ИЗ КАЛЕНДАРНОЙ И СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ОБРЯДНОСТИ АВАРЦЕВ ГУМБЕТА: МЕСТНЫЙ И ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТЫ (2024)
В статье на основе собранного в селениях Гумбетовского и Казбековского районов Дагестана полевого материала и литературных источников с использованием общенаучных методов (историко-генетический, ретроспективный и системный) и специальных методов этнологии (опрос, наблюдение) дан анализ корреляции местного и исламского компонентов в календарной и семейно-бытовой обрядности одной из субэтнических групп аварцев - гумбетовцев. Исламская составляющая в форме проведения обрядов «зикр», «мавлид», чтения сур из Корана, участия в ритуалах мусульманских священнослужителей, раздачи милостыни садакъа органически вплетена в проявляющие устойчивость архаические традиционные церемонии. Это обстоятельство свидетельствует о сложившейся многовековой практике бытования особой синкретической формы верований народов Дагестана, называемой «народный ислам». Он демонстрирует недостаточное знание большинством населения исламских канонов, нежелание в силу особенностей этнической психологии и менталитета отказываться от укоренившейся в духовной культуре традиционной обрядности, которая является значимой составляющей этнической, религиозной и культурной идентичностей в эпоху глобализации.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из задач современного российского кавказоведения является изучение календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, а также бытового функционирования религии в регионе. Это особенно актуально в плане сохранности традиционной обрядности и верований, этнической, религиозной и культурной идентичности в эпоху глобализации. Традиционная календарная и семейно-бытовая обрядность аварцев в определенной степени была изучена российскими кавказоведами. Однако, не были исследованы
современные ритуалы и верования и их соотношение с исламом.
Список литературы
-
Акимукин О.Ф. Зикр // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991.
-
Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - начале XX в.: сб. ст. - Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. - С. 55-72.
-
Боголюбов А.С. Садака // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991.
-
Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Культура и быт табасаранцев в XIX - XX веках. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. - 266 с.
-
Булатова А.Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 288 с.
-
Гаджиев Г.А. Пережитки древних представлений в похоронно-поминальных обрядах лезгин // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. / отв. ред. М.-З.О. Османов. - Махачкала: Институт ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, 1980. - С. 29-46.
-
Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. - М.: Наука, 1985. - 360 с. EDN: YLUVPD
-
Грязневич П.А., Басилов В.Н. Мусульманская мифология // Мифы народов мира: энциклопедия; в 2 т. / отв. ред. С. А. Токарев. - 2-е изд. - М.: Российская энциклопедия, 1994. Т. 2. - С. 184-187.
-
Криничная Н.А. Красный угол: об истоках и семантике сакрального локуса (по севернорусским материалам) // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. - С. 28-42. EDN: JXYLGL
-
Кузнецова В.П. Плачи // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. - М.: Наука, 1991. Вып. 4. - (Свод этнографических понятий и терминов).
-
Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием ребенка. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2006. - 218 с. EDN: PXQMXP
-
Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2007. - 251 с.
-
Мусаева М.К. Выбор имени новорожденному: традиции и представления народов Дагестана в XIX - начале XX в. // Дагестанский этнографический сборник / отв. ред. М. А. Агларов. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; ДИНЭМ, 2011. Вып. V. - С. 127-132.
-
Мусаева М.К. Этнокультура смерти народов Дагестана: похоронно-поминальные обряды, обычаи и представления // Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции "Проблемы истории, методологии, историографии и источниковедения народов Северного Кавказа: опыт и уроки" (г. Нальчик, 30 июня - 2 июля 2022 г.) / под ред. П. А. Кузьминова. - Нальчик: КБГУ им. Х. М. Бербекова; Принт Центр, 2022. - С. 310-315.
-
Резван Е.А. Маулид // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991.
-
Сефербеков Р.И., Разаханов С.С., Галбацев С.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев Гумбета (вторая половина XX - начало XXI в.) // История, археология и этнография Кавказа. 2022. Т. 18, № 3. - С. 805-822. EDN: QBCIYY
-
Сефербеков Р.И., Зульпукарова Э.М.-Г., Галбацев С.М. Современный брак и семейно-бытовые обряды аварцев Гумбета: традиции и инновации // Вопросы истории. 2022. № 11 (1). - С. 70-81. EDN: OIXMJK
-
Сефербеков Р.И., Галбацев С.М. Современные практики поминок и траура в похоронных обрядах аварцев Гумбета: исламский и неисламский компоненты // Исламоведение. 2023. Т. 14, № 3 (57). - С. 43-57. EDN: RFEZGJ
-
Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX - XX в.). - М.: Наука, 1983. - 264 с.
-
Cущность смерти и похоронный обряд: по мазхабу имама аш-Шафи‘и; учебное пособие для студентов теологических и философских специальностей. - Махачкала: Институт теологии и международных отношений, 2009. - 394 с.
-
Токарев С.А. Сновидения // Религиозные верования. - М.: Наука, 1993. Вып. 5. - (Свод этнографических понятий и терминов).
-
Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор: Верования, текст, ритуал. - М.: Наука, 1994. - С. 111-129. EDN: WLOCYL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Существует множество определений современности. Одно из них называет настоящее время «постпривычным» или «промежуточным периодом, когда старые ортодоксии умирают, новые еще не родились, и очень немногое имеет смысл». Данное определение в 2010 году было дано Зияуддином Сардаром, британским мусульманским мыслителем-энциклопедистом, в ключевой статье «Добро пожаловать в постпривычное время». Эта концепция стала главным структурообразующим элементом интервью с доктором Шамимом Миа (Лондон, Великобритания). В интервью были рассмотрены вопросы современной общественной жизни с точки зрения мусульманского мировоззрения в контексте постпривычного времени. В нем предлагается разбор ключевых компонентов теории постпривычного времени, таких как комплексность, хаос и противоречия, и их проявлений в современных мусульманских сообществах по всему миру. Также собеседники затронули тему разделения в современной академической науке исламоведения и мусульманских исследований, что может помочь осознанию и правильным выводам в отношении ряда острых вопросов, связанных с современным исламом и теми, кто его исповедует. В интервью была затронута и тема политического ислама, его места и роли в современном развитом обществе, а также говорилось о необходимости развития критического мышления у исповедующих ислам.
Исследование репрезентации нормативной телесности в мусульманской периодике актуализировано формированием социальной ситуации новой нормальности, которая возникла во время пандемии коронавирусной инфекции. На примерах материалов изданий «Хикмет» и «Хилял» Тюменской и Челябинской областей и ряда тематических всероссийских изданий показаны основные и дополнительные дискурсивные производства нормативной телесности, а также обнаружено противоречие между некоторыми воспроизводящимися нарративами и возникшими барьерами в процессе адаптации к новой нормальности. Поскольку в мусульманской антропологии существует приоритет медицинского знания над богословским, в дискурсивном производстве стало возможным акцентирование высшей ценности здоровья во время пандемии и положительное решение богословов о допустимости вакцинации. В исследуемых материалах сделан акцент на развитие личностных качеств мусульман, которые стали необходимыми для преодоления нарушенных инфекцией социальных порядков, при этом не проговаривались методы улучшения психического здоровья.
В статье дана оценка взглядам Мусы Бигиева в отношении роли разума в исламском праве. Разум (акл) - это особый источник права в ряде правовых систем. Таковым он является в английском и исламском праве. В эпоху «золотого века ислама» отношение к акл было несравненно выше, чем в последующий период. Во многом благодаря свободе человеческого разума исламское право развивалось весьма активно и плодотворно, создавая прочный механизм правового регулирования общественных отношений. Такое отношение обеспечило в мусульманском мире расцвет науки, поэтому обращение к теме разума, как источника исламского права имеет особую актуальность. В основе изучения роли акл в исламском праве прежде всего лежат сравнительно-правовой и историко-правовой методы исследования. Эпоху «золотого века» Муса Бигиев воспринимал как идеальное время в развитии исламской юридической науки. Акл, охвативший в то время своим влиянием всю систему источников исламского права, начал продуцировать новые концепции государственно-правового развития мусульманского мира. Эти концепции должны были обеспечить соблюдение права личности и защитить ее законные интересы, а также оградить жизнь человека от неправомерного вмешательства в нее государства. Но этого не произошло. Во второй половине XIII века эпоха «золотого века» завершилась. Разум в мусульманском мире погрузился в глубокий сон. Динамику прогрессивного развития Востока перенял Запад. Анализ взглядов Мусы Бигиева показал, что он отдавал должное эпохе европейского Ренессанса и Реформации, которые смогли восстановить величие западной цивилизации после пребывания ее мысли в «темных веках». Однако он критически высказывался касательно предложений провести подобные мероприятия в мусульманском мире. М. Бигиев считал, что ислам не нуждается в реформах, но при этом был убежден в необходимости усиления роли разума для возрождения исламского права.
В статье рассматриваются коранические мотивы и образы в макамах Абуль-Касима Махмуда аз-Замахшари, знаменитого средневекового ученого-филолога, литератора и философа из Хорезма. Блестящий знаток и толкователь Корана, он в своем труде «Ал-Кашшаф» комментирует Священную книгу мусульман не только с точки зрения её религиозных предписаний, но также как филолог, одним из первых уделяет глубокое внимание изучению стилистических достоинств, лексического богатства, риторики, красоты изречений Корана. Влияние Корана сказывается и на художественном литературном наследии аз-Замахшари, включившего много коранических реминисценций и образов, несущих в произведениях литератора различные смысловые нагрузки. Перенося нравственно-этические и эстетические ценности Корана в свои макамы, аз-Замахшари решает и воспитательные задачи среди молодежи, направляя её на путь знания и созидания, формируя высокие нравственные устои.
В статье рассмотрены некоторые особенности мусульманского города как туристического пространства, спецификация которого обусловлена особенностью исламского вероучения. Теоретические наработки немецкого социолога Макса Вебера по поводу социологии города, его экскурс в историю образования городов и городского управления, позволили нам объяснить сохранившиеся в городской культуре Дагестана традиционализм и консерватизм, которые по определению должны быть более характерны для сельской общины, но распространены среди горожан и выступают сдерживающим фактором развития туризма. В качестве подтверждающего фактологического материала выступают приведённые результаты пилотажного исследования, показавшие некоторую озабоченность различных категорий респондентов по поводу роста турпотоков, которые могут привести к социальной напряжённости в регионе. Проводимая в республике политика по развитию туристической отрасли, шаги, которые предпринимаются правительством и ведомствами - всё это напоминает «иорданский сценарий» развития туризма, который является тупиковым для Дагестана и может спровоцировать протестные настроения в неспокойном и без того регионе.
В статье рассматриваются актуальные особенности и основные характеристики развития радикального политического ислама в современной Индонезии в первой половине 2020-х гг. Новизна исследования состоит в анализе социальной и идеологической истории современного индонезийского радикального ислама в первой половине 2020-х годов. Методологически статья относится к современной междисциплинарной историографии. Предполагается, что актуальная история современного радикального ислама начинается с запрета Фронта защитников ислама. Идеология современного исламизма анализируется через призму интеллектуальной истории и истории идей. Политическая программа радикального ислама воспринимается как совокупность идеологических конструктов и изобретенных традиций. Идеологические противоречия и организационные трудности развития исламизма в Индонезии стали существенными факторами, которые влияют на векторы и траектории развития исламизма. Проанализированы идеологические особенности развития индонезийского радикального политического ислама. В статье показано, что радикальный ислам в Индонезии является единственной реальной альтернативой политической и идеологической программе, предлагаемой правящими светскими политическими элитами.
В результате исследования авторы приходят к выводу о потенциальном совпадении публичных дискурсов изучаемых субъектов по теме консолидации, формирования единого образа будущего мусульманского и тюркоязычного мира. С точки зрения идеологии и с учетом сложившейся практики взаимодействия, публичная позиция Диянета по консолидации мусульман и тюркоязычных народов, традиционно исповедующих ислам, пересекается с конструктом неоевразийского толка, выразителями которого с той или иной степенью активности являются ведущие российские мусульманские организации (прежде всего Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центральное духовное управление мусульман России). При этом интерес Диянета к северокавказским муфтиятам и муфтияту Татарстана сравнительно слабо проявляется в публичном пространстве, однако является весьма устойчивым.
В статье рассматривается роль религиозной идентичности мусульман Индонезии в контексте противостояния двух ведущих организаций региона: Нахдатул Улама и Мухаммадии. Обе организации на начальном этапе своей деятельности в первой половине XX века призывали мусульман Индонезии вернуться к корням, к истинному исламу. Мухаммадия в своей идеологической повестке продвигала идеи возвращения к исламу времен Пророка, тогда как Нахдатул Улама отстаивала позиции национального индонезийского ислама, сформировавшегося в ходе длительного взаимодействия с буддийскими, индуистскими и анимистическими верованиями. Исследование показало, что на территории Индонезии не существует универсальной исламской религиозной идентичности, объединяющей всех мусульман региона. Во многом современное мирное сосуществование уммы обеспечено государственной концепцией «Панчасила» («Пять основ») и идеями защиты религиозного и национального многообразия, транслируемыми исламской организаций Нахдатул Улама. Любые попытки внедрить в индонезийскую умму мысль об унификации исламского пространства вызывают негативную реакцию у верующих. Это подтверждают крах исламских партий на парламентских выборах в Индонезии в 1997 году и несостоятельность политики исламской организации Мухаммадия, которая стремится распространить в регионе арабский унифицированный ислам.
Издательство
- Издательство
- ДГУ
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- Юр. адрес
- 367000, Республика Дагестан, город Махачкала, ул. Магомета Гаджиева, д. 43-а
- ФИО
- Рабаданов Муртазали Хулатаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- dgu@dgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (872) 2682326
- Сайт
- https://dgu.ru