В данной статье рассматриваются процессы трансформации государства в Аргентине в период 2002-2015 гг. с точки зрения изменений режима политического доминирования. Влияние этих изменений на форму государства выявляется путем анализа мутаций в отношениях между экономикой и политикой, переходя от отношений между государством и накоплением (отношения, находящееся вне государства) до отношений между полномочиями государства (отношение внутри государства). За общим обзором следует тематическое исследование частичной национализации Yacimientos Petrolíferos Fiscales (YPF), которое позволяет провести более глубокий эмпирический анализ масштабов метаморфозы государственной деятельности, а также ее пределов и противоречий. В ходе этого развития возникло «несоответствие» между тенденцией к реполитизации государственного вмешательства и отсутствием структурных изменений, направленных на укрепление новой формы постнеолиберального государства.
Идентификаторы и классификаторы
Наконец, в той мере, в какой определение формы государства и его взаимосвязи с накоплением на определенной территории определяют внутреннее и внешнее пространство, оно также определяет взаимоотношения между национальным и международным рынками. Процессы капиталистической реструктуризации, таким образом, переопределяют отношения между экономикой и политикой в глобальном масштабе. То есть они перестраивают — разрушают/объединяют — пространство для накопления в глобальном масштабе и международную государственную систему.18 Национальные государства являются узлами в международной паутине властных отношений. Посредством исторически сложившихся государственных форм они структурируют политическое господство на определенных территориях и в то же время устанавливают национальный баланс сил как элемент международных властных отношений.
Список литературы
1. Althusser, L. Ideología y aparatos ideológicos del Estado. Buenos Aires: Nueva Visión, 1984.
2. Altvater, E. “Algunos problemas del intervencionismo estatal”. // Estado y Capital. El debate alemán sobre la derivación del estado / Bonnet, A. and Piva, A. (Eds). Madrid: Dado ediciones and Herramienta ediciones, 2020. P. 179-228.
3. Altvater, E. and Mahnkopf, B. Las limitaciones de la globalización. Economía, ecología y política de la globalización. Mexico: Siglo XXI, 2002.
4. Astarita, R. Valor, mercado mundial y globalización. Buenos Aires: Ediciones Cooperativas, 2004.
5. Barrera, M. La entrega de YPF. Análisis del proceso de privatización de la empresa. Buenos Aires: Centro Cultural de la Cooperación-Cara o Ceca, 2014.
6. Barrera, M, Sabbatella, I and Serrani, E. Historia de una privatización. Cómo y por qué se perdió YPF. Buenos Aires: Capital Intelectual, 2012.
7. Bonnet, A. La hegemonía menemista. Buenos Aires: Prometeo, 2008.
8. Bonnet, A. “Las relaciones entre estado y mercado: ¿un juego de suma cero?”. // El país invisible. Debates sobre la Argentina reciente / Bonnet, A. (Ed.) Buenos Aires: Peña Lillo/Continente, 2011. P. 15-44.
9. Bosoer, F. and Leiras, S. “Posguerra fría, neodecisionismo y nueva fase de capitalismo: el alegato del Principe-gobernante en el escenario global de los 90”. // Tiempos violentos. Neoliberalismo, globalización y desigualdad en América Latina / Boron, A, Gambina, J. and Minsburg, N. (Eds.). Buenos Aires: CLACSO, 1999, P. 171-195.
10. Brenner, R. The origins of capitalism development: A critique of Neo-Smithian Marxism. // New left review, Año I, no. 104, 1977, P. 25-92.
11. Brenner, R. Merchants and revolution: Comercial change, political conflict and Londons overseas traders. London: Verso, 2003.
12. Cruz, C. El gran desafío de ampliar las fronteras de la exploración. // Petrotecnia, vol. XLVI, no. 6, 2005, P. 8-26.
13. Etchemendy, S. and Palermo, V. Conflicto y concertación. Gobierno, congreso y organizaciones de interés en la reforma laboral del primer gobierno de Menem (1989-1995). // Desarrollo Económico, Vol. 37, no. 148, 1996, P. 558-589.
14. Fröbel, F., Heinrichs, J. and Kreye, O. La nueva división internacional del trabajo. Madrid: Siglo XXI, 1980.
15. Gadano, N. Historia del petróleo en la Argentina. Buenos Aires: Edhasa, 2012.
16. Gallas, A., Bretthauer, L. and Kannankulam, J. Reading Poulantzas. UK: Merlin Press, 2011.
17. Gereffi, G. Las cadenas productivas como marco analítico para la globalización. // Problemas del Desarrollo, vol. 32, no. 125, 2001, P. 9-37.
18. Gerstenberger, H. Impersonal power. History and theory of the bourgeois state. Leiden: Koninklijke Brill, 2007.
19. Goldstein, E., Kulfas, M., Margulis, D. and Zack, G. Efectos macroeconómicos del sector energético en la Argentina en el período 2003-2014. // Realidad Económica, no. 298, 2016, P. 32-52.
20. Harvey, D. The limits of capital. London: Verso, 2006.
21. Hirsch, J. Fordismo y posfordismo. La crisis social actual y sus consecuencias. // Los estudios sobre el Estado y la reestructuración capitalista. Buenos Aires: Tierra del Fuego, 1992. P. 13-50.
22. Hirsch, J. Globalization of capital, nation-states and democracy. // Studies in political economy, no. 54, 1997, P. 39-58.
23. Hirsch, J. El aparato de Estado y la reproducción social: elementos de una teoría del Estado burgués“. // Estado y Capital. El debate alemán sobre la derivación del estado / Bonnet, A. and Piva, A. (Eds). Madrid: Dado ediciones and Herramienta ediciones, 2020. P. 379 - 438.
24. Holloway, J. La reforma del Estado: Capital global y Estado Nacional. // Perfiles Latinoamericanos, Año 1, no. 1, 1993, P. 7-32.
25. Holloway, J. and Picciotto, S.Introduction: Towards a Materialistic Theory of the state. // State and Capital: A Marxist debate. / Holloway, J. and Picciotto, S (Eds.). London: Edward Arnold, 1978.
26. Ianni, V. Argentina: ¿una totalidad o una parte del todo? Las relaciones entre espacio nacional y mercado mundial. // El país invisible. Debates sobre la Argentina reciente / Bonnet, A. (Ed.) Buenos Aires: Peña Lillo/Continente, 2011. P. 103-130.
27. Informe Mosconi. Ministerio de Planificación Federal, Inversión Pública y Servicios, Ministerio de Economía y Finanzas Públicas, 2012.
28. Bonnet, A. y Piva, A. Estado y Capital. El debate alemán sobre la derivación del estado. Madrid: Dado ediciones y Herramienta ediciones, 2020.
29. Bonnet, A. y Piva, A. Estado y cambios en el estado argentino contemporáneo // Revista de Estudios Marítimos y Sociales 3 (3). 2010. pp. 181 - 192.
30. Pérez Roig, D. Reestructuración del sector hidrocarburífero argentino y “estrategia de acumulación” de capital en la convertibilidad. Papers, 105(3), 2020. Pp.449-481.
31. Pérez Roig, D. Política hidrocarburífera del Estado y modo de acumulación de capital durante la Argentina postconvertibilidad (2002-2011). // Economia e Sociedade 30(2), 2021. DOI: 10.1590/1982-3533.2021v30n2art10 EDN: GEONSR
32. Piva, A. El modo de acumulación de capital en Argentina (1989 - 2015). // Bonnet, A. y Piva, A. El modo de acumulación en la Argentina contemporánea. Buenos Aires: Imago mundo, 2019.
33. Piva, A. Acumulación y hegemonía en la Argentina menemista. Buenos Aires: Biblos, 2012b.
34. Piva, A. Economía y política en la Argentina kirchnerista. Buenos Aires: Batalla de Ideas, 2015.
35. Piva, A. Burocracia y teoría marxista del estado // Revista Intersticios. Revista sociológica de pensamiento crítico, 6 (2). 2012ª, pp. 27-48.
36. Jessop, B. State theory: putting the capitalist State in its place. Cambridge: Polity Press, 1990.
37. Jessop, B. Towards a schumpeterian workfare state? Preliminary remarks on post fordist political economy. // Studies in Political Economy, no. 40, 1993, P. 7-39.
38. Kozulj, R. and Bravo, V. La política de desregulación petrolera argentina: antecedentes e impactos. Buenos Aires: Centro Editor de América Latina, 1993.
39. Laclau, E. and Mouffe, Ch. Hegemonía y estrategia socialista. Buenos Aires: Fondo de Cultura Económica, 2004.
40. Llanos, M. El presidente, el congreso y la política de privatizaciones en la Argentina (1989-1997). // Desarrollo Económico, vol. 38, no. 151, 1998, P. 743-770.
41. López Crespo, F., García Zanotti, G. and Kofman, M. Informe económico. Transferencias al. sector hidrocarburífero en Argentina. Rosario: Taller Ecologista y Observatorio Petrolero Sur, 2016.
42. Mansilla, D. Hidrocarburos y política energética. De la importancia estratégica al. valor económico. Buenos Aires: Ediciones del CCC, 2007.
43. Marx, K. El Capital. Crítica de la economía política. Mexico: Siglo XXI, 1979.
44. Meiksins Wood, E. The origin of capitalism: A longer view. London: Verso, 2002.
45. Negretto, G. ¿Gobierna solo el presidente? Poderes de decreto y diseño institucional en Brasil y Argentina. // Desarrollo Económico, vol. 42, no. 167, 2002, P. 377-404.
46. Negri, A. John Maynard Keynes y la teoría capitalista del Estado en 1929. // La forma-estado. / Negri, A (Ed.). Madrid: Akal, 2014. P. 183-213.
47. O’Donnell, G. Estado y alianzas en la Argentina, 1956-1976. // Desarrollo Económico, vol. 16, no. 64, 1977, P. 523-554.
48. Palermo, V. and Novaro, M. Política y poder en el gobierno de Menem. Buenos Aires: Grupo editorial Norma-FLACSO, 1996.
49. Palloix, Ch. La internacionalización del capital. Madrid: H. Blume, 1978.
50. Pashukanis, E. La teoría general del derecho y el marxismo. Mexico: Grijalbo, 1976.
51. Poulantzas, N. Las clases sociales en el capitalismo actual. Mexico: Siglo XXI, 1985.
52. Poulantzas, N. Poder político y clases sociales. Mexico: Siglo XXI Editores, 1986a.
53. Poulantzas, N. Estado, poder y socialismo. Mexico: Siglo XXI, 1986b.
54. Przeworski, A. Capitalismo y socialdemocracia. Madrid: Alianza, 1988.
55. Przeworski, A. Regímenes políticos y crecimiento económico. // Desarrollo Económico, vol. 34, no. 134, 1994, P. 163-179.
56. Rioux, S. The fiction of economic coercion: political marxism and the separation of theory and history. //Historical materialism, vol. 21, no. 4, 2013, P. 92-128.
57. Thwaites Rey, M. La (des)ilusión privatista. El experimento neoliberal en la Argentina. Buenos Aires: EUDEBA, 2003.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предлагается исследование траектории перуанского историка-марксиста, партийного и общественного деятеля, интеллектуала Рикардо Мартинеса де ла Торре (1904-1968). В первой части основное внимание уделяется его биографическим данным, во второй - вкладу в марксизм, а в третьей - комментарии к основным произведениям автора. Эта работа является частью модели, разработанной Núcleo Praxis для словаря марксистов в Северной и Южной Америке, стремящейся выделить поразительные элементы отдельных траекторий. Мартинес де ла Торре выделяется своей уникальной работой по документированию и составлению архивов перуанского рабочего и коммунистического движения в период с 1918 по 1948 год, а также своими теоретическими и политическими текстами, претендующими на продолжение традиции великого перуанского мыслителя и лидера Хосе Карлоса Мариатеги в коммунистическом и левом движении.
Политик, писатель, путешественник, Либорио Хусто был одним из первых троцкистов в Аргентине, в молодости примкнул к реформистскому движению, критиковал структуру латифундий и защищал борьбу коренных народов и континентальную интеграцию. Большой импульс к его политической ориентации он получил от процесса Университетской реформы 1918 г. и Российской революции. В его политической эволюции он углубил свой критический взгляд на собственное происхождение и социальные условия своей страны и континента. Он определил ядро экономических интересов аргентинской олигархии и подчиненные ей связи с империализмом, проанализировав экономическую и социальную структуру страны. Данная статья посвящена его политическому пути и формированию его концепции революции и национального освобождения.
Хосе Карлос Мариатеги - перуанский писатель, журналист, редактор, социолог, философ и коммунистический лидер, он был пионером американского марксизма, поставившим в центр марксистских дебатов такие вопросы, как коммунистическая организация уклада индейских (коренных) народов Америки и необходимое соотношение между реалистическими и романтическими (утопическими) элементами в революционном строительстве. Его тяга к марксизму родилась из поиска объяснения исторических процессов долгого времени в Перу, а также под влиянием происходивших революционных процессов, которые диалектически связало бы местные традиции и особенности с современной наукой и философией. Мариатеги посвятил себя изучению автохтонной андской цивилизации, подавленной колонизацией, и размышлениям о возможностях разрыва с этой внешней по отношению к коренной культуре и обществе структурой. Его политическая практика отличалась вниманием к индейской культуре, к индеанизму, которые он воспринимал как революционный элемент, порождавший ту атмосферу, которая была возникла во всем мире благодаря русской революцией, которая в среде, системе политического и экзистенциального отчуждения, присущего капитализму, сумела пробудить те силы, которые устремились к созданию нового человека, нового общества. В статье предлагается очерк жизни и теоретический вклад Мариатеги в марксистскую науку, что стало своего рода первым проявлением «латиноамериканизированого» марксизма.
Социально-историческое время - это конструкция, которая является частью политических споров, поскольку определение того, где начинается настоящее, предполагает организацию значений прошлого, а также горизонтов будущего, отсюда его значимость в конфигурации политических идентичностей, в представлениях об историчности акторов и в хронополитической борьбе. Используя партийные документы, прессу и подробные интервью, в этой статье исследуются малоизученные аспекты поколенческой политической идентичности самопровозглашенных «новых левых» в Чили, основанные на анализе понятий темпоральности, которые организуют их действия, а также на понимании практик и дебатов, которые имели место внутри организации, где представления об опыте времени, ключевом элементе в конфигурации когнитивных рамок, постоянно оспариваются. Таким образом, данная статья является вкладом в социальную, политическую и культурную историю современного Чили посредством анализа идентичностей и когнитивных рамок, которые организуют исторический нарратив политизации «детей переходного периода», которые позиционируют себя как новую политическую альтернативу, знаменуя собой разрыв с прошлым переходного периода и его традиционными способами осуществления политики.
В статье рассматривается политика чилийских демократических правительств в отношении коренного населения страны на протяжении 1990-2024 гг., анализируются основные этапы и направления, связанные с преодолением бедности, социальной исключенности, слабого политического представительства индейских народов на уровне власти. Отмечается, что наряду с реализацией государственной стратегии по формированию основ мультикультурной модели, экономическому развитию и включению индейских сообществ в политическую и общественную жизнь, шел процесс роста протестных настроений, наиболее выраженных в движении народа мапуче. Усиление недовольства было связано с общим разочарованием в деятельности государства и результатах социальных программ, с невозможностью включиться в процесс модернизации, решить вопрос о конституционном признании и возвращении исторических территорий. Вместо укрепления диалога и взаимодействия с правительством на протяжении XXI в. активизировалось протестное движение мапуче, которое приобрело радикальный характер. Глубокий конфликт между властью и народом мапуче на современном этапе превратился в проблему национального масштаба, а поиск путей компромисса и примирения стал одним из важнейших в политической повестке правительства «новых левых» и президента Г. Борича.
В данном исследовании анализируется в сравнительном ключе жизненные пути Карлоса Монхеса и Рамона Сере между 1965 и 1972 гг. как выражение исторического процесса политической нестабильности и революционных ожиданий на национальном и международном уровнях. Пути двух работников Fiat, лидеров SiTraC (Профсоюз работников Конкрода) и членов Коммунистического авангарда (Vanguardia Comunista -VC) и Революционной коммунистической партии (Partido Comunista Revolucionario PCR) соответственно. Мы подчеркнем те аспекты, которые способствовали их решениям включиться в в профсоюзную и партийную деятельность. Через эти маоистские организации проходили акции в их социальном окружении и на производстве, шел процесс привлечения противоречия между этими тенденциями в партийной работе. В свою очередь, изучение деятельности этих двух позволяет нам исследовать дискуссии профсоюзного и политического характера, которые происходили в исполнительном комитете профсоюза. Работа опирается как на источник на профсоюзную документацию, устные свидетельства, местную прессу, на материалы партийных организаций, где действовали наши герои. Мы исходим из гипотезы, что взаимодействие между рабочими и левыми политическими партиями было главным фактором радикализации и политизации, характерных для 60-х и 70-х гг. в Аргентине.
В статье рассматривается зарождение, развитие, идеология и военно-политическая практика городской герильи в Уругвае. Радикальное левое движение сформировалось в 60-е гг. в условиях развитого в промышленном отношении, урбанизированного общества. Идеология «Движения национального освобождения - Тупамарос» основывалась на опыте кубинской революции, взглядов Э. Че Гевары на создание революционных «очагов» (focos) в Латинской Америке, необходимости вооруженной борьбы с целью перехода к социализму. Публичные акции, которые проводили тупамарос (захваты поселков и городов, налеты на банки, филиалы иностранных компаний, захваты заложников среди олигархов, западных дипломатов, полицейских чинов и т. д.) завоевали им популярность среди кругов общественности, недовольных полуколониальным статусом страны и тяжелейшим экономическим кризисом. После государственного переворота 1973 г. и прихода к власти военной хунты движение было разгромлено, а его лидеры оказались в тюрьмах. Будучи в эмиграции тупамарос раскололись на фракции и группы (крупнейшими из которых были «Движение за реорганизацию» и «Движение за независимость 26 марта») и боролись за перестройку стратегии и тактики. Большую роль в этом процессе сыграло активное участие в правозащитной борьбе. После краха военной диктатуры в 1985 г. в рядах тупамарос одержали верх те, кто выступал за демократические методы борьбы. В 1989 г. они сформировали «Движение народного участия», которое превратилось в крупнейшую фракцию Широкого фронта. На смену лозунгам революционного захвата власти пришли прагматические цели (привлечение инвестиций в экономику, стимулирование мелких производителей и т. п.), однако бывшие тупамарос никогда не отказывались от усилий по укреплению социального государства, расширению государственного сектора в экономике, проведению во внешней политике антиимпериалистического курса, что нашло отражение в деятельности президентов Х. Мухики и Т. Васкеса. Этого же глобального курса придерживается избранный президентом в 2024 г. Я. Орси.
Статья посвящена анализу системы местных органов власти в Испании в период первого франкизма (1939-1950-е гг.). Автор исследует, как режим Франко сочетал традиционные элементы административного устройства (унаследованные от либеральной монархии XIX в.) с новыми механизмами контроля, обеспечивавшими централизацию власти. Франкизм сохранил трехуровневую систему (центр - провинции - муниципалитеты). Региональный уровень, введенный в годы Второй республики для Каталонии и Страны Басков, был упразднен, а вместе с ним отменена и автономия этих областей. Однако для двух провинций, Алавы и Наварры, была сохранена некоторая самостоятельность. Режим оставил неизменной структуру местных органов власти. Чтобы создать видимость демократических процессов, с 1945 г. даже были допущены выборы в них. Однако режим обеспечивал контроль над ними через назначенных чиновников и корпоративные структуры: лишь треть советников муниципалитетов избиралась напрямую, остальные назначались. Главным отличием системы местной власти при франкизме от Реставрации заключается в социальном составе локальной администрации. Она отражала компромисс между старой элитой (представителями старых монархических партий) и новыми кадрами (фалангистами), что придавало системе устойчивости, так как позволяло диктатору не связывать себя полностью ни с одной из этих групп.
Начало XIX в. ознаменовалось для Рио-де-да-Платы (Аргентина) попытками Великобритании захватить эту испанскую колонию. Английская интервенция является важной частью истории Аргентины и представляет историографический интерес. Данная статья посвящена обзору русской печати - «Санкт-Петербургских ведомостей», «Московских ведомостей», «Вестника Европы» - этого события. Отличительной чертой печати стал прагматический взгляд на интервенцию, что позволяло читателю не только получить представление о том или ином событии, но и увидеть всю картину в целом и понять причинно-следственные связи. В центре внимания русской печати находились важнейшие события: первая военная экспедиция во главе с командором Х. Попхэмом, который в конце июня 1806 г. захватил Буэнос-Айрес и, хотя он действовал без приказа британского правительства, в Лондоне одобрили его действия; восстание в Буэнос-Айресе во главе с Сантьяго Линье, вынудили английское войска под командованием генерала Дж. Бересфорда капитулировать; вторая экспедиция под командованием генерала У. Уайтлока также потерпела поражение. Газеты также опубликовали выдержки из важнейших документов: донесение генерал-майора Бересфорда в связи со взятием Буэнос-Айреса и его манифест к жителям; письмо командора Попхэма; капитуляция Бересфорда, капитуляция Уайтлока. Англичане не предвидели решимости народа защищать свою родину. Интервенция закончилась капитуляцией 7 июля 1807 г.: английские войска покинули Рио-де-ла-Плату. Журнал «Вестник Европы» указывал, что это событие - поражение английских войск - стало началом национально-освободительной борьбы народа Рио-де-ла-Платы.
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru