БЛАГО В СИСТЕМЕ БАЗОВЫХ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ (2024)

Благо было и остается непреходящим предметом человеческих желаний и в этом своем качестве составляет базовую категорию обществознания. Вплоть до промышленной революции и возникновения на ее основе развитой рыночной системы хозяйства, благо и его производные - благополучие, благодеяние и др. - рассматривались, в первую очередь, как морально-этические понятия, имеющие отношение к нормативной экономике. Акцент на материальной составляющей блага как ограниченного производственного ресурса и предмета потребления, а также форм собственности на исторически сложившиеся условия и факторы человеческой жизнедеятельности - заслуга классической политической экономии и неоклассики. Целью статьи является исследование двуединой природы блага как морально-этической и экономической категории; рассмотрение путей и способов ее институционализации в нормативной экономике и рыночной системе хозяйства. Объектом исследования выступают морально-этические характеристики блага, которые излагаются в соответствии с получившей мировую известность книгой Дж. Ролза «Теория справедливости», оставшейся малозамеченной в публикациях российских экономистов. Экономическое благо характеризуется с позиций позитивной экономической теории. Теоретико-методологическую базу исследования составляет концептуальный каркас экономической науки, сформированный с учетом современных достижений смежных отраслей обществознания (философии, социологии, правового регулирования хозяйственной деятельности). Применяются методы критической оценки и реинтерпретации первоисточников, исторических фактов и экономико-статистических данных. Основной вывод, полученный в результате проведенного исследования, состоит в том, что благо, рассмотренное в качестве морально-этической и экономической категории, выражает диалектику взаимосвязи естественно возникших условий и исторически сформировавшихся факторов общественной жизнедеятельности. Всеобщим условием является природа, или Земля (Land); особенным - технологические и морально-нравственные принципы и правила человеческого поведения; единичные условия специфицируются в форме ограниченных ресурсов (факторов), использование которых определяет общественный характер производства, обмена и потребления экономических услуг.

The article aims to explore the essence and attributes of “good” as a moral, ethical, and economic category, alongside methods for its institutionalization in normative and market economies. It pursues two main objectives: first, to delineate the moral and ethical dimensions of “good” as per J. Rawls’ seminal work “The Theory of Justice,” which has received limited attention among Russian economists; and second, to examine the economic aspects of “good” from the perspective of positive economic theory. The study employs a theoretical and methodological framework rooted in economic science, drawing from classical political economy and neoclassical perspectives, while integrating insights from philosophy, sociology, and legal regulations of economic activities. Methods of comparative analysis are applied, involving critical evaluations of primary sources, historical facts, and economic statistics. The study concludes that “good,” understood as a moral, ethical, and economic concept, reflects the dialectical interplay between natural conditions, historically shaped social factors, and individual resources (factors). These elements collectively influence the dynamics of production, exchange, and consumption in economic services.

Тип: Статья
Автор (ы): Дятел Евгений Петрович
Ключевые фразы: МОРАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО, ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФОРМ ПРИСВОЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСЛУГА, НОРМАТИВНАЯ И ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
330.101. Экономическая наука в целом. Проблематика экономической науки. Предмет и метод политической экономии
Префикс DOI
10.31063/AlterEconomics/2024.21-2.13
eLIBRARY ID
68006467
Текстовый фрагмент статьи