МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У БОЛЬНЫХ ПОСТПСИХОТИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД ШИЗОФРЕНИИ (2022)
Биопсихосоциальная парадигма болезни и модель стресс-диатеза являются ведущими при рассмотрении этиопатогенеза шизофрении и особенно первого эпизода заболевания. Рассматривается стрессогенная роль первого эпизода шизофрении как реакция личности на «столкновение» в перенесенном психотическом приступе либо с собственными личностными изменениями, либо с социальными проблемами, обусловленными влиянием стигмы. С этих позиций безусловна роль механизмов психологической защиты (МПЗ), которые являются «мишенью» социально-психологических интервенций, призванных усилить систему адаптивных механизмов пациента к болезни и к вызванным ее последствиям не только биологическим, но и психосоциальным.
Проведено исследование МПЗ у больных, перенесших первый психотический эпизод шизофренией на этапе частичной ремиссии с учетом наличия/отсутствия постпсихотической депрессии. Использованы клинико-психопатологический метод с объективизацией шкалами PANSS, CDSS, клинико-психологический метод с диагностикой МПЗ методикой LSI, статистический метод.
Обследовано 1112 больных, перенесших первый психотический эпизод, из которых после введения критериев включения/исключения сформировано в конечном дизайне две группы: 243 пациента с постпсихотической депрессией и 119 пациентов без депрессии в частичной ремиссии. Полученные результаты показывают наличие в структуре МПЗ у больных шизофренией, перенесших ППЭ всего спектра механизмов, что свидетельствует о «реактивных» патогенетических путях развития заболевания, наряду с базовыми эндогенными. В структуре МПЗ имеются различия в зависимости от развития на постпсихотическом этапе депрессии. В группе больных с постпсихотической депрессией независимо от психопатологической структуры синдрома имеется напряженность всех МПЗ, с значимой напряженностью вытеснения в группе ДПД с позитивной аффективностью. В сравнение же больных с учетом наличия/отсутствия депрессии на постпсихотическом этапе ППЭ в группе депрессивных пациентов значимо преобладает напряженность дефензивных (более зрелых) МПЗ, что обозначает преимущественно реактивные механизмы в развитии постпсихотической депрессии. Эти данные указывают на важность выделения в среде пациентов перенёсших ППЭ, депрессивной группы, комплексная дифференцированная терапия которых с учетом психологической проработки реактивных механизмов патологии будет способствовать повышению эффективности терапии.
Идентификаторы и классификаторы
Изучению патогенетических механизмов шизофрении посвящено множество исследований как в биологическом, так и психосоциальном аспектах. Объединение нескольких теорий в единую биопсихосоциальную модель позволило сосредоточиться на наиболее важной в плане социальной адаптации когорте пациентов с первым психотическим эпизодом (ППЭ).
Список литературы
- Антохин Е.Ю. Постприступная депрессия при первом эпизоде шизофрении (типология и патопсихология) / Е.Ю. Антохин, В.Г. Будза, А.И. Ерзин, Е.М. Крюкова. –– Оренбург: Изд-во ОрГМУ. 2019.
- Белугина О.С. Использование механизмов психологических защит в зависимотси от степени стрессоустойчивости и длительности заболевания у пациентов с псориазом и атопическим дерматитом / О.С. Белугина, О.А. Скугаревский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2021. – Т.12, № 4. – С. 612-621.
- Кадыров И. Структура и динамика защитной организации личности при параноидной шизофрении, аффективных и шизоаффективных расстройствах / И. Кадыров, А. Оксимец // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2011. - № 1. – С. 47-54.
- Колядко С.П. Динамика клинических и патопсихологических особенностей у пациентов с шизофренией в процессе течения психоза / С.П. Колядко // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2020. – Т. 11, № 3. – С. 514 – 522.
- Коцюбинский А.П. Шизофрения: уязвимость-диатез-стресс-заболевание: монография / А.П.Коцюбинский, А.И. Скорик, И.О. Аксенова и соавт. – СПб.: Гиппократ, 2004.
- Куликова О.С. Когнитивно-стилевые факторы защитного поведения больных шизофренией / О.С. Куликова // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11, № 4. – С. 104-115.
- Молчанова Е. Вторичная выгода от болезни и механизмы психологической защиты у пациентов с соматоформными расстройствами и шизофренией / Е. Молчанова, Т. Авдошина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2006. - № 3. – С. 33-37.
- Омельченко М.А. Депрессии с аттенуированной психотической симптоматикой в юношеском возрасте / М.А. Омельченко, А.О. Румянцев, В.Г. Каледа // Психиатрия. – 2018. - № 2 (78). – С. 138-149.
- Осокина О. И. Критичность к болезни при шизофрении: диагностика и инсайт-ориентированная психотерапия // О. И. Осокина, Б.Б. Ивнев, Г.Г.Путятин и соавт. // Запорожский медицинский журнал. – 2018. – Т.20, № 3. – С.397-403.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов. / Под ред. Проф. Л.И. Вассермана. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева. 1998.
- Скугаревский О.А. Концепция негативных симптомов психических расстройств: время пересмотра / О.А. Скугаревский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 319 – 330.
- Смулевич А.Б. Реактивные депрессии у больных шизофренией / А.Б. Смулевич, Н. А. Ильина // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2013. - № 11. – С. 23-27.
- Смулевич А.Б. Малопрогредиентрная шизофрения и пограничные состояния / А.Б. Смулевич. – МЕДпресс-информ. 2019.
- Calati R. The use of the defence style questionnaire in major depressive and panic disorders: a comprehensive meta-analyis / R. Calati, О. Oasi, D. De Ronchi, A. Serretti // Psychol. Psychother. Theory Res. Pract. – 2010. - № 83. – Р. 1–13.
- Corcoran Ch. The stress cascade and schizophrenia: etiology and onset / Ch. Corcoran, E. Walker, R. Huot et al. // Schizophrenia Bulletin. - 2003. - № 4. – Р. 671—692.
- Dohrenwend B.P. Recent stressful life events and episodes of schizophrenia / B.P. Dohrenwend, G. Egri // Schizophrenia Bulletin - 1981. - № 1. – Р. 12—23.
- Еу Н. Etudes psychiatriques / Н. Еу. - Paris, 1950.
- Gaebel W. Classification and Diagnosis of Schizophrenia or Other Primary Psychotic Disorders: Changes from ICD-10 to ICD-11 and Implementation in Clinical Practice / W. Gaebel, A. Kerst, J. Stricker // Psychiatr Danub. –Autumn-Winter - 2020. -№ 32(3-4). – Р. 320-324.
- Garssen B. Regression: finding our way in the maze of concepts / B. Garssen // J Behav Med. – 2007. - № 30(6). – Р. 471-481.
- Izquierdo A. The interplay between functioning problems and symptoms in first episode of psychosis: An approach from network analysis / A. Izquierdo, M. Cabello, I. Leal et al. // J Psychiatr Res. – 2021. - №136. – Р. 265-273.
- Kellerman H. Emotion-trait interrelations and the measurement of personality / H. Kellerman, R. Plutchik // Psychological Report. – 1968. - № 23. – Р. 1107-1114.
- Kellerman H. The Psychoanalysis of Symptoms. - Springer New York. 2008.
- Kellerman H. Theories of emotion / H. Kellerman, R. Plutchik. - Academic Press. 2013.
- Krueger R.F. Reinterpreting comorbidity: a model-based approach to understanding and classifying psychopathology / R.F. Krueger, K.E..Markon // Annu Rev Clin Psychol. – 2006. - №2. – Р. 111-133.
- Plutchik R. The multifactor analytic theory of emotion / R. Plutchik // Journal of Psychology. – 1960. - № 50. – Р. 153-171.
- Plutchik R. The emotions: Аcts, theories and a new model. New York: Random House. 1962.
- Plutchik R. What is an emotion? / R. Plutchik // Journal of Psychology. – 1965. - № 61. – Р. 295-303.
- Shaw R.J. Defence mechanisms in schizophrenia / R. J. Shaw, M. K. Geurse, H. Steiner // Personality and Mental Health. – 2008. - № 2. – Р. 240-248.
- Strålin P. First episode psychosis: register-based study of comorbid psychiatric disorders and medications before and after / P. Strålin, J. Hetta // Eur Arch Psychiatry // Clin Neuroscience – 2021. - № 271. – Р. 303–313.
- Suvisaari J. Possible to Predict the Future in First-Episode Psychosis? / J. Suvisaari, O. Mantere, J. Keinänen et al. // Front Psychiatry. – 2018. - № 9. – Р. 580 – 623.
- Upthegrove R. Depression and Schizophrenia: Cause, Consequence, or Trans-diagnostic Issue? / R. Upthegrove, S. Marwaha, M. Birchwood // Schizophr Bull. - 2017. - №43 (2). – Р.240-244.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются значимые аспекты психологического сопровождения семей с неизлечимо больным ребенком. Внимание уделяется описанию особенностей эмоциональных состояний родителей неизлечимо больного ребенка. Рассматриваются особенности эмоциональной ситуации и переживания неизлечимо больного ребенка. В статье осмысливаются переживания психолога, работающего с семьей больного ребенка или с самим ребенком. Для того, чтобы психолог качественно осуществлял свою деятельность в паллиативной помощи семье, он должен сам научиться принимать невозможность осуществления ожиданий, свою смерть, свое бессилие иногда противостоять обстоятельствам. Значение представленного исследования заключается в более глубоком понимании семейного опыта в условиях кризиса. Помощь семье с неизлечимо больным ребенком прежде всего заключается в том, чтобы помочь семье в усилиях постоянной борьбы за здоровье и жизнь ребенка, не пропускать те моменты радости и семейной близости, которые возможны даже в трагических обстоятельствах жизни.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом изучения в котором выступали взаимосвязи между восприимчивостью к организационному стрессу, её составляющими и перфекционизмом как личностной характеристикой. Выборку испытуемых составили 75 женщин-педагогов средних общеобразовательных учреждений г. Махачкалы. Рассматриваются социально предписанный, ориентированный на себя и ориентированный на других виды перфекционизма, исследованные при помощи Многомерной шкалы перфекционизма Хьюитта-Флетта (MPS) (адаптация И.И. Грачева), и восприимчивость к организационному стрессу, измеренная при помощи Шкалы организационного стресса Мак-Линна (ШОС) (адаптация Н. Водопьяновой). Анализ полученных данных показал, что организационный стресс и все его составляющие не связаны с перфекционизмом, ориентированным на других, то есть, восприимчивость к организационному стрессу не связана с предъявлением личностью слишком высоких требований к другим людям. Также установлено, что наиболее тесно с восприимчивостью к организационному стрессу взаимосвязаны ориентированный и на себя и социально-предписанный виды перфекционизма, при этом социально-предписанный перфекционизм оказывает наибольшее влияние на развитие организационного стресса у сотрудников образовательного учреждения. Полученные результаты могут быть использованы при создании программ тренингов для снижения восприимчивости к организационному стрессу у педагогов средних образовательных учреждений. В дальнейшем можно расширить исследование, изучив перфекционизм и восприимчивость к стрессу у педагогов высшей школы.
Тема адаптации иностранных студентов в образовательной среде вуза остаётся острой, а значит актуальной несмотря на то, что изучается давно и многими учёными как за рубежом, так и в России, которые пытаются находить пути наилучшего разрешения её задач. Было разработано множество программ, помогающих иностранцам справляться со сложными условиями межкультурного взаимодействия: этнической и религиозной принадлежности, системой преподавания, владения языком, социально-бытовых различий: организации быта, проживания, досуга, академической мобильности и общей интеграции обучающихся в образовательный процесс. Однако, на сегодняшний день к имеющимся адаптационным проблемам добавляются политические и экономические требования времени, которые не позволяют иностранным студентам во время обучения постоянно находиться на территории Российской Федерации. К примеру, можно привести недавнюю пандемию коронавирусной инфекции, когда иностранцам пришлось начинать или продолжать обучение в онлайн, в дистанционном формате. В связи с этим оторванность от образовательной среды или не включенность, погружённость в неё привнесла свои особенности для изучения и разработки принципиально новых подходов и методов по адаптации обучающихся. С одной стороны, студенты не испытывают культурного шока, находясь на территории своей страны, но при этом проблема изучения культуры и менталитета страны, в которой они проходят обучение, становится затруднительной для них и остаётся открытым вопрос гармоничного взаимодействия или построения коммуникаций. В данной статье мы сделали попытки рассмотреть теоретические положения, исследуя практический опыт по адаптации иностранных студентов за последние несколько лет. Поэтому нашей целью стал поиск, выявление и применение наилучших методов по адаптации иностранных студентов в дистанционном (цифровом) формате посредством анализа изучения опыта разных вузов: по правовой поддержке иностранных студентов, методов организации работы и внеурочной деятельности. На наш взгляд данный анализ необходим для трансформации программ, которые могут быть предложены в цифровом формате, разработке новых видов взаимодействия со студентами и управления учебным процессом, а также для расширения теоретических областей по изучению проблем, связанных со студенческой адаптацией. Источником для исследования послужили сайты ВУЗов РФ, а также статьи, где описаны результаты исследований по адаптации иностранных студентов. Был проанализирован опыт регионов по данной тематике за последние 5 лет, а также предпринята попытка адаптации описанного опыта к цифровому формату обучения.
В данной статье авторы анализируют характер корреляции академической успеваемости и уровня психической адаптации среди 17-летних подростков.
В результате проведенного исследования было установлено, что в пределах данной возрастной группы успешность академической успеваемости находится в прямой зависимости от динамики показателя уровня психической адаптации: чем выше был уровень психической адаптации у респондентов, тем лучшей оказывалась их академическая успеваемость. При этом замечено, что в течение всего периода проведения эксперимента показатели степени психической адаптации среди 17-летних испытуемых постепенно возрастали.
Более устойчивыми к дезадаптации оказались подростки с правополушарной латерализацией головного мозга. При этом средние показатели высокой успеваемости при правополушарной латерализации головного мозга оказались достоверно выше. Высокая успеваемость оказалась достоверно выше у подростков с хорошим исходным и стабильным уровнем психической адаптации, а также у подростков, уровень психической адаптации которых в течение периода исследования имел отчетливую тенденцию к росту.
В статье рассматривается сущность, содержание и подходы к определению относительно нового понятия в психологии «адаптивный интеллект». Авторы предлагают собственную версию его дефиниции, определяя адаптивный интеллект как способность, обеспечивающую качество решения нестандартных практических задач; мастерски проявляющуюся изобретательность (оцениваемую в позитивном плане как социально значимый продукт), в основе которых лежат находчивость, смекалка и умения. Данное исследование раскрывает проявление адаптивного интеллекта в житейской психологии, выявляет его взаимосвязь с образованием и воспитанием, описывает некоторые психологические инструменты формирования адаптивного интеллекта, а также очерчивает перспективы дальнейших исследований в этой области. Авторское видение проблематики сконцентрировано на контекстуальных различиях и наиболее эффективных способах формирования адаптивного интеллекта.
Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2022–2031 годы Десятилетием науки и технологий. Современные университеты – это крупные образовательные и исследовательские центры с особенной иерархией и бизнес-процессами. Вместе с тем, по результатам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за последние десятилетия количество молодых ученых неуклонно уменьшалось. Проведён анализ состояния студенческой науки, статуса молодого ученого и профессии учёного. С целью популяризации науки среди молодёжи и привлечения талантливых обучающихся к научно-исследовательской деятельности при кафедре педагогики, психологии и социальной работы на социально-гуманитарном факультете Бирского филиала Уфимского университета науки и технологий возрождается студенческая лаборатория психолого-педагогических и социологических исследований. Объектами исследований выступают образовательные организации, педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. В ходе сотрудничества со школьными психологическими и социальными службами проводится работа по профессиональной ориентации учащихся.
В статье актуализированы вопросы профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования: выявление психолого-педагогических рисков формирования профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования, формирование мотивации, степени вовлеченности в образовательный процесс обучающихся при использовании цифровых образовательных ресурсов. Поскольку психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения в условиях информатизации образования должна сопровождать школьников на всем периоде их обучения, то обучающихся необходимо мотивировать на протяжении всей учебной деятельности, быть наставниками в освоении профессий, помогать освоению новых современных специальностей лицам с ОВЗ для успешной их социализации в современном обществе. Каждый школьник выстаивает свою индивидуальную профессиональную траекторию выбора сферы будущей профессиональной деятельности, а учитель обязан определить возможные риски, связанные с качеством получения образования при использовании информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, выявить возможность и степень управления психолого-педагогическими рисками в формировании профессионального определения каждого обучающегося. Конечные результаты профессионального самоопределения связаны с удовлетворением интересов, потребностей самих обучающихся и с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики. Таким образом, созданные условия для профессионального самоопределения школьников в условиях информатизации образования помогут в полной мере обучающимся школ реализовать себя в новых профессиях цифрового будущего.
Содержание статьи раскрывает результаты эмпирического исследования влияния мыслительных процессов на формирование правосознания у сотрудников полиции. Авторы описывают особенности развития правосознания у сотрудников полиции с различным стажем службы. Так, у старших коллег выявлена взаимосвязь между правосознанием в профессионально-деловой сфере и общим словарным запасом, что приводит к успешному коммуницированию с коллегами и гражданами. Правосознание у молодых сотрудников находится в неустойчивом состоянии. Результаты анализа показателей развития мыслительных процессов и правосознания позволяют сделать допущение о недостаточном понимании с их стороны роли правового регулирования в различных аспектах служебной и повседневной деятельности. Полученные данные свидетельствуют о необходимости поиска психолого-педагогических подходов к развитию мыслительных процессов как значимого элемента в психологической структуре правосознания.
В статье была проведена оценка биотропных эффектов космической погоды на психоэмоциональные характеристики личности добровольцев проекта «Гелиомед 2», живущих на высоких широтах, в зависимости от уровня их тревожности как диспозиции. Показано, что у участников многоширотного мониторинга, имеющих психологическую чувствительность к изменению геогелиомагнитных факторов, выбор неконструктивных форм защитно-компенсаторного поведения был тем чаще, чем выше были показатели их личностной тревожности, причем особенно ярко эта тенденция проявлялась именно в данной группе; а у тех, кто подобной чувствительностью не обладал, описанная закономерность не была столь рельефной. Таким образом, представителям группы с психологической чувствительностью к влиянию факторов космической погоды целесообразно рекомендовать коррекцию выявленных у них изменений, направленную на снижение высокого уровня тревожности и повышение эффективности стресс-преодолевающего поведения.
В обзоре рассматриваются следующие вопросы. 1. Что такое математическая гипотеза Биля (Обобщенная Великая теорема Ферма) и почему ее доказательство следует проводить в рамках математической психологии. В этой части обзора указывается на необходимость более общей формулировки теоремы Ферма и выяснения ее математического смысла с помощью методов математической психологии из-за широкого общественного резонанса проблемы Ферма. 2. Диагностика доказательства гипотезы Биля с точки зрения высших психических функций человека и его сравнение с доказательством частного случая гипотезы Биля (изначальной теоремы Ферма). В этой части обзора подробно рассказывается о математическом доказательстве гипотезы Биля как диагностической процедуре определения истинности ее решения. 3. Проблема восприятия гипотезы Биля научной общественностью как проблема клинической психологии в период цивилизационных потрясений и кризиса культуры мышления. В этой части обзора на примере гипотезы Биля обсуждается настоятельная необходимость использования искусственного интеллекта для проверки человеческого решения математических и других проблем.
В статье представлена математическая модель прогноза суицидального поведения у офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации. Актуальность изучения различных аспектов военнослужащих, совершивших суицидальные попытки, обусловлена сохраняющейся остротой данной проблемы как среди населения страны, так и в Вооруженных силах Российской Федерации. Особую проблему составляет «заразительность» суицидальных действий, особенно выраженная в замкнутых коллективах, широкий общественный резонанс, который приобретает каждое самоубийство в войсках, придают особое значение исследованию суицидального поведения военнослужащих. Обследовано 65 офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации, 27 из них с суицидальным поведением, 38 – практически здоровые, без суицидального поведения. Клиническое обследование включало сбор анамнестических сведений: особенности раннего развития, наследственную отягощенность, особенности воспитания, характер социальной адаптации, аддиктивную предрасположенность, перенесенные заболевания и психотравмирующие события. Проводилось психодиагностическое обследование с целью уточнения различных психологических характеристик обследованных. При проведении дискриминантного анализа методом «вперед пошагово» получена модель прогноза суицидального поведения у офицеров и прапорщиков: Лямбда Уилкса: 0,10584 прибл. F (8,135)=142,57 p<0,0001, прогностическая способность 86,2%. Предикторами суицидального поведения военнослужащих офицерского состава являются сочетание показателей: анамнестических: суициды родных, побои родителей; психологических: ригидность аффекта, замкнутость, вспыльчивость, склонность к алкоголизации, суицидальность; социальных: наличие детей. Разработанную модель целесообразно использовать в медико-психологическом сопровождении офицеров и прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации.
Ситуация жизнеугрожающего заболевания является кризисной для семьи. Выход из неё сопряжен с формированием новых характеристик семьи как системного образования, одной из которых является состояние выученной беспомощности.
Исследования последних лет показывают, что не само по себе соматическое (физическое) страдание выступает фактором формирования выучено беспомощного состояния, а опыт проживания непреодолимых трудностей, к которым относится, к примеру, наблюдение за тяжелобольным близким человеком. Соответственно, не только сам пациент, имеющий в анамнезе тяжкий недуг, подвергается риску возникновения выученной беспомощности, но и члены его семьи.
В статье описаны результаты теоретического анализа феномена жизнеугрожающего заболевания как фактора риска возникновения состояния выученной беспомощности на уровне семейной системы. Приводится обзор эмоциональных (страх, агрессия, бессилие, чувство вины), функциональных (изменение баланса семейной системы), социальных и финансовых трудностей, с которыми сталкиваются семьи при постановке одному из членов диагноза жизнеугрожающего заболевания. Проведен анализ предпосылок возникновения состояния выученной беспомощности в контексте доминирующего типа отношения к болезни как у пациента, так и у членов его семьи. Описаны перспективы построения модели психологической помощи семьям, члены которых имеют признаки выученной беспомощности в силу присутствия в семейной системе пациента с жизнеугрожающим заболеванием.
На первом этапе клинико-психопатологическим методом обследовано 1112 пациентов, перенесших первый психотический эпизод. На втором этапе с учетом критериев включения/исключения сформирована группа в количестве 362 человека, перенесших первый галлюцинаторно-параноидный приступ в рамках шизофрении. На третьем этапе с помощью клинического обследования с использованием шкалы CDSS выделена группа пациентов в количестве 156 человек с постпсихотической депрессией (ППД). На заключительном этапе с учетом критерия наличие/отсутствие суицидальной попытки сформированы две исследовательские группы: 75 человек, совершивших суицидальную попытку в период ППД - основная группа (SD) и 81 пациент без признаков суицидального поведения с ППД - группа сравнения (NS). Обследование включало психопатологические шкалы и опросники с диагностикой копинга, психологической защиты, перфекционизма, самостигматизации. Установлены различия как в клинических проявлениях депрессии, так и в психологических механизмах ее формирования в зависимости от наличия/отсутствия суицидального поведения у больных с ППД. Клинически депрессия у пациентов с суцидальными попытками более выражена, что обусловлено субъективным усилением восприятия перенесенного психоза. Психологические факторы, несмотря на их количественно малую представленность по уровню статистической значимости, различны по всем изученным структурам психологической адаптации (СПА). Это свидетельствует о целостности СПА, как универсальной протективной системе больных. Установлено преобладание патопротективных механизмов психологической адаптации у больных с суицидальным поведением, что определяет их в качестве «мишеней» психологической коррекции и психопрофилактики.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "МАНУСКРИПТ"
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- Юр. адрес
- 344114, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул Боряна, д 20, кв 24
- ФИО
- Алагаева Джамиля Юсуповна (ДИРЕКТОР)
- Сайт
- https://naukavak.ru/