ТРАНСФОРМАЦИЯ РАДИКАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2020-Х ГГ. (2024)
В статье рассматриваются актуальные особенности и основные характеристики развития радикального политического ислама в современной Индонезии в первой половине 2020-х гг. Новизна исследования состоит в анализе социальной и идеологической истории современного индонезийского радикального ислама в первой половине 2020-х годов. Методологически статья относится к современной междисциплинарной историографии. Предполагается, что актуальная история современного радикального ислама начинается с запрета Фронта защитников ислама. Идеология современного исламизма анализируется через призму интеллектуальной истории и истории идей. Политическая программа радикального ислама воспринимается как совокупность идеологических конструктов и изобретенных традиций. Идеологические противоречия и организационные трудности развития исламизма в Индонезии стали существенными факторами, которые влияют на векторы и траектории развития исламизма. Проанализированы идеологические особенности развития индонезийского радикального политического ислама. В статье показано, что радикальный ислам в Индонезии является единственной реальной альтернативой политической и идеологической программе, предлагаемой правящими светскими политическими элитами.
Идентификаторы и классификаторы
В современный период в Индонезии в рамках политической программы исламисты
выдвигают идеи превращения этого государства в исламское, указывая на необходимость
ликвидации светской конституции и шариатизации права. Кроме этого, особое внимание
исламистами уделяется критике панчасилы, принципы которой, по их мнению,
противоречат нормам и традициям ислама. С этой точки зрения политический ислам на
территории Индонезии демонстрирует поразительную стабильность и преемственность
между различными политическими организациями, которые продвигают и актуализируют
в общественных и публичных пространствах программу радикального исламизма. Что
касается организационного измерения, то в этом контексте радикальный политический
ислам, конечно же, претерпел самые существенные изменения. Запрет Фронта
защитников ислама фактически содействовал временной институционализации ситуации
организационного вакуума в лагере радикальных сторонников политического ислама,
вынудив их адаптироваться к сложившейся ситуации.
Список литературы
-
Abdullah A. Agama dan Pancasila dalam Identitas Keindonesiaan // Negara Pancasila, Darul ’Ahdi Wasy-Syahadah: Perspektif Teologis dan Ideologis / eds. Muamaroh, B. Setiawan. Yogyakarta: Majelis Pendidikan Kader Pimpinan Pusat Muhammadiyah, 2017. - Pp. 79-103.
-
Ahyar M., Murdan, Sociological Study of Puritanism Reasoning and Strengthening of Religious Inclusivity Attitude in the Endemic Era // Indonesian Journal of Islamic Literature and Muslim Society. 2022. Vol. 7, no. 1. - Рр. 73-93.
-
Aidulsyah F. The rise of urban Salafism in Indonesia: The social-media and pop culture of new Indonesian Islamic youth // Asian Journal of Social Science. 2023. Vol. 51, no. 4. - Pр. 252-259. EDN: JUBQEX
-
Aidulsyah F., Mizuno Y. The Entanglement Between Anti-Liberalism and Conservatism: The INSISTS and MIUMI Effect within the “212 Movement” in Indonesia // Journal of Indonesian Islam. 2020. Vol. 14, no. 1. - Pр. 1-25. - URL: http://jiis.uinsby.ac.id/index.php/JIIs/article/view/1340.
-
Alasan Islamisme Tumbuh Subur di Beberapa Belahan Dunia // Islamina. 2021. Januar 17. - URL.: https://islamina.id/alasan-islamisme-tumbuh-subur-di-beberapa-belahan-dunia.
-
Alhidayatillah N. Pembaharuan Pemikiran dalam Islam // Jurnal An-Nida. 2018. Vol. 42, no. 1. - Pp. 87-100.
-
Anggaran Dasar Front Persaudaraan Islam (FPI). - URL: https://www.faktakini.info/2021/09/anggaran-dasar-front-persaudaraan-islam.html.
-
Arif S. Kontradiksi Pandangan HTI Atas Pancasila // Jurnal Keamanan Nasional. 2012. Vol. 2, no. 1. - Pр. 19-34.
-
Assyaukanie L. Islam and the Secular State in Indonesia. Singapore: ISEAS, 2009.
-
Bachtiar H., Baidhawy Z. Theologising democracy in the context of Muhammadiyah's ijtihad // Indonesian Journal of Islam and Muslim Societies. 2022. Vol. 12, no. 1. - Pр. 165-200. EDN: DPPQTH
-
Bagaimana Perkembangan Islamisme di Indonesia Saat Ini? // Islamina. 2021. Februar 24. - URL.: https://islamina.id/bagaimana-perkembangan-islamisme-di-indonesia-saat-ini.
-
Dahlan M. Geneologi Islamisme di Kalangan Muslim Millenial Indonesia // El-Afkar: Jurnal Pemikiran Keislaman dan Tafsir Hadis. 2020. Vol. 9, no. 1. - URL: https://ejournal.iainbengkulu.ac.id/index.php/elafkar/article/view/3234.
-
Dewan Pimpinan Pusat - Front Persaudaraan Islam. Nomor: 001 / PS / DPP - FPI / Jumadil Ula /1445 h. - URL: https://kaltim.akurat.co/news/1343326817/surat-pernyataan-sikap-dari-front-persaudaraan-islam.
-
Eks Imam FPI Banten Jadi Ketum Front Persaudaraan Islam // CNN Indonesia. 2021. September 7. - URL: https://www.cnnindonesia.com/nasional/20210907101015-20-690719/eks-imam-fpi-banten-jadi-ketum-front-persaudaraan-islam.
-
Gazali H. Cacat Pikir Gagasan Islamisme // Islamina. 2021. Juli 8. - URL.: https://islamina.id/cacat-pikir-gagasan-islamisme/%20.
-
Gazali H. Duri Islamisme dalam Sejarah NKRI // Islamina. 2023. Januar 19. - URL: https://islamina.id/duri-islamisme-dalam-sejarah-nkri.
-
Hadi S. Lasem: Harmoni dan Kontestasi Masyarakat Bineka // Islam Nusantara: Journal for the Study of Islamic History and Culture. 2020. Vol. 1, no. 1. - Pр. 163-208.
-
Hasyim, Teologi Muslim Puritan: Geneologi dan Ajaran Salafi. - Jakarta: Sekolah Pascasarjana Universitas Islam Negeri Syarif Hidayatullah, 2017.
-
Indonesia ke Depan Mendapat Pemimpin yang Saleh // Warta Ekonomi. 2023. Juli 31. - URL: https://wartaekonomi.co.id/read508978/fpi-indonesia-ke-depan-mendapat-pemimpin-yang-saleh.
-
Irawan, Islam Puritan dalam Pandangan Khaled M. Abdou El Fadl. Yogyakarta: Universitas Islam Negeri Sunan Kalijaga, 2009.
-
Karim S. Islamisme dan Demokratisasi di Indonesia Pasca Reformasi: Analisis Sosio-Politik // Sulesana: Jurnal Wawasan Keislaman. 2012. Vol. 7, no. 2. - Pp. 149-159.
-
Madinier R. Indonesia: A Delicate Balance Between Muslim Orthodoxy and Nationalism // Orient XXI. 2023. April 28. - URL: https://orientxxi.info/magazine/indonesia-a-delicate-balance-between-muslim-orthodoxy-and-nationalism,6416.
-
Mahadika A., Satria V. Gerakan Filantropi Di Masa Pandemi: Studi Netnografi Hilal Merah Indonesia Sayap Juang Front Persaudaraan Islam (FPI) // Brawijaya Journal of Social Science. 2022. Vol. 1, no. 2. Social Problems and COVID-19 Pandemic. - Pp. 17-39. EDN: KOTEBN
-
Pall Z. Gerak laju Transnasionalisme Salafiyah di Asia Tenggara // Kyoto Review of Southeast Asia. 2023. No 35. - URL: https://kyotoreview.org/bahasa-indonesia/modalities-of-salafi-transnationalism-in-southeast-asia-bahasa.
-
Potret Islamisme di Indonesia // Islamina. 2021. Februar 21. - URL: https://islamina.id/potret-islamisme-di-indonesia.
-
Qodir Z. Post-Islamism and Reform Islamic Law: The Challenges and Future of Political Islam in Indonesia // Ahkam: Jurnal Ilmu Syariah. 2023. Vol 23, no. 2. - URL: https://journal.uinjkt.ac.id/index.php/ahkam/article/view/31484/13326.
-
Ridho S. Islamisme, Demokrasi, Dan Gaya Hidup: Kelas Menengah Muslim Di Indonesia. Yogyakarta: UIN Sunan Kalijaga Yogyakarta, 2022.
-
Sukardi I. Islamic state utopia: investigating Khilafatul Muslimin movement in contemporary Indonesia // Indonesian Journal of Islam and Muslim Societies. 2023. Vol. 13, no. 2. - Pр. 339-367. EDN: RDSSUO
-
Syakur M.A. Front Persaudaraan Islam: Waspada FPI Palsu! // Hidayatullah. 2022. Juni 7. - URL: https://hidayatullah.com/berita/nasional/2022/06/06/231230/front-persaudaraan-islam-waspada-fpi-palsu.html.
-
Uray Faisal U. Strategi Dakwah Front Persaudaraan Islam (FPI) Dalam Membentengi Warga Kota Pontianak Dari Aliran Radikalisme // J-MD: Jurnal Manajemen Dakwah. 2021. Vol. 2, no. 1. - Pp. 48-60. - URL: https://e-journal.iainptk.ac.id/index.php/j-md/article/view/266.
-
Zahra N., Fatimah F. Konsep PAN-islamisme menurut pemikiran Jamaluddin Al-Afghani dalam perkembangan partai politik di Indonesia // Jurnal Educatio: Jurnal Pendidikan Indonesia. 2023. Vol. 9, no. 1. - URL: https://jurnal.iicet.org/index.php/j-edu/article/view/2802. EDN: OWWJEF
-
Zamani D. Islam Dan Pancasila Dalam Perdebatan Ormas-Ormas Islam // Risalah: Jurnal Pendidikan dan Studi Islam. 2021. Vol. 7, nо. 1. - Pp. 28-43. EDN: DDLXRR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существует множество определений современности. Одно из них называет настоящее время «постпривычным» или «промежуточным периодом, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногое имеет смысл». Данное определение в 2010 году было дано Зияуддином Сардаром, британским мусульманским мыслителем-энциклопедистом, в ключевой статье «Добро пожаловать в постпривычное время». Эта концепция стала главным структурообразующим элементом интервью с доктором Шамимом Миа (Лондон, Великобритания). В интервью были рассмотрены вопросы современной общественной жизни с точки зрения мусульманского мировоззрения в контексте постпривычного времени. В нем предлагается разбор ключевых компонентов теории постпривычного времени, таких как комплексность, хаос и противоречия, и их проявлений в современных мусульманских сообществах по всему миру. Также собеседники затронули тему разделения в современной академической науке исламоведения и мусульманских исследований, что может помочь осознанию и правильным выводам в отношении ряда острых вопросов, связанных с современным исламом и теми, кто его исповедует. В интервью была затронута и тема политического ислама, его места и роли в современном развитом обществе, а также говорилось о необходимости развития критического мышления у исповедующих ислам.
Исследование репрезентации нормативной телесности в мусульманской периодике актуализировано формированием социальной ситуации новой нормальности, которая возникла во время пандемии коронавирусной инфекции. На примерах материалов изданий «Хикмет» и «Хилял» Тюменской и Челябинской областей и ряда тематических всероссийских изданий показаны основные и дополнительные дискурсивные производства нормативной телесности, а также обнаружено противоречие между некоторыми воспроизводящимися нарративами и возникшими барьерами в процессе адаптации к новой нормальности. Поскольку в мусульманской антропологии существует приоритет медицинского знания над богословским, в дискурсивном производстве стало возможным акцентирование высшей ценности здоровья во время пандемии и положительное решение богословов о допустимости вакцинации. В исследуемых материалах сделан акцент на развитие личностных качеств мусульман, которые стали необходимыми для преодоления нарушенных инфекцией социальных порядков, при этом не проговаривались методы улучшения психического здоровья.
В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) - это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.
В статье рассматриваются коранические мотивы и образы в макамах Абуль-Касима Махмуда аз-Замахшари, знаменитого средневекового ученого-филолога, литератора и философа из Хорезма. Блестящий знаток и толкователь Корана, он в своем труде «Ал-Кашшаф» комментирует Священную книгу мусульман не только с точки зрения её религиозных предписаний, но также как филолог, одним из первых уделяет глубокое внимание изучению стилистических достоинств, лексического богатства, риторики, красоты изречений Корана. Влияние Корана сказывается и на художественном литературном наследии аз-Замахшари, включившего много коранических реминисценций и образов, несущих в произведениях литератора различные смысловые нагрузки. Перенося нравственно-этические и эстетические ценности Корана в свои макамы, аз-Замахшари решает и воспитательные задачи среди молодежи, направляя её на путь знания и созидания, формируя высокие нравственные устои.
В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
В статье рассмотрены некоторые особенности мусульманского города как туристического пространства, спецификация которого обусловлена особенностью исламского вероучения. Теоретические наработки немецкого социолога Макса Вебера по поводу социологии города, его экскурс в историю образования городов и городского управления, позволили нам объяснить сохранившиеся в городской культуре Дагестана традиционализм и консерватизм, которые по определению должны быть более характерны для сельской общины, но распространены среди горожан и выступают сдерживающим фактором развития туризма. В качестве подтверждающего фактологического материала выступают приведённые результаты пилотажного исследования, показавшие некоторую озабоченность различных категорий респондентов по поводу роста турпотоков, которые могут привести к социальной напряжённости в регионе. Проводимая в республике политика по развитию туристической отрасли, шаги, которые предпринимаются правительством и ведомствами - всё это напоминает «иорданский сценарий» развития туризма, который является тупиковым для Дагестана и может спровоцировать протестные настроения в неспокойном и без того регионе.
В результате исследования авторы приходят к выводу о потенциальном совпадении публичных дискурсов изучаемых субъектов по теме консолидации, формирования единого образа будущего мусульманского и тюркоязычного мира. С точки зрения идеологии и с учетом сложившейся практики взаимодействия, публичная позиция Диянета по консолидации мусульман и тюркоязычных народов, традиционно исповедующих ислам, пересекается с конструктом неоевразийского толка, выразителями которого с той или иной степенью активности являются ведущие российские мусульманские организации (прежде всего Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центральное духовное управление мусульман России). При этом интерес Диянета к северокавказским муфтиятам и муфтияту Татарстана сравнительно слабо проявляется в публичном пространстве, однако является весьма устойчивым.
В статье рассматривается роль религиозной идентичности мусульман Индонезии в контексте противостояния двух ведущих организаций региона: Нахдатул Улама и Мухаммадии. Обе организации на начальном этапе своей деятельности в первой половине XX века призывали мусульман Индонезии вернуться к корням, к истинному исламу. Мухаммадия в своей идеологической повестке продвигала идеи возвращения к исламу времен Пророка, тогда как Нахдатул Улама отстаивала позиции национального индонезийского ислама, сформировавшегося в ходе длительного взаимодействия с буддийскими, индуистскими и анимистическими верованиями. Исследование показало, что на территории Индонезии не существует универсальной исламской религиозной идентичности, объединяющей всех мусульман региона. Во многом современное мирное сосуществование уммы обеспечено государственной концепцией «Панчасила» («Пять основ») и идеями защиты религиозного и национального многообразия, транслируемыми исламской организаций Нахдатул Улама. Любые попытки внедрить в индонезийскую умму мысль об унификации исламского пространства вызывают негативную реакцию у верующих. Это подтверждают крах исламских партий на парламентских выборах в Индонезии в 1997 году и несостоятельность политики исламской организации Мухаммадия, которая стремится распространить в регионе арабский унифицированный ислам.
Издательство
- Издательство
- ДГУ
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- Юр. адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- ФИО
- Рабаданов Муртазали Хулатаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- dgu@dgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (872) 2682326
- Сайт
- https://dgu.ru