Изменения, происходящие в российском обществе, кардинально влияют на общественные процессы в разных сферах. Однако эти изменения не всегда имеют положительные ориентиры. Так, трансформация традиционных ценностей, нравственных приоритетов оказывает отрицательное влияние на социализацию молодежи, ее духовное развитие. Особенно негативно это отражается на социально незрелых подростках и юношах.
В результате парадоксов современной жизни многие из них оказываются в группе социального риска, допускают различные девиации в поведении, совершают правонарушения. Необходимым условием успешной социальной адаптации и коррекции социального поведения лиц, попадающих в сферу уголовной юстиции (без изоляции от общества), является психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, рассматриваемое как один из механизмов исполнительной пробации.
В статье представлены разные позиции ученых относительно определения понятия «педагогическое сопровождение», а также авторское видение данного феномена, являющегося междисциплинарным понятием и рассматриваемого как специфический вид деятельности по оказанию нуждающемуся человеку (несовершеннолетнему правонарушителю) необходимой помощи.
Авторами описана программа психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющая целью развитие навыков противостояния негативным факторам внешней среды и повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, ядром которой является цикл занятий-тренингов. На основе анализа результатов эмпирического исследования по реализации программы сделан вывод о ее эффективности.