Актуальность. Положительный имидж сотрудника полиции, способного к эффективному межличностному общению с гражданами, обладающего высоким уровнем эмпатии и рефлексии является востребованным в современном обществе. Проблема. Опросы общественного мнения свидетельствуют о безразличном отношении (33 %) со стороны полицейских к гражданам, игнорировании их проблем (25 %), грубом обращении (11 %), что является показателем низкого уровня эмпатии - важного элемента эмоционального интеллекта личности сотрудников органов внутренних дел, влияющего на эффективное межличностное взаимодействие с гражданами, коллегами, руководителями и подчиненными. Целью исследования являлось выявление проблем развития эмпатии будущих сотрудников и определение возможных путей их решения педагогическими средствами.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, психодиагностические методы диагностики 46 курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: тест исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна (версия BEES).
Выводы. Эмпатия сотрудника правоохранительных органов представлена как значимое личностное и профессиональное качество, характеризующее уровень его психологической защиты от внутриличностного конфликта, профессионального стресса и эмоционального выгорания, оказывающее влияние: на эффективное взаимодействие, в том числе в экстремальных ситуациях и межличностных конфликтах; на профессиональную успешность выполнения трудовых функций; на антикоррупционное поведение. Уровень эмпатии у будущих сотрудников оказался приближенным к средним и минимальным значениям. Результаты исследования актуализируют необходимость усиления внимания к развитию рационального и интуитивного каналов эмпатии курсантов, что требует реализации ситуационной методики воспитательной работы и интерактивных методов обучения.
Идентификаторы и классификаторы
Необходимость нашего исследования обусловлена задачами, которые предстоит решать будущим сотрудникам в профессиональной деятельности: общение с потерпевшими, проведение различных процессуальных действий с их участием и участием свидетелей; виктимологическая профилактика в форме бесед с категориями граждан, наиболее подверженными различным криминогенным воздействиям; опросы граждан; воспитательные профилактические мероприятия с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, предотвращение рецидива; проведение бесед с нарушителями правил дорожного движения – водителями и пешеходами; пропаганда безопасного поведения на дорогах и др. Развитие таких важных профессиональных качеств полицейского, как рефлексивность поведения, эмпатия, сочувствие представляются немаловажными для решения этих задач.
Список литературы
-
Большая энциклопедия психологических тестов: личность, мотивации, темперамент, интеллект, лидерство, тестирование детей, взаимоотношения, поиск работы, профессиональная ориентация, характер / авт.-сост. А. Карелин. Москва: ЭКСМО, 2007. 414 с.
-
Бормотова Т. М., Черкасов Р. В. Результаты изучения общественного мнения о деятельности полиции в 2017 г.: аналитические материалы. Москва: ФГКУ “ВНИИ МВД России”, 2018. 52 с.
-
Гаранина А. В., Поляков А. С. Роль психологической защиты при низком уровне эмпатии у сотрудников ОВД // Психология и психотехника. 2017. № 2. С. 88-95. EDN: ZDGKYB
-
Гордеева Е. Н. Ситуационно-средовое проектирование развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел: дис. … канд. пед. наук. М., 2021. 250 с. EDN: IGVZAU
-
Гордеева Е. Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел // Полицейская деятельность. 2022. № 4. С. 42-51. DOI: 10.7256/2454-0692.2022.4.38414 EDN: LAVQBL
-
Дементьев И. В. Влияние эмпатии на профессиональную успешность офицеров-психологов пограничных органов: автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 2013. 30 с. EDN: ZPCHJV
-
Доверие полиции: мониторинг // ВЦИОМ новости: сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/doverie-policii-monitoring (дата обращения: 10.07.2023).
-
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия. Москва: Перо, 2014. 160 с.
-
Иванченко Е. С. Педагогические условия становления экзистенциально значимых качеств личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе интерактивного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2022. 24 с. EDN: QLAGAB
-
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург: Изд. дом "Питер", 2015. 592 с. EDN: UYNBIN
-
Качкина Л. С. Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис.. канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 23 с. EDN: QIFVSV
-
Осипова А. С., Федотов С. Н. Влияние эмоционального интеллекта на личностную надежность сотрудников ОВД - выпускников образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1 (60). С. 7-12. EDN: TMDJCT
-
Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова [и др.]. Москва: Смысл, 2008. 172 с. EDN: VIALHH
-
Семёнова Ю. В. Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 5. С. 175-181. EDN: KBAGMF
-
Скляренко И. С. Эмпатийность в общении как профессиональная ценностная установка сотрудника ОВД // Наука и школа. 2012. № 2. С. 152-155. EDN: OZZGYZ
-
Суслов Ю. Е., Левицкая Л. В. Роль эмпатии в формировании антикоррупционного стандарта поведения сотрудников уголовно-исправительной системы: основные противоречия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2 (58). С. 127-134.
-
Тарновская Н. Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников ГПС МЧС России при внешнештатных ситуациях: дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2008. 235 с. EDN: NQOGYL
-
Фёдорова А. А., Горбунова Н. И. Влияние эмпатии на профессиональное выгорание и стрессоустойчивость у сотрудников противопожарной службы с разным стажем профессиональной деятельности // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. 2013. № 5. С. 93-95. EDN: RWDMSH
-
Ходякова Н. В. Модернизация воспитания в XXI веке: движение к целостной личности // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 2. С. 21-29. DOI: 10.12737/2500-0543-2022-7-2-21-29 EDN: AIVCMU
-
Якимова З. В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 412-418. EDN: UVNCXV
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) - соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций? Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности.
Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности. Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие: - разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении; - разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям; - разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел; - педагогическая организация близких и далеких перспектив.
Актуальность: в современных условиях осложнения международных отношений между государствами важной частью политики Российской Федерации является обеспечение безопасности личности и общества от современных видов угроз. Одним лишь правовым регулированием успешно выполнять правоохранительную функцию государства не удастся, поскольку исполнение управленческих решений осуществляют люди в лице сотрудников правоохранительной системы как главных проводников требований законодательства. Приоритетной задачей продуктивного выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел является осуществление соответствующей требованиям оперативной обстановки, морально-психологической подготовки, предопределяющей способность сотрудников к преодолению возможных трудностей при выполнении трудовых функций. Постановка проблемы: сформировавшаяся правовая культура сотрудников органов внутренних дел, выражающаяся в отсутствии убежденности практических работников в необходимости использования научных достижений в урегулировании и разрешении конфликтов, с учетом особенностей профессиональной деятельности различных служб. Цель исследования: обосновать необходимость разрешения межличностных конфликтов в правоохранительной среде как фактора, повышающего эффективность деятельности территориального органа МВД России по обеспечению правопорядка. Использование педагогических технологий в подготовке личного состава для достижения поставленной цели.
Методы исследования: моделирование, эксперимент, наблюдение с последующим анализом, обобщением и систематизацией результатов исследования. Результаты и ключевые выводы. Автор рассматривает вопрос о важности конфликтологической компетенции руководителя в организации деятельности территориального органа внутренних дел, направленной на выполнение функций и решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сформировывает понятие конфликта применительно к деятельности органов внутренних дел и особенности его урегулирования, а также анализирует деструктивный характер, рассматриваемого социального явления.Делается вывод о значимости педагогической технологии в формировании необходимых навыков, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе территориального органа внутренних дел.
Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809, закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие. Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел. Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел? Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции.
Методы: системный подход, личностно-ориентированный подход.
Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции - актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как личностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ - основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.
Актуальность: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации характеризуется экстремальностью и энергозатратностью. В настоящее время формирования МВД выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, что определяет высокие требования к их психической активности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Постановка проблемы: в представленной статье рассматривается вопрос психоэмоциональной коррекции сотрудников органов внутренних дел с применением психотерапевтического метода «Музыкотерапия» в основе которого лежит благотворное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние сотрудника. Цель исследования: раскрыть механизмы физиологического воздействия музыки на центральную нервную систему человека. Акцентируется внимание на том, что музыкотерапия является вспомогательным терапевтическим методом и используется в качестве лечебного средства при психологических расстройствах.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, абстрагирование, обобщение, систематизация. Результаты и ключевые выводы: целесообразно использование музыкотерапии в психолого-реабилитационных мероприятиях в медицинских, санаторно-курортных организациях, а также в реабилитационных центрах и психологических кабинетах подразделений системы МВД России. Установлена эффективность и действенность данного метода, оказывающего положительное влияние на психотерапевтическую работу, направленную на коррекцию психоэмоционального состояния сотрудников и восстановление их нервно-психических и защитных функций.
Актуальность. Современные геополитические и внутриполитические условия требуют особого внимания к вопросам государственной политики в условиях поликультурности общества. Педагогическая составляющая морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в этих условиях должна быть ориентирована на культивирование в профессиональном сознании сотрудников идеалов общероссийского патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при уважении к культурным различиям выражения этих ценностей. Постановка проблемы. В научной литературе слабо проработан вопрос о влиянии фактора поликультурности внешней и внутренней среды организации на реализацию общих педагогических принципов в сфере морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Цель исследования: разработка концептуальных педагогических основ применения общих принципов управления при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях поликультурности.
Методы исследования. При исследовании темы применены методы логического и исторического анализа, системный и структурно-функциональный подход, метод традиционного анализа документов с элементами правовой герменевтики. Результаты и ключевые выводы. Проанализированы нормативно-правовые основания учета фактора поликультурности при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Ценностным приоритетом здесь является внутреннее единство поликультурного служебного коллектива на основе общего служения России и закону. Рассмотрена специфика проявления различных организационных патологий в условиях поликультурности, а также влияние этих проявлений на динамику социально-психологического климата в служебном коллективе. Проведено нормативно-правовое и теоретическое обоснование педагогических принципов предотвращения и урегулирования различного рода конфликтов в условиях поликультурной внутренней среды. Отдельно отмечена значимость повышения уровня культурологической грамотности личного состава для поддержания благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических служебных коллективах.
Актуальность моделирования в педагогическом процессе связана с необходимостью повышения его эффективности. В современных и быстро меняющихся политических и экономических условиях развития страны педагогическое моделирование учебно-воспитательного процесса оказывается незаменимым, его методику необходимо осваивать каждому педагогическому работнику. Проблема исследования заключается в необходимости повышения качества результатов учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования. Цель исследования проблемы моделирования в педагогическом процессе состоит в поиске путей совершенствования деятельности педагога для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования.
Методы исследования: изучение, анализ и синтез научно-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов, педагогическое моделирование на уровне конкретизации исследовательского материала.
Выводы. Моделирование в педагогическом процессе является важнейшим инструментом педагогической деятельности и определяется как ресурс, обеспечивающий педагогическую деятельность; как метод научно-педагогического познания; как средство научно-педагогической практики; как вид профессионально-педагогической деятельности; как описание деятельности педагогических работников и обучающихся. Моделирование понимается как действия педагога, связанные с построением педагогической модели, в том числе в виде создания образцов и образов педагогических ситуаций.
Актуальность темы вызвана необходимостью уточнения сущности, содержания и особенностей развития профессионального мастерства педагога в условиях полипарадигмальности педагогической науки, угрозы утраты традиций подготовки российского педагога, обусловленной экспансией в образовательное пространство моделей зарубежного образования, в том числе бизнес-образования. Проблема, решаемая в данной работе, состоит в недостаточной упорядоченности научных представлений о педагогическом мастерстве и необходимости систематизации и обобщения научных взглядов. Цель - определение сущности, структуры и содержания профессионального мастерства педагога, уровней и путей его развития.
Методы: анализ научных источников, синтез педагогических идей, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных теоретических результатов.
Выводы: - профессиональное мастерство педагога - это искусство педагогической деятельности по профессиональному назначению; - содержательная структура педагогического мастерства включает деонтологическую основу его личности, его теоретическую и технологическую подготовленность, способность к профессиональному самосовершенствованию; - уровни педагогического мастерства отражают сформированность профессиональной культуры педагога; - пути совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением его теоретической, технологической и методической подготовки, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков, изучением опыта ведущих специалистов, знанием своих сильных и слабых сторон.
Издательство
- Издательство
- АУ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- Юр. адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- ФИО
- Синенко Сергей Андреевич (Начальник Академии)
- E-mail адрес
- press_akadem@mvd.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1501669