В данной статье анализируется оппозиционный дискурс в каталонской культуре первой половины 1970-х гг., а также способы его выражения через художественные практики. Каталонские художники, музыканты и театральные деятели использовали язык искусства для обхода цензуры, создания альтернативного культурного пространства и консолидации протестных настроений. Особое внимание уделяется движению Nova Cançó («Новая песня»), а также театральным и визуальным стратегиям, способствовавшим распространению антифранкистских идей. В статье анализируются механизмы взаимодействия художественной и интеллектуальной среды с леворадикальными движениями, включая PSUC, MIL и другие организации. В работе исследуется связь между политическим активизмом и художественными практиками, демонстрируя, как культура становилась пространством свободы и сопротивления в условиях диктатуры.
Идентификаторы и классификаторы
Проблемами концептуального искусства в Каталонии преимущественно данималась П. Парсерисас. В 1992 г. вышел в свет сборник под ее редакцией, где рассматриваются идеи и позиции, связанные с концептуальным искусством в Каталонии в период 1964-1980 гг. Авторы анализируют ключевые художественные движения, выставки и фигуры, которые способствовали развитию концептуальных практик в регионе11. Анализ деятельности Рабочей группы (кат. Grup de Treball) представлен в коллективной работе 1999 г., изданной музеем Национального искусства Каталонии, Авторы анализируют деятельность группы, ее проекты и влияние на развитие концептуального искусства в Каталонии и Испании в целом.
Список литературы
1. Гранцева Е.О. Образ культурной оппозиции франкизму на страницах советских журналов “Иностранная литература” и “Искусство кино” // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2017. T. 8. Выпуск 10 (64) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://history.jes.su/s207987840002039-1-1/ (дата обращения: 28.08.2019). DOI: 10.18254/S0002039-1-1 EDN: YVVJWJ
2. Гранцева Е.О. Искусство протеста: художественная оппозиция франкизму // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2021. T. 12. Выпуск 3 (101) [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840014892-0-1/ (дата обращения: [указать]). DOI: 10.18254/S207987840014892-0 EDN: WJDERS
3. Кузина Н.А. Оппозиция франкизму в каталонском искусстве второй половины ХХ в. // Латиноамериканский исторический альманах. 2019. № 24. С. 173-187. EDN: VOEZQB
4. Филатов Г. А. Система контроля над СМИ и пропагандой во франкистской Испании // Новая и новейшая история. 2017. № 2. С. 40-48. EDN: YLJOID
5. Филатов Г. А. Расколы в Коммунистической партии Испании в годы второго франкизма (взгляд из Москвы) // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2021. T. 12. Выпуск 3 (101). URL: https://history.jes.su/s207987840014750-4-1/. EDN: FVBHYW
6. Albarrán D. Artistas, ¿trabajadores o señoritos? Movimiento obrero y prácticas conceptuales (1973-1978) // Ayer. 135. 2024. № 3. P. 247-272.
7. Albarrán J. Disputas sobre lo contemporáneo. Arte español entre el antifranquismo y la postmodernidad. Madrid. Exit. 2019.
8. Alberro A. Reconsidering Conceptual Art, 1966-1977 // Conceptual Art. A Critical Anthology. Ed. Alexander Alberro & Blake Stimson. Cambridge, MA. MIT P. 1999. P. xvi-xxxvii.
9. Aragüez Rubio C. La nova cancó catalana. Génesis, desarrollo y trascendencia de un fenómeno cultural en el segundo franquismo // Pasado y Memoria. Revista de Historia Contemporánea. 5. 2006. P. 81-97.
10. Bann S.Introduction // Global Conceptualism. Points of Origin, 1950s-1980s. New York. Queens Museum of Art. 1999. P. 3-13.
11. Bonet M. del M. Entrevista de Víctor Claudín // Canción de autor en España. Ed. Víctor Claudín. Madrid. Júcar. 1981.
12. Carrillo J. Conceptual Art Historiography in Spain // Papers d’Art. 83. 2008. Cirici A. Tàpies 1954-1964. Barcelona. Gili. 1964.
13. Combalía Dexeus V. La poética de lo neutro. Análisis y crítica del arte conceptual. Barcelona. Anagrama. 1975.
14. El cine de Portabella y la subversión de la mirada. La conjunción Brossa-Santos-Portabella // Historias sin argumento. El cine de Pere Portabella. Ed. Marcelo Expósito. Granada. Ediciones de la Mirada / Barcelona. Museu d’Art Contemporani de Barcelona. 2001. P. 75-92.
15. Fanés F. Portabella, Brossa, Santos. Un triangle irregular // Hispanic Review. 78. 2010. № 4. P. 469-490.
16. Foguet i Boreu F. El teatro catalán y la censura franquista. Una muestra de los criterios de censura de textos destinados a la representación (1966-1977) // Represura. 1. 2015. P. 184-215.
17. García Ferrer J.M. Crónica apasionada de la Nova Cançó. Barcelona. Flor del Viento Ediciones. 1996.
18. García-Soler J.M. Entrevista con Pere Portabella (1973) // Historias sin argumento. El cine de Pere Portabella. Ed. Marcelo Exposito. Granada. Ediciones de la Mirada / Barcelona. Museu d’Art Contemporani de Barcelona. 2001. P. 148-191.
19. Grandas T. Grup de Treball and Vídeo-Nou / ed. Christian Holler // L’Internationale. Post-War Avant-Gardes. Between 1957 and 1986. Zurich. JRP Ringier. 2012. P. 227-233.
20. Grup de Treball. Barcelona. Museu d’Art Contemporani de Barcelona. 1999.
21. Gubern R., Font D. Un cine para el cadalso. 40 años de censura cinematográfica en España. Barcelona. Euros. 1975.
22. Guerrero M. Carles Santos: visca el piano! / Carles Santos: visca el piano! Ed. Manuel Guerrero. Barcelona. Fundació Joan Miró. 2003. P. 13-46.
23. Haro García N. La Familia Lavapiés. Maoism, art and dissidence in Spain / Art, Global Maoism and the Chinese Cultural Revolution. Eds. Jacopo Galimberti, Noemí de Haro García, Victoria H.F. Scott. Manchester. Manchester University Press. 2019.
24. Haro García N. Viento del pueblo. Lucha y visualidad / Las otras protagonistas de la Transición. Izquierda radical y movilizaciones sociales. Madrid. Fundación Salvador Seguí. 2018. P. 397-402.
25. Macià A. Entrevistes als artistes // Idees i actituds. Entorn de l’art conceptual a Catalunya, 1964-1980. Ed. Pilar Parcerisas. Barcelona. Centre d’Art Santa Mònica. 1992.
26. March J.L., Mayayo P. Arte en España (1939-2015). Ideas, prácticas, políticas. Madrid. Cátedra. 2015.
27. Mercader A., Parcerisas P., Roma V. Grup de Treball. Barcelona. MACBA. 1999.
28. Molina Foix V. Reflexiones sobre un film que no persigue nuestra redención (“Nocturno 29” de Pedro Portabella) // Nuestro Cine. 91. 1969. P. 22-33.
29. Pala G. Cultura clandestina. Los intelectuales del PSUC bajo el franquismo. Granada.Comares. 2016.
30. Pala G. El partido y la ciudad. Modelos de organización y militancia del PSUC clandestino, 1963-1975 // Historia Contemporánea. 50. 2015. P. 195-222.
31. Parcerisas P., et al. Idees i Actituds. Entorn l’art conceptual a Catalunya, 1964-1980. Barcelona. CASM. 1992.
32. Parcerisas P. Conceptualismo(s) poéticos, políticos y periféricos. En torno al. arte conceptual en España, 1964-1980. Madrid. Akal. 2007.
33. Rojas Claros F. Una editorial para los nuevos tiempos. Ciencia Nueva (1965-1970) // Revista Historia del Presente. 5. 2005. P. 103-120.
34. Rosselló R.X. De la recepció de models durant la dictadura franquista a “Plany en la mort d’Enric Ribera” de Rodolf Sirera // Quaderns de filologia. Estudis literaris. 2010. № 15. P. 157-178.
35. Sempere J.Intel·lectuals i cultura en la trajectòria política del Partit Socialista Unificat de Catalunya /Les mans del PSUC. Eds. Josep Puigsech Farràs, Giaime Pala. Barcelona. Memorial Democràtic. 2017. P. 172-177.
36. Soldevila i Balart L. La Nova Cançó, 1958-1987. 30 anys d’un fenomen cultural modern. Barcelona. Universidad Autónoma de Barcelona. Soldevila i Balart L. La Nova Cançó (1958-1987). Balanç d’una acció cultural. Argentona. L’Aixernador Edicions. 1993.
37. Vindel J. Transparente opacidad. Arte conceptual en los límites del lenguaje y la política. Madrid. Brumaria. 2015.
38. Ysàs P., Molinero C. Els anys del PSUC. El partit de l’antifranquisme (1956-1981). Barcelona. L’Avenç. 2010.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современной аргентинской политике обращение к левым означает обращение к троцкистской традиции и идентичности. В последние десятилетия это течение стало радикальной альтернативой не только среди союзов трудящихся и в университетской среде, но и в предвыборной и парламентской борьбе. Присутствие этого течения в стране не ново. С конца 1920-х годов в стране сосуществовали различные течения, претендовавшие на роль последователей Левой оппозиции, а затем и Четвертого интернационала. Однако это течение не всегда имело заметное присутствие или влияние. По этой причине данная статья посвящена началу 1970-х годов, периоду, который считается поворотным для более превращения этого течения в значительное политическое явление. В частности, в статье рассматривается развитие Социалистической партии трудящихся (Partido Socialista de los Trabajadores - PST), которая, хотя и была основана в 1972 г., являлась продолжением аргентинского троцкизма, существовавшего с 1940-х годов. Цель работы - проанализировать те программные особенности и способы политического вмешательства, которые можно считать уникальными в этот неспокойный период. В контексте сосуществования многочисленных проявлений и форм левых сил мы исходим из следующих размышлений. С одной стороны, обращение к троцкистскому опыту позволяет выделить определенные особенности, которые отсутствовали у других действовавших политических акторов того периода при проведении сравнительного анализа. С другой стороны, утверждается, что эти особенности также становятся важными элементами для понимания причин долгой политической жизни этого революционного течения в последующие десятилетия и вплоть до сегодняшнего дня.
Понимание интерпретаций и идей Роднея Арисменди, которые он сам называл уругвайским путем к социализму, имеет фундаментальное значение для анализа стратегий и межклассовых союзов, которые оказали влияние на создание Широкого фронта (Frente Amplio) как платформы единства уругвайских левых. С 1955 по 1989 гг. Арисменди был генеральным секретарем Коммунистической партии Уругвая (КПУ) и редактором Revista Estudios, ее теоретического органа. В течение 27 лет подряд он был национальным депутатом. В своей интеллектуальной и политической деятельности Арисменди стремился дать марксистский анализ уругвайской реальности. Его широкое прочтение идей Маркса, Ленина и других марксистов сделало коммунистического лидера главным героем дебатов о путях, методах и способах достижения социалистического общества. Авторская интерпретация Кубинской революции или избрания Сальвадора Альенде, а также перспектив вооруженной или мирной борьбы за социализм обнаруживает необычайную оригинальность его прочтения событий середины XX в. Сопоставляя каждую из доминирующих стратегий в коммунистическом или в левом движении в целом с реальностью в Уругвае в период с 1955 по 1971 г., Родней Арисменди разрабатывает необычные для того времени понятия и категории. Интерпретация реальности Арисменди и принятые им политические стратегии внесли главный вклад в новаторский опыт в латиноамериканском контексте формирования левого политического объединения в Уругвае - Широкого фронта в 1971 г.
Советско-китайские разногласия и конфликт в начале 60-х годов глубоко затронул Международное коммунистическое движение, привел к расколу и внутренней борьбе во большинстве коммунистических партий мира, и в Латинской Америке, в частности. В Боливии этот конфликт нашел отклик в рядах местной компартии, в которой произошел раскол по линии политического выбора вооруженного и мирного пути революции, опоры на крестьянство и по отношению к критике культу личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Маоизм как доктрина не сразу был взят на вооружение прокитайской компартии Боливии, так как в новую компартию ушло левое крыло партии, в большей степени находившейся под влиянием Кубинской революции и её опыта. В данной статьей анализируются идейные разногласия в боливийской компартии, политическая практика прокитайской партии в рабочем движении, в период герильи Че Гевары в Боливии, попытка создания собственной партизанской войны в Боливии, деятельности Народной ассамблеи 1971 г., а также в период военной диктатуры Бансера, то есть в период так называемых долгих 60-х годов, периода революционного подъема в Латинской Америке после победы Кубинской революции.
В истории латиноамериканских леворадикальных движений второй половины ХХ века одним из ключевых сюжетов является значение вооруженной борьбы как инструмента революционной деятельности. 1980-е гг. стали важным этапом их развития, когда многие повстанческие группировки встали на путь легализации. В статье рассматривается опыт Колумбии, переживавшей в указанный период медленное становление плюралистической политической системы. Объектом исследования выступают отношения Колумбийской Коммунистической партии (Partido Comunista Colombiano, PCC) с повстанческими движениями, прежде всего, Революционными вооруженными силами Колумбии-Армией народа (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejército del Pueblo, FARC-EP). Отмечается, что приверженность принципу «сочетания всех форм борьбы» стала причиной сохранения тесных связей с FARC, несмотря на дистанцирование двух организаций друг от друга с точки зрения управления и целей. В 1980-е гг. PCC активизировала усилия по укреплению сотрудничества с широкими слоями левых сил, в том числе с целью создания электоральных объединений, что обеспечило возникновение в 1985 г. Патриотического союза (Unión Patriótica, UP). Это объединение было призвано послужить каналом для вступления FARC в политическую жизнь. Проблема перемирия между FARC и правительством, а также отношения к другим повстанческим движениям, стала важным предметом внутренней полемики в рядах PCC на фоне масштабного террора, развязанного против UP, и проблемы демократизации компартии. В заключение сделан вывод о том, что медленная идеологическая эволюция PCC стала одной из причин трудностей в завершении вооруженного конфликта в Колумбии.
В статье анализируются предпосылки возникновения чилийского Левого революционного движения (Movimiento de Izquierda Revolucionaria - MIR) и его деятельность от Учредительного съезда в августе 1965 года до переворота 11 сентября 1973 года, рассматриваются формы деятельности MIR в период Народного Единства и структура организации. MIR возник после поражения кандидата левых С. Альенде на выборах 1964 года в результате объединения групп, стоявших левее ведущих партий чилийского рабочего движения - коммунистов и социалистов. Главной идеей MIR было отрицание возможности мирного пути к социализму. Стремясь стать партией революционной войны, миристы в годы правительства Народного Единства наибольших успехов достигли в массовой легальной работе и сумели обрести социальную опору среди таких народных групп, как жители трущоб и крестьяне - мапуче южного Чили. Отстаивая идею «народной власти» и «прямой пролетарской демократии», MIR после 1969 года был организован иерархически - вертикально, съезды партии проводиться перестали. В итоге противоречия внутри организации накапливались и не решались. Активисты, не согласные с триумфалистскими настроениями руководства партии, отходили от деятельности или продолжали заниматься ею без энтузиазма. 11 сентября показало, что представления друзей и врагов о военных способностях MIR оказались преувеличены. Организация так же не смогла оказать сопротивление военному перевороту, как это не смогли сделать и партии Народного Единства.
В статье даётся обзор отечественной и зарубежной историографии левого движения Перу в 1920-1940-е гг. Общей особенностью как отечественной, так и зарубежной историографии является повышенное внимание к личностям Х. К. Мариатеги и В. Р. Айя де ла Торре, которые были ключевыми личностями, формировавшими теоретические основы перуанского левого движения. При этом существует объективный дефицит работ, посвященных комплексному анализу левого движения в 1930-1940-е гг. В статье выделены особенности существующих исторических трактовок, аналитических подходов к интерпретации событий. Как отечественная, так и зарубежная историография богаты работами по истории анархистского, профсоюзного, индейского и индихенистского, крестьянского, студенческого, коммунистического и апристского движений. Однако, остаются пробелы в биографических исследованиях, существует недостаток комплексных работ, посвященных анализу взаимодействия Коммунистического Интернационала и его институтов с перуанской компартией и АПРА в 1930-е гг. Созданию более полной картины истории перуанского левого движения может поспособствовать привлечение широкого круга архивных документов.
Издательство
- Издательство
- ИВИ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- Юр. адрес
- Ленинский проспект, дом 32А, г. Москва, 119334
- ФИО
- Михаил Аркадьевич ЛИПКИН (Директор)
- E-mail адрес
- dir@igh.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5938134
- Сайт
- https:/igh.ru