ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Актуальность. Современные геополитические и внутриполитические условия требуют особого внимания к вопросам государственной политики в условиях поликультурности общества. Педагогическая составляющая морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в этих условиях должна быть ориентирована на культивирование в профессиональном сознании сотрудников идеалов общероссийского патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при уважении к культурным различиям выражения этих ценностей. Постановка проблемы. В научной литературе слабо проработан вопрос о влиянии фактора поликультурности внешней и внутренней среды организации на реализацию общих педагогических принципов в сфере морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Цель исследования: разработка концептуальных педагогических основ применения общих принципов управления при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях поликультурности.
Методы исследования. При исследовании темы применены методы логического и исторического анализа, системный и структурно-функциональный подход, метод традиционного анализа документов с элементами правовой герменевтики. Результаты и ключевые выводы. Проанализированы нормативно-правовые основания учета фактора поликультурности при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Ценностным приоритетом здесь является внутреннее единство поликультурного служебного коллектива на основе общего служения России и закону. Рассмотрена специфика проявления различных организационных патологий в условиях поликультурности, а также влияние этих проявлений на динамику социально-психологического климата в служебном коллективе. Проведено нормативно-правовое и теоретическое обоснование педагогических принципов предотвращения и урегулирования различного рода конфликтов в условиях поликультурной внутренней среды. Отдельно отмечена значимость повышения уровня культурологической грамотности личного состава для поддержания благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических служебных коллективах.
Идентификаторы и классификаторы
Социальные аспекты многокультурной внешней среды связаны со многими факторами, включая уровень социального неравенства по признакам этнической принадлежности, религии, образования, семейного положения и т. д. Эти факторы непосредственно влияют на отношения между людьми, живущими в одном культурном сообществе, что в том числе влияет на необходимость в программах межкультурной подготовки для сотрудников, работающих в интернациональной среде, чтобы содействовать укреплению профессионального единства между сотрудниками из разных слоев общества. Академия управления МВД России уже много лет реализует в своем образовательном процессе дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел по направлению «Культурология» с целью формирования компетенций, необходимых для выполнения новых видов профессиональной служебной деятельности, удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития, а также обеспечения соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной служебной деятельности и социальной среды.
Список литературы
-
Аминов И. И. Основы юридической педагогики: учеб. Москва: Проспект, 2017. 272 с.
-
Витольник Г. А., Душкин А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014. 42 с.
-
Дугин А. Г. Этносоциология. Москва: Академический Проект, 2011. 639 с. EDN: SUHBUD
-
Ильин И. А. Основы борьбы за национальную Россию // Собр. соч. в 10 т. / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. Москва: Русская книга, 1993. Т. 1. 400 с.
-
Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 469 с.
-
Матис В. И. Педагогика межнационального общения: учеб. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 343 с.
-
Национальный акцент: Медиапроект гильдии межэтнической журналистики. URL: https://nazaccent.ru (дата обращения: 23.08.2023).
-
Организационное поведение: учеб. и практикум / С. А. Барков [и др.]; под ред. С. А. Баркова. Москва: Юрайт, 2023. 453 с.
-
Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел: учеб. пособие / В. В. Вахнина [и др.]; под ред. В. В. Вахниной. Москва: Академия управления МВД России, 2019. 100 с. EDN: CEXWSO
-
Основы управления в органах внутренних дел: учеб. / Ю. Е. Аврутин [и др.]; под общ. ред. Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 249 с.
-
Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учеб. пособие. Москва: Юстиция, 2016. 225 с. EDN: ZRGPUB
-
Родин В. Ф., Лысова В. А. Особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 376-379. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-motivatsii-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 23.08.2023). EDN: GSFQWQ
-
Создание мультикультурного центра под открытым небом "Сад искусств" // Фонд президентских грантов: сайт. URL: https://xn-80afcdbalict6afooklqi5o.xn-p1ai/public/application/item?id=3CB64115-0E0A-4BBE-B629-FEF0BC8388DC (дата обращения: 23.08.2023).
-
Тенденции международной миграции: сб. статистических данных ООН. URL: https//worldpopulationreview.com/country-rankings/immigration-by-country (дата обращения: 14.11.2023).
-
Хофстеде Г. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уоррена. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
-
Образовательный портал Академии управления МВД России. URL: http://moodle-academy.ru/course/view.php?id=2022 (дата обращения: 23.08.2023).
-
Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 23.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) - соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций? Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности.
Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности. Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие: - разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении; - разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям; - разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел; - педагогическая организация близких и далеких перспектив.
Актуальность: в современных условиях осложнения международных отношений между государствами важной частью политики Российской Федерации является обеспечение безопасности личности и общества от современных видов угроз. Одним лишь правовым регулированием успешно выполнять правоохранительную функцию государства не удастся, поскольку исполнение управленческих решений осуществляют люди в лице сотрудников правоохранительной системы как главных проводников требований законодательства. Приоритетной задачей продуктивного выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел является осуществление соответствующей требованиям оперативной обстановки, морально-психологической подготовки, предопределяющей способность сотрудников к преодолению возможных трудностей при выполнении трудовых функций. Постановка проблемы: сформировавшаяся правовая культура сотрудников органов внутренних дел, выражающаяся в отсутствии убежденности практических работников в необходимости использования научных достижений в урегулировании и разрешении конфликтов, с учетом особенностей профессиональной деятельности различных служб. Цель исследования: обосновать необходимость разрешения межличностных конфликтов в правоохранительной среде как фактора, повышающего эффективность деятельности территориального органа МВД России по обеспечению правопорядка. Использование педагогических технологий в подготовке личного состава для достижения поставленной цели.
Методы исследования: моделирование, эксперимент, наблюдение с последующим анализом, обобщением и систематизацией результатов исследования. Результаты и ключевые выводы. Автор рассматривает вопрос о важности конфликтологической компетенции руководителя в организации деятельности территориального органа внутренних дел, направленной на выполнение функций и решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сформировывает понятие конфликта применительно к деятельности органов внутренних дел и особенности его урегулирования, а также анализирует деструктивный характер, рассматриваемого социального явления.Делается вывод о значимости педагогической технологии в формировании необходимых навыков, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе территориального органа внутренних дел.
Актуальность. Положительный имидж сотрудника полиции, способного к эффективному межличностному общению с гражданами, обладающего высоким уровнем эмпатии и рефлексии является востребованным в современном обществе. Проблема. Опросы общественного мнения свидетельствуют о безразличном отношении (33 %) со стороны полицейских к гражданам, игнорировании их проблем (25 %), грубом обращении (11 %), что является показателем низкого уровня эмпатии - важного элемента эмоционального интеллекта личности сотрудников органов внутренних дел, влияющего на эффективное межличностное взаимодействие с гражданами, коллегами, руководителями и подчиненными. Целью исследования являлось выявление проблем развития эмпатии будущих сотрудников и определение возможных путей их решения педагогическими средствами.
Методы исследования. Теоретический анализ научных источников, психодиагностические методы диагностики 46 курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: тест исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко; шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна (версия BEES).
Выводы. Эмпатия сотрудника правоохранительных органов представлена как значимое личностное и профессиональное качество, характеризующее уровень его психологической защиты от внутриличностного конфликта, профессионального стресса и эмоционального выгорания, оказывающее влияние: на эффективное взаимодействие, в том числе в экстремальных ситуациях и межличностных конфликтах; на профессиональную успешность выполнения трудовых функций; на антикоррупционное поведение. Уровень эмпатии у будущих сотрудников оказался приближенным к средним и минимальным значениям. Результаты исследования актуализируют необходимость усиления внимания к развитию рационального и интуитивного каналов эмпатии курсантов, что требует реализации ситуационной методики воспитательной работы и интерактивных методов обучения.
Актуальность. Современная государственная политика Российской Федерации направлена на сохранение и укрепление традиционных духовных нравственных ценностей. В июле 2021 г. в Стратегии национальной безопасности России Указом Президента Российской Федерации укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей было обозначено в качестве национальных интересов. 9 ноября 2022 г. был издан Указ Президента Российской Федерации № 809, закрепляющий защиту традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одну из задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на ближайшее десятилетие. Решение данной задачи находит свое отражение в характере требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов в современных условиях. Происходит переосмысление профессиональных задач, нравственных требований, в том числе к профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. От полицейского сегодня требуются не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень нравственных качеств. В связи с этим воспитание у сотрудников полиции нравственной позиции становится одним из главных направлений в работе с личным составом органов внутренних дел. Проблема. Каковы содержание нравственной позиции как психолого-педагогического феномена, ее роль как регулятора поведения, и каким образом ее можно воспитать у сотрудника органов внутренних дел? Целью данной работы является раскрытие содержания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел, определение педагогических факторов становления и развития профессионально-нравственной позиции сотрудника полиции.
Методы: системный подход, личностно-ориентированный подход.
Выводы. 1. Воспитание нравственной позиции сотрудника полиции - актуальная педагогическая цель работы с личным составом органов внутренних дел. 2. Основой нравственной позиции выступают моральные нормы и ценности, которые осознаются и принимаются человеком как личностно значимые. Нравственная позиция представляет собой внутренние правила, убеждения, принципы, ценности, которым человек ежедневно следует. Нравственная позиция сотрудника полиции включает в себя осознание профессии полицейского, корреляцию личных ценностей с нравственными ценностями службы, профессионально-нравственное самосознание. 3. Социальная среда, собственный опыт, приобретенный в общении с другими людьми, пример руководителя, личностное саморазвитие и самоанализ - основные факторы воспитания нравственной позиции сотрудника органов внутренних дел.
Актуальность: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации характеризуется экстремальностью и энергозатратностью. В настоящее время формирования МВД выполняют боевые задачи в зоне специальной военной операции, что определяет высокие требования к их психической активности, стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. Постановка проблемы: в представленной статье рассматривается вопрос психоэмоциональной коррекции сотрудников органов внутренних дел с применением психотерапевтического метода «Музыкотерапия» в основе которого лежит благотворное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние сотрудника. Цель исследования: раскрыть механизмы физиологического воздействия музыки на центральную нервную систему человека. Акцентируется внимание на том, что музыкотерапия является вспомогательным терапевтическим методом и используется в качестве лечебного средства при психологических расстройствах.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы, абстрагирование, обобщение, систематизация. Результаты и ключевые выводы: целесообразно использование музыкотерапии в психолого-реабилитационных мероприятиях в медицинских, санаторно-курортных организациях, а также в реабилитационных центрах и психологических кабинетах подразделений системы МВД России. Установлена эффективность и действенность данного метода, оказывающего положительное влияние на психотерапевтическую работу, направленную на коррекцию психоэмоционального состояния сотрудников и восстановление их нервно-психических и защитных функций.
Актуальность моделирования в педагогическом процессе связана с необходимостью повышения его эффективности. В современных и быстро меняющихся политических и экономических условиях развития страны педагогическое моделирование учебно-воспитательного процесса оказывается незаменимым, его методику необходимо осваивать каждому педагогическому работнику. Проблема исследования заключается в необходимости повышения качества результатов учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования. Цель исследования проблемы моделирования в педагогическом процессе состоит в поиске путей совершенствования деятельности педагога для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования.
Методы исследования: изучение, анализ и синтез научно-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое обобщение результатов, педагогическое моделирование на уровне конкретизации исследовательского материала.
Выводы. Моделирование в педагогическом процессе является важнейшим инструментом педагогической деятельности и определяется как ресурс, обеспечивающий педагогическую деятельность; как метод научно-педагогического познания; как средство научно-педагогической практики; как вид профессионально-педагогической деятельности; как описание деятельности педагогических работников и обучающихся. Моделирование понимается как действия педагога, связанные с построением педагогической модели, в том числе в виде создания образцов и образов педагогических ситуаций.
Актуальность темы вызвана необходимостью уточнения сущности, содержания и особенностей развития профессионального мастерства педагога в условиях полипарадигмальности педагогической науки, угрозы утраты традиций подготовки российского педагога, обусловленной экспансией в образовательное пространство моделей зарубежного образования, в том числе бизнес-образования. Проблема, решаемая в данной работе, состоит в недостаточной упорядоченности научных представлений о педагогическом мастерстве и необходимости систематизации и обобщения научных взглядов. Цель - определение сущности, структуры и содержания профессионального мастерства педагога, уровней и путей его развития.
Методы: анализ научных источников, синтез педагогических идей, моделирование ключевых понятий, систематизация и обобщение полученных теоретических результатов.
Выводы: - профессиональное мастерство педагога - это искусство педагогической деятельности по профессиональному назначению; - содержательная структура педагогического мастерства включает деонтологическую основу его личности, его теоретическую и технологическую подготовленность, способность к профессиональному самосовершенствованию; - уровни педагогического мастерства отражают сформированность профессиональной культуры педагога; - пути совершенствования педагогического мастерства связаны с улучшением его теоретической, технологической и методической подготовки, наращиванием личного педагогического опыта, развитием исследовательской и информационной культуры, совершенствованием педагогической техники, развитием способностей критического осмысления своей профессиональной деятельности и прогнозирования педагогических рисков, изучением опыта ведущих специалистов, знанием своих сильных и слабых сторон.
Издательство
- Издательство
- АУ МВД РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- Юр. адрес
- г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.
- ФИО
- Синенко Сергей Андреевич (Начальник Академии)
- E-mail адрес
- press_akadem@mvd.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1501669