкому кругу лиц, отсутствие единой системы пресечения функционирования БВС над территорией ИУ. Рассматриваются существующие меры борьбы с БВС, в частности, описывается отечественный комплекс «Тревога-Щит».
Для обеспечения надежной защиты и безопасности учреждения, равно как и в целях борьбы с незаконным использованием БВС и нарушением правил пользования воздушным пространством РФ авторы предлагают создать единый комплекс противодействия вторжению БВС на территорию ИУ, а также организовать взаимодействие государственных органов и поставщиков беспилотников, усилить контроль за продажами данных приборов. Для повышения уровня правовой базы необходимо изучать развитие БВС, в соответствии с этим изменять нормативные акты, рекомендуется ужесточить санкции в отношении лиц, незаконно использующих БВС.
Актуальность исследования механизмов борьбы с экстремистскими организациями не вызывает сомнения. Для успешной профилактики борьбы с подобными организациями представляется необходимым анализ практики применения соответствующих статей Уголовного кодекса РФ. Международное общественное движение «А. У. Е.» относительно недавно было признано Верховным судом экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории России.
В ходе исследования деятельности запрещенной организации и государственного реагирования на преступные деяния в виде обвинительных приговоров судов авторами установлено, что ст. 282.2 УК РФ наиболее часто вменяется лицам - участникам МОД «А. У. Е.». Однако судебная практика по квалификации участия в запрещенной организации только начала формироваться, многие приговоры обжалуются в апелляционном и кассационном порядке. Данное обстоятельство составляет проблематику настоящего исследования. Целью настоящего исследования является попытка авторов осветить наиболее значимые тенденции и особенности практики применения ст. 282.2 УК РФ. В ходе проведения исследования был использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов. К их числу следует отнести, например, статистический метод, который позволил сформулировать проблему и аргументировать необходимость ее решения. Также применен метод экспертных оценок, который позволил проанализировать мнение ученых на поднимаемую проблему, а также выявить особенности и тенденции экспертных заключений по уголовным делам. Использование метода сравнительно-правового анализа позволило провести соотношение и продемонстрировать взаимосвязь «Арестантского уголовного единства» с криминальной субкультурой. Метод контекстуального анализа позволил расшифровать слова и значения, специфичные для участников МОД «А. У. Е.». Конкретно-социологический метод позволил использовать результаты эмпирических исследований. Таким образом, применение совокупности указанных и некоторых других методов позволило получить искомые результаты.
Теоретическая значимость заключается в том, что сделанные выводы и предложения дополняют научные представления о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства. Авторские выводы могут представлять интерес для исследователей данной проблемы.
В статье осуществлен статистический анализ преступлений за 2018-2023 гг., совершенных лицами, осужденными по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации» Уголовного кодекса Российской Федерации. На основе статистических данных из официальных баз правоохранительных органов представлен портрет «компьютерного» преступника по следующим характеристикам: пол, возраст, род занятий, уровень образования, гражданство, место жительство, что позволило обосновать выводы об изучаемом субъекте компьютерного преступления: мужчина, гражданин Российской Федерации, в возрасте от 18 до 49 лет, имеющий профессиональное образование, чаще среднее, и являющийся по основному роду занятий коммерческим служащим или работником организации, реже трудоспособный без постоянного источника дохода, совершивший компьютерное преступление в пределах постоянного места жительства.
В работе также изучены и представлены результаты вычисления уровней динамического ряда по количеству зарегистрированных преступлений по ст. 272 УК РФ за 2018-2022 гг. с прогнозом на 2023-2024 гг. о непрерывном росте компьютерных преступлений в будущем, что подтверждают статические данные о количестве преступлений за 2023 г. Данные в целом за 2024 г. на момент проведения исследования не предоставлены в официальных базах правоохранительных органов.
Изученная динамика показателей компьютерной преступности позволила авторам сформулировать некоторые направления по предупреждению и противодействию компьютерным преступлениям для граждан, заключающиеся в необходимости и важности совершенствования законодательной базы, способствующей проведению массовых мероприятий по повышению информационной грамотности населения по вопросам защиты персональных данных и использования мобильных сервисов, формирования навыков более надежной охраны личной информации, выступающей предметом преступления по ст. 272 УК РФ.