Архив статей журнала

ОППОЗИЦИОННЫЙ ЯЗЫК ИСКУССТВА: КАТАЛОНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛЕВОРАДИКАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (1970-1975) (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Кузина Наталия Андреевна

В данной статье анализируется оппозиционный дискурс в каталонской культуре первой половины 1970-х гг., а также способы его выражения через художественные практики. Каталонские художники, музыканты и театральные деятели использовали язык искусства для обхода цензуры, создания альтернативного культурного пространства и консолидации протестных настроений. Особое внимание уделяется движению Nova Cançó («Новая песня»), а также театральным и визуальным стратегиям, способствовавшим распространению антифранкистских идей. В статье анализируются механизмы взаимодействия художественной и интеллектуальной среды с леворадикальными движениями, включая PSUC, MIL и другие организации. В работе исследуется связь между политическим активизмом и художественными практиками, демонстрируя, как культура становилась пространством свободы и сопротивления в условиях диктатуры.

Сохранить в закладках
ТРОЦКИСТСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - ЛИЦО АРГЕНТИНСКИХ РАДИКАЛЬНЫХ ЛЕВЫХ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЕЕ РАЗВИТИИ, АКТИВНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Манджантини Мартин

В современной аргентинской политике обращение к левым означает обращение к троцкистской традиции и идентичности. В последние десятилетия это течение стало радикальной альтернативой не только среди союзов трудящихся и в университетской среде, но и в предвыборной и парламентской борьбе. Присутствие этого течения в стране не ново. С конца 1920-х годов в стране сосуществовали различные течения, претендовавшие на роль последователей Левой оппозиции, а затем и Четвертого интернационала. Однако это течение не всегда имело заметное присутствие или влияние. По этой причине данная статья посвящена началу 1970-х годов, периоду, который считается поворотным для более превращения этого течения в значительное политическое явление. В частности, в статье рассматривается развитие Социалистической партии трудящихся (Partido Socialista de los Trabajadores - PST), которая, хотя и была основана в 1972 г., являлась продолжением аргентинского троцкизма, существовавшего с 1940-х годов. Цель работы - проанализировать те программные особенности и способы политического вмешательства, которые можно считать уникальными в этот неспокойный период. В контексте сосуществования многочисленных проявлений и форм левых сил мы исходим из следующих размышлений. С одной стороны, обращение к троцкистскому опыту позволяет выделить определенные особенности, которые отсутствовали у других действовавших политических акторов того периода при проведении сравнительного анализа. С другой стороны, утверждается, что эти особенности также становятся важными элементами для понимания причин долгой политической жизни этого революционного течения в последующие десятилетия и вплоть до сегодняшнего дня.

Сохранить в закладках
УРУГВАЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ: ИДЕИ РОДНЕЯ АРИСМЕНДИ И ЕДИНСТВО ЛЕВЫХ СИЛ (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Фиорентини Матеус

Понимание интерпретаций и идей Роднея Арисменди, которые он сам называл уругвайским путем к социализму, имеет фундаментальное значение для анализа стратегий и межклассовых союзов, которые оказали влияние на создание Широкого фронта (Frente Amplio) как платформы единства уругвайских левых. С 1955 по 1989 гг. Арисменди был генеральным секретарем Коммунистической партии Уругвая (КПУ) и редактором Revista Estudios, ее теоретического органа. В течение 27 лет подряд он был национальным депутатом. В своей интеллектуальной и политической деятельности Арисменди стремился дать марксистский анализ уругвайской реальности. Его широкое прочтение идей Маркса, Ленина и других марксистов сделало коммунистического лидера главным героем дебатов о путях, методах и способах достижения социалистического общества. Авторская интерпретация Кубинской революции или избрания Сальвадора Альенде, а также перспектив вооруженной или мирной борьбы за социализм обнаруживает необычайную оригинальность его прочтения событий середины XX в. Сопоставляя каждую из доминирующих стратегий в коммунистическом или в левом движении в целом с реальностью в Уругвае в период с 1955 по 1971 г., Родней Арисменди разрабатывает необычные для того времени понятия и категории. Интерпретация реальности Арисменди и принятые им политические стратегии внесли главный вклад в новаторский опыт в латиноамериканском контексте формирования левого политического объединения в Уругвае - Широкого фронта в 1971 г.

Сохранить в закладках
КРИЗИС КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. БОЛИВИЙСКИЙ МАОИЗМ В «ДОЛГИЕ 60-Е» (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Щелчков Андрей Аркадьевич

Советско-китайские разногласия и конфликт в начале 60-х годов глубоко затронул Международное коммунистическое движение, привел к расколу и внутренней борьбе во большинстве коммунистических партий мира, и в Латинской Америке, в частности. В Боливии этот конфликт нашел отклик в рядах местной компартии, в которой произошел раскол по линии политического выбора вооруженного и мирного пути революции, опоры на крестьянство и по отношению к критике культу личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Маоизм как доктрина не сразу был взят на вооружение прокитайской компартии Боливии, так как в новую компартию ушло левое крыло партии, в большей степени находившейся под влиянием Кубинской революции и её опыта. В данной статьей анализируются идейные разногласия в боливийской компартии, политическая практика прокитайской партии в рабочем движении, в период герильи Че Гевары в Боливии, попытка создания собственной партизанской войны в Боливии, деятельности Народной ассамблеи 1971 г., а также в период военной диктатуры Бансера, то есть в период так называемых долгих 60-х годов, периода революционного подъема в Латинской Америке после победы Кубинской революции.

Сохранить в закладках
КОЛУМБИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, FARC И ПРОБЛЕМА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ В 1980-Е ГОДЫ (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Манухин Алексей Анатольевич

В истории латиноамериканских леворадикальных движений второй половины ХХ века одним из ключевых сюжетов является значение вооруженной борьбы как инструмента революционной деятельности. 1980-е гг. стали важным этапом их развития, когда многие повстанческие группировки встали на путь легализации. В статье рассматривается опыт Колумбии, переживавшей в указанный период медленное становление плюралистической политической системы. Объектом исследования выступают отношения Колумбийской Коммунистической партии (Partido Comunista Colombiano, PCC) с повстанческими движениями, прежде всего, Революционными вооруженными силами Колумбии-Армией народа (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejército del Pueblo, FARC-EP). Отмечается, что приверженность принципу «сочетания всех форм борьбы» стала причиной сохранения тесных связей с FARC, несмотря на дистанцирование двух организаций друг от друга с точки зрения управления и целей. В 1980-е гг. PCC активизировала усилия по укреплению сотрудничества с широкими слоями левых сил, в том числе с целью создания электоральных объединений, что обеспечило возникновение в 1985 г. Патриотического союза (Unión Patriótica, UP). Это объединение было призвано послужить каналом для вступления FARC в политическую жизнь. Проблема перемирия между FARC и правительством, а также отношения к другим повстанческим движениям, стала важным предметом внутренней полемики в рядах PCC на фоне масштабного террора, развязанного против UP, и проблемы демократизации компартии. В заключение сделан вывод о том, что медленная идеологическая эволюция PCC стала одной из причин трудностей в завершении вооруженного конфликта в Колумбии.

Сохранить в закладках
ЛЕВОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ (ЧИЛИ) И ЧИЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1965-1973 ГГ.) (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Савченко Александр Владимирович

В статье анализируются предпосылки возникновения чилийского Левого революционного движения (Movimiento de Izquierda Revolucionaria - MIR) и его деятельность от Учредительного съезда в августе 1965 года до переворота 11 сентября 1973 года, рассматриваются формы деятельности MIR в период Народного Единства и структура организации. MIR возник после поражения кандидата левых С. Альенде на выборах 1964 года в результате объединения групп, стоявших левее ведущих партий чилийского рабочего движения - коммунистов и социалистов. Главной идеей MIR было отрицание возможности мирного пути к социализму. Стремясь стать партией революционной войны, миристы в годы правительства Народного Единства наибольших успехов достигли в массовой легальной работе и сумели обрести социальную опору среди таких народных групп, как жители трущоб и крестьяне - мапуче южного Чили. Отстаивая идею «народной власти» и «прямой пролетарской демократии», MIR после 1969 года был организован иерархически - вертикально, съезды партии проводиться перестали. В итоге противоречия внутри организации накапливались и не решались. Активисты, не согласные с триумфалистскими настроениями руководства партии, отходили от деятельности или продолжали заниматься ею без энтузиазма. 11 сентября показало, что представления друзей и врагов о военных способностях MIR оказались преувеличены. Организация так же не смогла оказать сопротивление военному перевороту, как это не смогли сделать и партии Народного Единства.

Сохранить в закладках
ИСТОРИОГРАФИЯ ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ ПЕРУ 1920-1940-Х ГОДОВ (2025)
Выпуск: № 45 (2025)
Авторы: Винокуров Василий Андреевич

В статье даётся обзор отечественной и зарубежной историографии левого движения Перу в 1920-1940-е гг. Общей особенностью как отечественной, так и зарубежной историографии является повышенное внимание к личностям Х. К. Мариатеги и В. Р. Айя де ла Торре, которые были ключевыми личностями, формировавшими теоретические основы перуанского левого движения. При этом существует объективный дефицит работ, посвященных комплексному анализу левого движения в 1930-1940-е гг. В статье выделены особенности существующих исторических трактовок, аналитических подходов к интерпретации событий. Как отечественная, так и зарубежная историография богаты работами по истории анархистского, профсоюзного, индейского и индихенистского, крестьянского, студенческого, коммунистического и апристского движений. Однако, остаются пробелы в биографических исследованиях, существует недостаток комплексных работ, посвященных анализу взаимодействия Коммунистического Интернационала и его институтов с перуанской компартией и АПРА в 1930-е гг. Созданию более полной картины истории перуанского левого движения может поспособствовать привлечение широкого круга архивных документов.

Сохранить в закладках
МАРКСИЗМ РИКАРДО МАРТИНЕСА ДЕ ЛА ТОРРЕ (2025)
Выпуск: № 46 (2025)
Авторы: Леблан Фария Жан-Ганеш

В статье предлагается исследование траектории перуанского историка-марксиста, партийного и общественного деятеля, интеллектуала Рикардо Мартинеса де ла Торре (1904-1968). В первой части основное внимание уделяется его биографическим данным, во второй - вкладу в марксизм, а в третьей - комментарии к основным произведениям автора. Эта работа является частью модели, разработанной Núcleo Praxis для словаря марксистов в Северной и Южной Америке, стремящейся выделить поразительные элементы отдельных траекторий. Мартинес де ла Торре выделяется своей уникальной работой по документированию и составлению архивов перуанского рабочего и коммунистического движения в период с 1918 по 1948 год, а также своими теоретическими и политическими текстами, претендующими на продолжение традиции великого перуанского мыслителя и лидера Хосе Карлоса Мариатеги в коммунистическом и левом движении.

Сохранить в закладках
МАРКСИЗМ ЛИБОРИО ХУСТО (2025)
Выпуск: № 46 (2025)
Авторы: Матеу Кристина

Политик, писатель, путешественник, Либорио Хусто был одним из первых троцкистов в Аргентине, в молодости примкнул к реформистскому движению, критиковал структуру латифундий и защищал борьбу коренных народов и континентальную интеграцию. Большой импульс к его политической ориентации он получил от процесса Университетской реформы 1918 г. и Российской революции. В его политической эволюции он углубил свой критический взгляд на собственное происхождение и социальные условия своей страны и континента. Он определил ядро экономических интересов аргентинской олигархии и подчиненные ей связи с империализмом, проанализировав экономическую и социальную структуру страны. Данная статья посвящена его политическому пути и формированию его концепции революции и национального освобождения.

Сохранить в закладках
МАРКСИЗМ ХОСЕ КАРЛОСА МАРИАТЕГИ (2025)
Выпуск: № 46 (2025)
Авторы: Юрий Мартинс-Фонтес Л

Хосе Карлос Мариатеги - перуанский писатель, журналист, редактор, социолог, философ и коммунистический лидер, он был пионером американского марксизма, поставившим в центр марксистских дебатов такие вопросы, как коммунистическая организация уклада индейских (коренных) народов Америки и необходимое соотношение между реалистическими и романтическими (утопическими) элементами в революционном строительстве. Его тяга к марксизму родилась из поиска объяснения исторических процессов долгого времени в Перу, а также под влиянием происходивших революционных процессов, которые диалектически связало бы местные традиции и особенности с современной наукой и философией. Мариатеги посвятил себя изучению автохтонной андской цивилизации, подавленной колонизацией, и размышлениям о возможностях разрыва с этой внешней по отношению к коренной культуре и обществе структурой. Его политическая практика отличалась вниманием к индейской культуре, к индеанизму, которые он воспринимал как революционный элемент, порождавший ту атмосферу, которая была возникла во всем мире благодаря русской революцией, которая в среде, системе политического и экзистенциального отчуждения, присущего капитализму, сумела пробудить те силы, которые устремились к созданию нового человека, нового общества. В статье предлагается очерк жизни и теоретический вклад Мариатеги в марксистскую науку, что стало своего рода первым проявлением «латиноамериканизированого» марксизма.

Сохранить в закладках
МЕТАМОРФОЗЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И КРИЗИС ПОСТНЕОЛИБЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В АРГЕНТИНЕ (2002-2015) (2025)
Выпуск: № 46 (2025)
Авторы: Перес Роиг Диего, Пива Адриан

В данной статье рассматриваются процессы трансформации государства в Аргентине в период 2002-2015 гг. с точки зрения изменений режима политического доминирования. Влияние этих изменений на форму государства выявляется путем анализа мутаций в отношениях между экономикой и политикой, переходя от отношений между государством и накоплением (отношения, находящееся вне государства) до отношений между полномочиями государства (отношение внутри государства). За общим обзором следует тематическое исследование частичной национализации Yacimientos Petrolíferos Fiscales (YPF), которое позволяет провести более глубокий эмпирический анализ масштабов метаморфозы государственной деятельности, а также ее пределов и противоречий. В ходе этого развития возникло «несоответствие» между тенденцией к реполитизации государственного вмешательства и отсутствием структурных изменений, направленных на укрепление новой формы постнеолиберального государства.

Сохранить в закладках
НОВЫЕ ЛЕВЫЕ И СМЫСЛЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ В ЧИЛИ. ПОЛИТИЗАЦИЯ И ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ, 2012-2021 (2025)
Выпуск: № 46 (2025)
Авторы: Эрнандес Вилья Висенте, Мойяно Бараона Кристина

Социально-историческое время - это конструкция, которая является частью политических споров, поскольку определение того, где начинается настоящее, предполагает организацию значений прошлого, а также горизонтов будущего, отсюда его значимость в конфигурации политических идентичностей, в представлениях об историчности акторов и в хронополитической борьбе. Используя партийные документы, прессу и подробные интервью, в этой статье исследуются малоизученные аспекты поколенческой политической идентичности самопровозглашенных «новых левых» в Чили, основанные на анализе понятий темпоральности, которые организуют их действия, а также на понимании практик и дебатов, которые имели место внутри организации, где представления об опыте времени, ключевом элементе в конфигурации когнитивных рамок, постоянно оспариваются. Таким образом, данная статья является вкладом в социальную, политическую и культурную историю современного Чили посредством анализа идентичностей и когнитивных рамок, которые организуют исторический нарратив политизации «детей переходного периода», которые позиционируют себя как новую политическую альтернативу, знаменуя собой разрыв с прошлым переходного периода и его традиционными способами осуществления политики.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →