МУСА БИГИЕВ О РАЗУМЕ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ (2024)
В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) - это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.
Идентификаторы и классификаторы
Синоним «разума» в исламском праве – это акл, акль, акыл. Этот термин также переводится как «интеллект» и «ум». Понятию акл посвящено большое число хадисов. Категория разума упоминается в изречениях (кауль), одобрениях (такрир), образе (васф) или действиях (фи’ль) пророка Мухаммада. «Знание означает разумное совершение действия, а разум – способность осмысления всего осязаемого. Коран призывает во всех делах использовать разум и резко критикует тех, кто этого не делает. В Коране слова, связанные с разумом, встречаются 50 раз, а словосочетание “обладатели разума” – более 10 раз, что свидетельствует о том, что в Коране разуму уделено большое внимание» [17, с. 104].
Список литературы
-
Ал-Газали. Избавляющий от заблуждения // Средневековая арабо-мусульманская философия в переводах А.В. Сагадеева: собр. пер.; в 3 т. / сост. и отв. ред. Н.С. Кирабаев. - М.: ИД “Марджани”, 2010. Т. 3. - С. 99-140.
-
Бигиев М.Д. Будущее нашей литературы // М.Д. Бигиев Некоторые актуальные проблемы нашего общества / ЦДО ДУМ РФ, Моск. ислам. ин-т, Санкт-Петербург. гос. ун-т; под общ. ред. Д.В. Мухетдинова; пер. с татаро-осман. и примеч. А.Г. Хайрутдинова. - М.: ИД “Медина”, 2022. - С. 37-62.
-
Бигиев М.Д. Маленькие мысли по большим вопросам // М.Д. Бигиев Избранные труды / сост. и пер. с османского яз., введ., сн. и коммент. А. Хайрутдинова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. - С. 207-330.
-
Бигиев М.Д. Мой взгляд на исламский шариат // М.Д. Бигиев Избранные труды / сост. и пер. с османского яз., введ., сн. и коммент. А. Хайрутдинова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. - С. 331-340.
-
Бигиев М.Д. Почему цивилизованный мир прогрессировал, а мир Ислама пришел в упадок? // Бигиев М.Д. Некоторые актуальные проблемы нашего общества / ЦДО ДУМ РФ, Моск. ислам. ин-т, СПбГУ; под общ. ред. Д.В. Мухетдинова; пер. с татаро-осман. и примеч. А. Г. Хайрутдинова. - М.: ИД “Медина”, 2022. - С. 63-70.
-
Велльхаузен Ю. Арабский халифат. Золотой век ислама / пер. с анг. Т.М. Шуликовой. - М.: Центрполиграф, 2018. - 351 с.
-
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 456 с.
-
Давлетшин К.Д. Нации и ислам (критика философско-теологических концепций о единстве наций и ислама). - Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. - 199 с.
-
Ислам: словарь атеиста / А.В. Авксентьев, О.Ф. Акимушкин, Г.Б. Акиниязов и др.; под общ. ред. М.Б. Пиотровского, С.М. Прозорова. - М.: Политиздат, 1988. - 254 с.
-
Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии (исторический очерк). - Казань: Татар. кн. изд-во, 1979. - 224 с. 1.
-
Кирабаев Н.С., Аль-Джанаби М.М. Разум и вера в религиозной философии ал-Газали // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. 2015. № 4. - С. 37-49. EDN: VMBCYJ
-
Комар В.И. Ислам, исламизм и западная цивилизация (Аналитический обзор) // Афро-азиатский мир: проблемы цивилизационного анализа. 2004. № 2. - С. 6-44. EDN: NXYXZL
-
Корбен А. История исламской философии: пер. с фр. - 2-е изд. - М.: Академ проект; ООО "Садра", 2015. - 367 с. EDN: QLCFUK
-
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: НОРМА ИНФРА-М, 1999. - 552 с.
-
Основы теории и методологии фикха. - М.: Мир знаний, 2019. - 148 с. 1.
-
Придворов Н.А., Трофимов В.В. Правообразование и правообразующие факторы в праве: монография. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
-
Равшанов М. Концепт "ислам": определение значения знания и разума // Россия и мусульманский мир. 2018. № 2 (308). - С. 99-104. EDN: XSCDVB
-
Самигуллин В.К. Восточная правовая традиция. - Уфа: ПрофиПлюс, 2015. - 100 с.
-
Сюкияйнен Л.Р. Иногда я шокирую мусульманскую аудиторию среди студентов (интервью от 4 марта 2018 года) // Деловая электронная газета "Бизнес Online". - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/374510 (дата обращения: 25.06.2024).
-
Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: понятие, соотношение с шариатом и фикхом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой (ридер) // Электронный ресурс ФГОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет". - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1979005079/Rider_2016_L.R..Sjukiyajnen.pdf (дата обращения: 25.06.2024).
-
Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX в. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - 207 с. EDN: QTFACR
-
Филипс Абу Амина Биляль. Эволюция фикха (Исламский закон и Мазхабы) / пер. с анг. Т.В. Гончаровой. - Киев: Ансар Фаундейшн, 2001. - 224 с.
-
Хайрутдинов А.Г. Опровержение предписания о смертной казни за вероотступничество в книге Мусы Бигиева "Кава'ид фикхиййа" // Ислам в современном мире. 2024. № 20 (1). - С. 41-52.
-
Шагавиев Д.А. Муса Джарулла Биги как защитник суннизма // II Бигиевские чтения - 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: материалы II Межд. научно-образовательной конф., г. Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. / редкол.: Д.В. Мухетдинов (пред.), Ш.Р. Кашаф (отв. ред.) и др. - М.: ИД "Медина", 2016. - С. 100-108.
-
Шангараев Р.Р. Мусульманская религиозная философия. - Казань: ИД "МеДДоК", 2020. - 252 с. EDN: OAQFFZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существует множество определений современности. Одно из них называет настоящее время «постпривычным» или «промежуточным периодом, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногое имеет смысл». Данное определение в 2010 году было дано Зияуддином Сардаром, британским мусульманским мыслителем-энциклопедистом, в ключевой статье «Добро пожаловать в постпривычное время». Эта концепция стала главным структурообразующим элементом интервью с доктором Шамимом Миа (Лондон, Великобритания). В интервью были рассмотрены вопросы современной общественной жизни с точки зрения мусульманского мировоззрения в контексте постпривычного времени. В нем предлагается разбор ключевых компонентов теории постпривычного времени, таких как комплексность, хаос и противоречия, и их проявлений в современных мусульманских сообществах по всему миру. Также собеседники затронули тему разделения в современной академической науке исламоведения и мусульманских исследований, что может помочь осознанию и правильным выводам в отношении ряда острых вопросов, связанных с современным исламом и теми, кто его исповедует. В интервью была затронута и тема политического ислама, его места и роли в современном развитом обществе, а также говорилось о необходимости развития критического мышления у исповедующих ислам.
Исследование репрезентации нормативной телесности в мусульманской периодике актуализировано формированием социальной ситуации новой нормальности, которая возникла во время пандемии коронавирусной инфекции. На примерах материалов изданий «Хикмет» и «Хилял» Тюменской и Челябинской областей и ряда тематических всероссийских изданий показаны основные и дополнительные дискурсивные производства нормативной телесности, а также обнаружено противоречие между некоторыми воспроизводящимися нарративами и возникшими барьерами в процессе адаптации к новой нормальности. Поскольку в мусульманской антропологии существует приоритет медицинского знания над богословским, в дискурсивном производстве стало возможным акцентирование высшей ценности здоровья во время пандемии и положительное решение богословов о допустимости вакцинации. В исследуемых материалах сделан акцент на развитие личностных качеств мусульман, которые стали необходимыми для преодоления нарушенных инфекцией социальных порядков, при этом не проговаривались методы улучшения психического здоровья.
В статье рассматриваются коранические мотивы и образы в макамах Абуль-Касима Махмуда аз-Замахшари, знаменитого средневекового ученого-филолога, литератора и философа из Хорезма. Блестящий знаток и толкователь Корана, он в своем труде «Ал-Кашшаф» комментирует Священную книгу мусульман не только с точки зрения её религиозных предписаний, но также как филолог, одним из первых уделяет глубокое внимание изучению стилистических достоинств, лексического богатства, риторики, красоты изречений Корана. Влияние Корана сказывается и на художественном литературном наследии аз-Замахшари, включившего много коранических реминисценций и образов, несущих в произведениях литератора различные смысловые нагрузки. Перенося нравственно-этические и эстетические ценности Корана в свои макамы, аз-Замахшари решает и воспитательные задачи среди молодежи, направляя её на путь знания и созидания, формируя высокие нравственные устои.
В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
В статье рассмотрены некоторые особенности мусульманского города как туристического пространства, спецификация которого обусловлена особенностью исламского вероучения. Теоретические наработки немецкого социолога Макса Вебера по поводу социологии города, его экскурс в историю образования городов и городского управления, позволили нам объяснить сохранившиеся в городской культуре Дагестана традиционализм и консерватизм, которые по определению должны быть более характерны для сельской общины, но распространены среди горожан и выступают сдерживающим фактором развития туризма. В качестве подтверждающего фактологического материала выступают приведённые результаты пилотажного исследования, показавшие некоторую озабоченность различных категорий респондентов по поводу роста турпотоков, которые могут привести к социальной напряжённости в регионе. Проводимая в республике политика по развитию туристической отрасли, шаги, которые предпринимаются правительством и ведомствами - всё это напоминает «иорданский сценарий» развития туризма, который является тупиковым для Дагестана и может спровоцировать протестные настроения в неспокойном и без того регионе.
В статье рассматриваются актуальные особенности и основные характеристики развития радикального политического ислама в современной Индонезии в первой половине 2020-х гг. Новизна исследования состоит в анализе социальной и идеологической истории современного индонезийского радикального ислама в первой половине 2020-х годов. Методологически статья относится к современной междисциплинарной историографии. Предполагается, что актуальная история современного радикального ислама начинается с запрета Фронта защитников ислама. Идеология современного исламизма анализируется через призму интеллектуальной истории и истории идей. Политическая программа радикального ислама воспринимается как совокупность идеологических конструктов и изобретенных традиций. Идеологические противоречия и организационные трудности развития исламизма в Индонезии стали существенными факторами, которые влияют на векторы и траектории развития исламизма. Проанализированы идеологические особенности развития индонезийского радикального политического ислама. В статье показано, что радикальный ислам в Индонезии является единственной реальной альтернативой политической и идеологической программе, предлагаемой правящими светскими политическими элитами.
В результате исследования авторы приходят к выводу о потенциальном совпадении публичных дискурсов изучаемых субъектов по теме консолидации, формирования единого образа будущего мусульманского и тюркоязычного мира. С точки зрения идеологии и с учетом сложившейся практики взаимодействия, публичная позиция Диянета по консолидации мусульман и тюркоязычных народов, традиционно исповедующих ислам, пересекается с конструктом неоевразийского толка, выразителями которого с той или иной степенью активности являются ведущие российские мусульманские организации (прежде всего Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центральное духовное управление мусульман России). При этом интерес Диянета к северокавказским муфтиятам и муфтияту Татарстана сравнительно слабо проявляется в публичном пространстве, однако является весьма устойчивым.
В статье рассматривается роль религиозной идентичности мусульман Индонезии в контексте противостояния двух ведущих организаций региона: Нахдатул Улама и Мухаммадии. Обе организации на начальном этапе своей деятельности в первой половине XX века призывали мусульман Индонезии вернуться к корням, к истинному исламу. Мухаммадия в своей идеологической повестке продвигала идеи возвращения к исламу времен Пророка, тогда как Нахдатул Улама отстаивала позиции национального индонезийского ислама, сформировавшегося в ходе длительного взаимодействия с буддийскими, индуистскими и анимистическими верованиями. Исследование показало, что на территории Индонезии не существует универсальной исламской религиозной идентичности, объединяющей всех мусульман региона. Во многом современное мирное сосуществование уммы обеспечено государственной концепцией «Панчасила» («Пять основ») и идеями защиты религиозного и национального многообразия, транслируемыми исламской организаций Нахдатул Улама. Любые попытки внедрить в индонезийскую умму мысль об унификации исламского пространства вызывают негативную реакцию у верующих. Это подтверждают крах исламских партий на парламентских выборах в Индонезии в 1997 году и несостоятельность политики исламской организации Мухаммадия, которая стремится распространить в регионе арабский унифицированный ислам.
Издательство
- Издательство
- ДГУ
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- Юр. адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- ФИО
- Рабаданов Муртазали Хулатаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- dgu@dgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (872) 2682326
- Сайт
- https://dgu.ru