В данной статье исследуется реализация Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (далее - Закон) на территории Пермского края, освещается положительный опыт региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что регион занимает одно из лидирующих мест по количеству учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по возможностям успешной социальной адаптации осужденных. В ходе реализации Закона в Пермском крае наблюдается позитивная динамика, однако существуют и проблемы. В статье рассмотрена одна из основных проблем региона - оперативный обмен информацией. Важно отметить, что успех реализации пробации во многом зависит от взаимодействия различных государственных структур, а также участия общественных организаций и местных сообществ. Цель исследования - проанализировать процесс реализации пробации в Пермском крае и перечислить некоторые положительные моменты. В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, а также социологические методы. Результаты исследования подчеркивают необходимость дальнейшего развития и оптимизации пробации в регионе. Это не только позволит повысить эффективность пробации, но и будет способствовать социальной реабилитации осужденных, а также снижению уровня преступности в крае.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Введение Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» стало значительным шагом в реформировании уголовной системы. Пробация нацелена на содействие ресоциализации правонарушителей, что соответствует принципам гуманного обращения и защиты прав человека.
Список литературы
1. Сапко И. В. О ходе реализации Федерального закона “О пробации в Российской Федерации” на территории Пермского края // Актуальные проблемы пробации в Российской Федерации: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, Вологда, 18-19 июня 2024 г. Череповец, 2024. С. 121-125.
2. Пономарева А. А. Пробация как институт профилактики повторных преступлений и проблемы взаимодействия субъектов пробации // Актуальные проблемы профилактики повторной преступности: сборник материалов региональной межведомственной научно-практической конференции, Пермь, 21 марта 2024 г. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2024. С. 72-78. EDN: EFEUTP
3. В филиале по Чайковскому району УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю прошла “Ярмарка вакансий” [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУФСИН России по Пермскому краю. URL: https://59.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=784425 (дата обращения: 30.01.2025).
4. В УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю подвели итоги работы за 2024 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУФСИН России по Пермскому краю. URL: https://59.fsin.gov.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=786879 (дата обращения: 30.01.2025).
5. Мачкасов А. И. Институт пробации: что нового? // Организационно-правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительной системы: теоретические и прикладные аспекты: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А. И. Зубкова и Дню российской науки, Москва, 8 февраля 2024 г. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2024. С. 95-100. EDN: QHGCVH
6. Миков П. В., Шевченко Д. Б. О некоторых вопросах ресоциализации лиц, освободившихся из мест принудительного содержания: опыт зарубежных стран и Пермского края // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Пермь, 2 апреля 2020 г. Пермь: Пермский институт ФСИН России, 2020. Т. II. С. 255-261. EDN: RISVMA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются проблемы, выявляемые специальным экспертным советом ВАК по гуманитарным наукам, в том числе в юридической сфере, возникающие в ходе проведения экспертизы аттестационных дел и диссертационных исследований.
Так, автором отмечается, что при оценке научно-практических результатов диссертационных исследований по юридическим наукам важно учитывать произошедшее в 2022 г. распределение юридических наук по соответствующим номенклатурным единицам: это позволило расширить возможности исследователей по изучению проблем правового регулирования отдельных сфер общественной жизни во взаимосвязи самых разных отраслей права с использованием междисциплинарных и межотраслевых подходов, устранить барьеры между отраслями права и способствовать развитию совершенствования законодательства.
В статье определяются формальные и научные признаки, показатели и критерии научного исследования. Анализируются логика изложения и внутреннее единство диссертационного исследования, выработка единого методологического подхода.
Особое внимание уделяется оценке научных результатов, значению научных дискуссий при заслушивании соискателей, отмечается определение степени практичности научных результатов и уровня государственной тайны.
Изменения, происходящие в российском обществе, кардинально влияют на общественные процессы в разных сферах. Однако эти изменения не всегда имеют положительные ориентиры. Так, трансформация традиционных ценностей, нравственных приоритетов оказывает отрицательное влияние на социализацию молодежи, ее духовное развитие. Особенно негативно это отражается на социально незрелых подростках и юношах.
В результате парадоксов современной жизни многие из них оказываются в группе социального риска, допускают различные девиации в поведении, совершают правонарушения. Необходимым условием успешной социальной адаптации и коррекции социального поведения лиц, попадающих в сферу уголовной юстиции (без изоляции от общества), является психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, рассматриваемое как один из механизмов исполнительной пробации.
В статье представлены разные позиции ученых относительно определения понятия «педагогическое сопровождение», а также авторское видение данного феномена, являющегося междисциплинарным понятием и рассматриваемого как специфический вид деятельности по оказанию нуждающемуся человеку (несовершеннолетнему правонарушителю) необходимой помощи.
Авторами описана программа психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющая целью развитие навыков противостояния негативным факторам внешней среды и повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения, ядром которой является цикл занятий-тренингов. На основе анализа результатов эмпирического исследования по реализации программы сделан вывод о ее эффективности.
В статье показана целесообразность компаративистского изучения общих положений уголовно-исполнительных кодексов Республики Казахстан и Российской Федерации. Показано, что данные правовые установления закрепляют целевые и принципиальные позиции законодателей относительно формально-содержательного механизма исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия (характера).
Обнаружены как схожие, так и отличительные особенности рассматриваемых отправных положений уголовно-исполнительного законодательства двух стран. Например, в УИК РК не содержится общих установлений относительно структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, что имеет место в ст. 2 УИК РФ.
При наличии отличий делается обоснование того, почему они существуют. Аргументируются «плюсы» и «минусы» соответствующих законотворческих решений. Делается вывод, согласно которому полученные результаты сравнительно-правового исследования указывают на наличие весьма прогрессивных общих положений уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, что создает научные резервы для оптимизации концептуальных установок аналогичного законодательства Российской Федерации.
Статья посвящена определению значения системы штрафов (вир и продаж) в Древнерусском государстве X-XV вв. Показывается, что система штрафов, упомянутых в Русской правде, к мерам ответственности за правонарушения против личности и собственности не относилась, а являлась своеобразной платой за правосудие, доходной статьей княжеской юстиции, монополизировавшей арбитраж конфликтов межличностного и межкланового характера. В этом контексте отмену кровной мести и передачу спора на княжеский арбитраж предлагается рассматривать как трансформацию различных традиций, связанных с разрешением конфликтов, которые бытовали у славян и русичей еще до призвания Рюрика и христианизации восточнославянского населения. Также подчеркивается, что князья отменили кровную месть не потому, что она тотально угрожала обществу, а потому, что улаживание конфликта с целью недопущения кровной мести как крайней степени его развития было практически полностью отнесено к княжеской юрисдикции; мерами ответственности являлись не виры и продажи, а компенсация за причиненный вред, которую получали потерпевший и члены его семейно-клановой группы по результатам рассмотрения дела судом княжеской или вотчинной юстиции.
В статье рассмотрены и иные формы ответственности, отраженные в источниках права исследуемого периода. По мнению автора, они не являлись прообразом современного наказания, а были обусловлены традицией нейтрализации лица, покушавшегося на спокойствие древнего коллектива, при помощи его изоляции. К таким формам относились: поток и разграбление, изгнание, заключение.
В статье автор обратился к проблематике уголовно-правового толкования деяний с признаками ятрогении ( ятрогенные преступления).
Актуальность затронутой темы формирует не только наличие неопределенности, которая сопровождает название и признаки этой группы деяний, но и основания процесса их криминализации (общественной опасности), особенности специальной противоправности, как признака преступления. В работе автор последовательно анализирует внесенные Федеральным законом от 08.12.2024 № 514-ФЗ нововведения в уголовное законодательство, исключившие возможность применения положений ст. 238 УК РФ на случаи оказания медицинскими работниками медицинской помощи.
Аргументируя сложность и дискуссионность проблемы определения «врачебная ошибка», автор отдельное внимание обращает на ее соотношение с фактическим «дефектом оказания медицинской помощи». Итогом проведенного теоретического исследования явилась предложенная интерпретация категории «врачебная ошибка» с позиции уголовно-правового аспекта.
Выводы автора и выдвинутые в работе предложения и рекомендации имеют важное доктринальное и прикладное значение (потенциал), поскольку обогащают исследования затронутой тематики и могут быть использованы в правоприменительной практике (текущей деятельности) работниками правоохранительных органов, сотрудниками медицинских учреждений, обучающимися юридических факультетов высших учебных заведений.
Цель статьи - проанализировать содержание договоров Византии и Руси X в. как одного из источников истории древнерусской государственности на основе результатов последних научных исследований 2000-х гг., выделив при этом наиболее актуальные и дискуссионные вопросы, а также проиллюстрировать современные гипотезы древнерусского политогенеза, где указанные договоры используются как часть смыслового ядра аргументации. Проделанная работа позволила сделать ряд существенных выводов. Исследования договоров Византии и Руси, являясь органической частью общей проблемы происхождения Древнерусского государства, существенно дополняют и развивают ее в части вопросов происхождения, состава, эволюции ранней политической элиты Руси и ее роли в создании государства. Полный или частичный отказ от марксистской версии политогенеза привел к оживлению дискуссии и появлению разных объяснительным схем, где существенную роль стали играть теории политических элит, военного (дружинного) государства, вождества. Однако накопившийся с начала 1990-х гг. творческий потенциал ослабевает. Имеющиеся на сегодняшний момент источники многократно переосмыслены и истолкованы. Создается впечатление, что позитивистский взгляд историка на древнерусскую государственность заходит в тупик. Дальнейший прогресс в изучении вопроса, на наш взгляд, связан с применением к уже имеющемуся конкретному материалу теоретического фундамента из области политологии, социологии, отечественной этнографии и культурной антропологии, юриспруденции, который пока слабо освоен.
Статья рассматривает современное состояние противодействия противоправным действиям, направленным на повреждение устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на объектах железнодорожного транспорта. Эти устройства играют ключевую роль в обеспечении безопасности движения поездов и предотвращении аварийных ситуаций. Повреждение СЦБ-оборудования может привести к серьезным последствиям, включая катастрофы с многочисленными жертвами и значительным материальным ущербом.
В статье проводится анализ текущей ситуации в области защиты железнодорожной инфраструктуры от противоправных деяний. Описываются основные виды угроз.
Особое внимание уделяется правовым аспектам борьбы с подобными преступлениями. Рассматривается действующая законодательная база, регулирующая ответственность за повреждения СЦБ-устройств, а также меры, принимаемые правоохранительными органами для расследования и предотвращения таких инцидентов. Анализируются проблемы, возникающие при взаимодействии различных ведомств и организаций, участвующих в охране объектов железнодорожного транспорта.
В заключение делается вывод о необходимости комплексного подхода к обеспечению стабилизации оперативной обстановки на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта путем эффективной деятельности по профилактике противоправных деяний.
Статья представляет собой анализ современного состояния дактилоскопического и генно-молекулярного методов как ключевых инструментов идентификации личности в условиях учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Оба метода кроме сходной цели объединяет природа исследуемых объектов. Потожировое вещество, являющееся в подавляющем большинстве случаев материальной основой дактилоскопических следов, не только отображает тип папиллярного узора с индивидуальными признаками, но и содержит клеточный материал, включая фрагменты хромосомной ДНК человека, используемые в судебно-экспертной практике для молекулярно-генетического идентификационного анализа.
Помимо общего происхождения объектов исследования характерной особенностью является обеспечение дактилоскопической и генно-молекулярной экспертиз материалом за счет возможностей криминалистических учетов, действующих в отношении лиц, осужденных к лишению свободы.
Показана возможность использования автоматизированных идентификационных систем в качестве эффективного средства раскрытия пенитенциарных преступлений и отождествления отдельных лиц. Сделан вывод о том, что внедрение информационных и телекоммуникационных технологий способствует повышению эффективности и скорости проведения экспертиз, а также увеличивает объем данных для анализа, что представляет собой значимый шаг вперед в области судебной экспертизы и правоохранительной деятельности.
В год 80-летия Великой Победы необходимо еще раз с правовых позиций провести исторический анализ нормативных и управленческих основ взаимодействия общественных объединений и подразделений НКВД СССР в военный период 1941-1945 гг. Оценка особенностей основных трендов и направлений взаимодействия правоохранителей и населения в сфере охраны порядка в годы войны будет способствовать лучшему пониманию многих правовых и организационных сторон и положений, свойственных для правоохранительной практики анализируемого временного промежутка. Именно по этой причине целью данной работы стал анализ развития законодательно-правовых и управленческих основ по взаимодействию работников правоохранительных органов и населения в сфере обеспечения порядка и борьбы с преступностью. Исследование обозначенных процессов и явлений позволило автору отметить, что руководство НКВД СССР смогло в полном объеме обеспечить устойчивый правопорядок и стабильную общественную безопасность в стране на протяжении всего рассматриваемого исторического периода. При этом данная задача была успешно реализована не только благодаря работникам правопорядка, но и в результате их постоянной активной поддержки и сотрудничества с населением. Автор приходит к выводу о том, что правоохранительными подразделениями совместно с общественностью во время войны решался весьма широкий диапазон разнообразных задач. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет говорить автору о том, что организационные формы по вовлечению и дальнейшему участию населения в охране правопорядка в военный период различались масштабностью и согласованностью, а также степенью самостоятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в процессе выбора форм взаимодействия правоохранители стремились прибегать к тем, которые помогали им достичь наилучшего результата. Автором убедительно доказано, что возможность использования в работе общественных формирований для сохранения стабильности и укрепления законности в стране, которые выполняли часть профессионального функционала, позволила во время войны решить вопрос о незамедлительном восполнении сил для борьбы с преступностью.
Появление новых технологий неизбежно приводит к формированию новых рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, в том числе требующих их оценки с точки зрения необходимости формирования уголовно-правовых и административно-правовых запретов как механизма исключения случаев причинения вреда личности, обществу и государству. Первым этапом такой оценки как составного элемента процесса криминализации, деликтолизации деяний выступает идентификация соответствующих рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Идентификация, классификация, систематизация рисков и угроз для охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, предполагает определенность в вопросе о сущности и содержании технологий искусственного интеллекта как источника рисков и угроз. Между тем наличествуют объективные факторы в виде неопределенности в технических, экономических, политических и юридических науках содержания соответствующей категории. В статье доказана необходимость уточнения совокупности рисков и угроз, охраняемых законом ценностей, порождаемых развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по мере уточнения содержания соответствующей категории в доктрине и позитивном праве. Выявлены источники рисков и угроз для охраняемых законом ценностей. Доказано, что бесконтрольное расширение применения технологий искусственного интеллекта может привести к изменению социального ландшафта, что ставит задачу должного правового опосредования и формирования гарантий прав и законных интересов граждан, организаций, органов публичной власти. Показана роль неправомерного вмешательства в функционирование интеллектуальных систем, использующих технологии искусственного интеллекта. Определены потенциальные угрозы, связанные со злонамеренным использованием технологий искусственного интеллекта в противоправных целях.
Актуальность темы обусловлена пробелами в правовом регулировании некоторых аспектов реализации универсального конституционного права на квалифицированную юридическую помощь лиц, содержащихся под стражей, а также особенностей его имплементации в производстве по уголовным делам.
Коллизии порождаются как лакунами, так и противоречиями в правовом регулировании рассматриваемых правоотношений, а также систематически возникающими в процессе правоприменения конфликтными ситуациями, связанными, например, с отказом лица, содержащегося в следственном изоляторе или в исправительном учреждении, от свидания с адвокатом; с допуском на территорию пенитенциарного учреждения иных лиц, осуществляющих защиту по уголовным делам.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации права лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь.
Цель работы - исследовать возможные коллизионные ситуации в данной сфере и предложить алгоритмы решения указанных правоприменительных проблем администрациями СИЗО и ИУ.
Использованы методы: диалектический, формально-логический, системного анализа, сравнительно-правовой, эмпирический, синтеза.
Результатами исследования являются предлагаемые основанные на анализе законодательства алгоритмы практических действий администрации СИЗО и ИУ при возникающих коллизионных ситуациях, связанных с обеспечением доступа в пенитенциарные учреждения адвокатов, защитников, не являющихся адвокатами, законных представителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.
В статье анализируется современное состояние денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Актуальность данного исследования вытекает из сложившегося дисбаланса уровня доходов в различных сферах отечественной экономики, где довольствие сотрудников даже с учетом устанавливаемых надбавок и доплат не является конкурентоспособным в большинстве регионов Российской Федерации. Результатом такого дисбаланса является низкий уровень материальной защищенности сотрудников, частые случаи их увольнения из уголовно-исполнительной системы по этой причине и, как следствие, увеличение некомплекта личного состава в учреждениях и органах УИС.
На основании проведенного анализа автор делает вывод о необходимости коррекции денежного довольствия сотрудников УИС в сторону его увеличения, а также предлагает возможные направления такого увеличения. В частности, обосновывается возможность реализации ранее апробированной в 90-е гг. ХХ в. практики выплаты оставшимся на службе сотрудникам, имеющим право на пенсию, части их возможной пенсии.
Как представляется, повышение денежного довольствия не только обеспечит справедливое вознаграждение сотрудников уголовно-исполнительной системы за их добросовестную службу, но и станет стимулом для их профессионального роста, окажет позитивное воздействие на сокращение некомплекта в УИС.
В статье выделены и проанализированы основные современные научные подходы к изучению прогрессивной системы исполнения и отбывания уголовных наказаний: системный, концептуальный, проблемный.
Рассмотрена сущность и содержание каждого из указанных научных подходов, а также предложены меры совершенствования и повышения эффективности прогрессивной системы в рамках каждого из них.
Системный подход к изучению прогрессивной системы предполагает изучение ее элементов и их взаимосвязи. В рамках указанного подхода предложено включение в состав прогрессивной системы новых элементов, в том числе передвижения и проживания осужденных за пределами исправительных учреждений.
Концептуальный подход предполагает изучение прогрессивной системы с позиций ее влияния на действующее уголовно-исполнительное законодательство как самостоятельного его принципа. Предлагается закрепление принципа прогрессивной системы в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Проблемный подход акцентирует внимание и раскрывает проблемные вопросы в применении институтов прогрессивной системы. В рамках решения ряда проблемных вопросов в сфере действия прогрессивной системы предлагается закрепление в действующем уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации четких критериев и степеней исправления осужденных, а также балльной системы оценки поведения осужденных. Достижение той или иной степени исправления осужденными должно находиться во взаимосвязи с обязательным наступлением для них определенных правовых последствий.
В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением мер, направленных на предупреждение противоправных деяний, совершаемых в состоянии опьянения, государством и обществом, организацией данной работы с различными слоями населения: несовершеннолетними, молодежью, лицами среднего возраста, пожилыми людьми, то есть в зависимости от возрастных, психологических, профессиональных особенностей личности и т. д. Меры предупреждения должны включать в себя следующие направления деятельности: правовое, общегосударственное или социально-экономическое, организационно-управленческое в среде правоохранительных органов, идейно-нравственное, социально-психологическое и медицинское. Предупреждение преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, - это система способов и мер общественного и государственного контроля, которая способствует нейтрализации детерминантов преступности, воспитанию в обществе правопослушного поведения. Предупреждение обозначенных противоправных действий - одна из главных проблем в обществе, так как происходит деформация в сознании в обществе, отдельных слоев населения, отдельных его представителей. «Пьяная» преступность - это негативная форма человеческого поведения, наиболее опасная форма отклоняющегося поведения, которая мешает нормальному функционированию социума. Среди детерминантов такого преступного поведения, прежде всего, необходимо выделить негативное влияние социума, наличие насилия в семье, поведение взрослых, социально-экономические условия жизни. Главной задачей в этой работе является нейтрализация отрицательных факторов и реабилитация лиц, преступивших закон и страдающих различными формами зависимости (алкогольной, наркотической и т. д.), оказание им психологической, социальной и иной помощи.
В статье рассматриваются идеи великого немецкого мыслителя А. Шопенгауэра, связанные с его взглядами на проблематику права, морали и государства, изложенные в его знаменитом философском трактате «Мир как воля и представление». В статье раскрывается, что причиной перехода философов в пространство иррационализма явился тот факт, что рационалистическая методология не позволила высветить смыслы всей философской системы до конца, ибо всегда оставался недоступный разуму уголок. Именно этот остаток и привел к поиску чего-то сверх- или нерационального, которое бы позволило эксплицировать эти предельные смыслы мира. Такое начало в виде воли Шопенгауэр и кладет в основание своих представлений о социокультурном мире. Сама возможность права коренится в необходимости противостояния в отношении эгоизма и откровенного произвола человеческих индивидов. Целью же формирования государственного механизма выступает объединение воль индивидов в борьбе за выживание в опасном мире. Автор подчеркивает, что роль государства и права сводится всего лишь к функции «необходимого зла». Именно в праве, государстве и морали Шопенгауэр видит абсолютную доминанту мирового начала - воли, ибо их задача состоит в недопущении еще большего зла в социальном мире.
Издательство
- Издательство
- СЮИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443022, Самарская обл, г Самара, Промышленный р-н, ул Рыльская, д 24В
- Юр. адрес
- 443022, Самарская обл, г Самара, Промышленный р-н, ул Рыльская, д 24В
- ФИО
- Панарин Дмитрий Александрович (полковник внутренней службы)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://sui.fsin.su/