ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА, ЕГО СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ (2024)
Актуальность темы вызвана необходимостью уточнения сущности, содержания и особенностей развития профессионального мастерства педагога в условиях полипарадигмальности педагогической науки, угрозы утраты традиций подготовки российского педагога, обусловленной экспансией в образовательное пространство моделей зарубежного образования, в том числе бизнес-образования. Проблема, решаемая в данной работе, состоит в недостаточной упорядоченности научных представлений о педагогическом мастерстве и необходимости систематизации и обобщения научных взглядов. Цель - определение сущности, структуры и содержания профессионального мастерства педагога, уровней и путей его развития.
Методы: анализ научных источников, синтез педагогических идей, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных теоретических результатов.
Выводы: - профессиональное мастерство педагога - это искусство педагогической деятельности по профессиональному назначению; - содержательная структура педагогического мастерства включает деонтологическую основу его личности, его теоретическую и технологическую подготовленность, способность к профессиональному самосовершенствованию; - уровни педагогического мастерства отражают сформированность профессиональной культуры педагога; - пути совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением его теоретической, технологической и методической подготовки, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков, изучением опыта ведущих специалистов, знанием своих сильных и слабых сторон.
Идентификаторы и классификаторы
Технологическая и методическая подготовленность педаго га – владение технологиями и методами решения образовательных задач. Методическая подготовленность предполагает свободную ориентацию в области методик обучения и воспитания и уверенное владение ими. Очевидно, что на базе одной педагогической технологии может быть реализовано несколько педагогических методик, которые «настраиваются» на различные ситуации профессиональной деятельности. Информационная подготовленность – это владение информационными (IT) технологиями создания образовательного продукта и его реализации на занятиях (развитость информационной (информационно-технологической) культуры).
Список литературы
-
Быков А. К. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: моногр. Москва: Изд-во ЧОУВО “МУ им. С. Ю. Витте”, 2013. 202 с. EDN: TNAXWR
-
Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва: Педагогика, 1986-1988.
-
Мардахаев Л. В. Педагогическое мастерство и педагогическая культура преподавателя // Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва. 2018. № 3 (124). С. 68-76.
-
Мардахаев Л. В. Педагогическое мастерство социального педагога, его сущность и содержание // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 58-70. EDN: TOBGFK
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учеб. Москва: Гардарики, 2005. 269 с.
-
Методика воспитательной работы / Ю. П. Азаров [и др.]; под ред. Л. И. Рувинского. Москва: Просвещение, 1989. 333 с.
-
Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И. А. Зязюн [и др.]; под ред. И. А. Зязюна. Москва: Просвещение, 1989. 301 с.
-
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1988. Т. 1.
-
Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учеб. 5-е изд., стер. Москва: Изд. центр “Академия”, 2012. 256 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) - соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций? Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности.
Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности. Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие: - разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении; - разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям; - разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел; - педагогическая организация близких и далеких перспектив.
Актуальность: в современных условиях осложнения международных отношений между государствами важной частью политики Российской Федерации является обеспечение безопасности личности и общества от современных видов угроз. Одним лишь правовым регулированием успешно выполнять правоохранительную функцию государства не удастся, поскольку исполнение управленческих решений осуществляют люди в лице сотрудников правоохранительной системы как главных проводников требований законодательства. Приоритетной задачей продуктивного выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел является осуществление соответствующей требованиям оперативной обстановки, морально-психологической подготовки, предопределяющей способность сотрудников к преодолению возможных трудностей при выполнении трудовых функций. Постановка проблемы: сформировавшаяся правовая культура сотрудников органов внутренних дел, выражающаяся в отсутствии убежденности практических работников в необходимости использования научных достижений в урегулировании и разрешении конфликтов, с учетом особенностей профессиональной деятельности различных служб. Цель исследования: обосновать необходимость разрешения межличностных конфликтов в правоохранительной среде как фактора, повышающего эффективность деятельности территориального органа МВД России по обеспечению правопорядка. Использование педагогических технологий в подготовке личного состава для достижения поставленной цели.
Методы исследования: моделирование, эксперимент, наблюдение с последующим анализом, обобщением и систематизацией результатов исследования. Результаты и ключевые выводы. Автор рассматривает вопрос о важности конфликтологической компетенции руководителя в организации деятельности территориального органа внутренних дел, направленной на выполнение функций и решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сформировывает понятие конфликта применительно к деятельности органов внутренних дел и особенности его урегулирования, а также анализирует деструктивный характер, рассматриваемого социального явления.Делается вывод о значимости педагогической технологии в формировании необходимых навыков, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе территориального органа внутренних дел.
Актуальность. Положительный имидж сотрудника полиции, способного к эффективному межличностному общению с гражданами, обладающего высоким уровнем эмпатии и рефлексии является востребованным в современном обществе. Проблема. Опросы общественного мнения свидетельствуют о безразличном отношении (33 %) со стороны полицейских к гражданам, игнорировании их проблем (25 %), грубом обращении (11 %), что является показателем низкого уровня эмпатии - важного элемента эмоционального интеллекта личности сотрудников органов внутренних дел, влияющего на эффективное межличностное взаимодействие с гражданами, коллегами, руководителями и подчиненными. Целью исследования являлось выявление проблем развития эмпатии будущих сотрудников и определение возможных путей их решения педагогическими средствами.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, психодиагностические методы диагностики 46 курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: тест исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна (версия BEES).
Выводы. Эмпатия сотрудника правоохранительных органов представлена как значимое личностное и профессиональное качество, характеризующее уровень его психологической защиты от внутриличностного конфликта, профессионального стресса и эмоционального выгорания, оказывающее влияние: на эффективное взаимодействие, в том числе в экстремальных ситуациях и межличностных конфликтах; на профессиональную успешность выполнения трудовых функций; на антикоррупционное поведение. Уровень эмпатии у будущих сотрудников оказался приближенным к средним и минимальным значениям. Результаты исследования актуализируют необходимость усиления внимания к развитию рационального и интуитивного каналов эмпатии курсантов, что требует реализации ситуационной методики воспитательной работы и интерактивных методов обучения.
Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809, закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие. Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел. Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел? Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции.
Методы: системный подход, личностно-ориентированный подход.
Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции - актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как личностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ - основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.
Актуальность: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации характеризуется экстремальностью и энергозатратностью. В настоящее время формирования МВД выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, что определяет высокие требования к их психической активности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Постановка проблемы: в представленной статье рассматривается вопрос психоэмоциональной коррекции сотрудников органов внутренних дел с применением психотерапевтического метода «Музыкотерапия» в основе которого лежит благотворное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние сотрудника. Цель исследования: раскрыть механизмы физиологического воздействия музыки на центральную нервную систему человека. Акцентируется внимание на том, что музыкотерапия является вспомогательным терапевтическим методом и используется в качестве лечебного средства при психологических расстройствах.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, абстрагирование, обобщение, систематизация. Результаты и ключевые выводы: целесообразно использование музыкотерапии в психолого-реабилитационных мероприятиях в медицинских, санаторно-курортных организациях, а также в реабилитационных центрах и психологических кабинетах подразделений системы МВД России. Установлена эффективность и действенность данного метода, оказывающего положительное влияние на психотерапевтическую работу, направленную на коррекцию психоэмоционального состояния сотрудников и восстановление их нервно-психических и защитных функций.
Актуальность. Современные геополитические и внутриполитические условия требуют особого внимания к вопросам государственной политики в условиях поликультурности общества. Педагогическая составляющая морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в этих условиях должна быть ориентирована на культивирование в профессиональном сознании сотрудников идеалов общероссийского патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при уважении к культурным различиям выражения этих ценностей. Постановка проблемы. В научной литературе слабо проработан вопрос о влиянии фактора поликультурности внешней и внутренней среды организации на реализацию общих педагогических принципов в сфере морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Цель исследования: разработка концептуальных педагогических основ применения общих принципов управления при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях поликультурности.
Методы исследования. При исследовании темы применены методы логического и исторического анализа, системный и структурно-функциональный подход, метод традиционного анализа документов с элементами правовой герменевтики. Результаты и ключевые выводы. Проанализированы нормативно-правовые основания учета фактора поликультурности при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Ценностным приоритетом здесь является внутреннее единство поликультурного служебного коллектива на основе общего служения России и закону. Рассмотрена специфика проявления различных организационных патологий в условиях поликультурности, а также влияние этих проявлений на динамику социально-психологического климата в служебном коллективе. Проведено нормативно-правовое и теоретическое обоснование педагогических принципов предотвращения и урегулирования различного рода конфликтов в условиях поликультурной внутренней среды. Отдельно отмечена значимость повышения уровня культурологической грамотности личного состава для поддержания благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических служебных коллективах.
Актуальность моделирования в педагогическом процессе связана с необходимостью повышения его эффективности. В современных и быстро меняющихся политических и экономических условиях развития страны педагогическое моделирование учебно-воспитательного процесса оказывается незаменимым, его методику необходимо осваивать каждому педагогическому работнику. Проблема исследования заключается в необходимости повышения качества результатов учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования. Цель исследования проблемы моделирования в педагогическом процессе состоит в поиске путей совершенствования деятельности педагога для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования.
Методы исследования: изучение, анализ и синтез научно-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов, педагогическое моделирование на уровне конкретизации исследовательского материала.
Выводы. Моделирование в педагогическом процессе является важнейшим инструментом педагогической деятельности и определяется как ресурс, обеспечивающий педагогическую деятельность; как метод научно-педагогического познания; как средство научно-педагогической практики; как вид профессионально-педагогической деятельности; как описание деятельности педагогических работников и обучающихся. Моделирование понимается как действия педагога, связанные с построением педагогической модели, в том числе в виде создания образцов и образов педагогических ситуаций.
Издательство
- Издательство
- АУ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- Юр. адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- ФИО
- Синенко Сергей Андреевич (Начальник Академии)
- E-mail адрес
- press_akadem@mvd.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1501669