О МЕТОДИКЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОНТОНА-ЗАГЛУШКИ С НАБЕГАЮЩИМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ (2024)
Рассматривается задача глушения подводных аварийных скважин углеводородов методом установления заглушки с помощью робототехнического комплекса на основе якорно-тросовых движителей. Разработан проект экспериментальной установки, позволяющей определить усилие, действующее на заглушку в зависимости от ее расположения относительно скважины. Предложена аналитическая зависимость величин усилия от расстояния между заглушкой и скважиной и ее угловым положением относительно оси скважины. Описана методика проведения эксперимента и алгоритм обработки экспериментальных данных.
The problem of jamming underwater emergency wells of hydrocarbons by installing a plug using a robotic complex based on anchor-cable thrusters is considered. A design of an experimental installation has been developed to determine the force acting on the plug, depending on its location relative to the well. An analytical dependence of the force values on the distance between the plug and the well and its angular position relative to the axis of the well is proposed. The method of conducting the experiment and the algorithm for processing experimental data are described.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.35211/1990-5297-2024-9-292-67-70
- eLIBRARY ID
- 69277329
Одна из характерных тенденций в проблеме добычи нефтепродуктов состоит в разработке
подводных месторождений углеводородов. Одновременно возникает необходимость в разработке методов аварийного глушения скважин [1, 2]. Эта проблема решалась различными способами [3–5], в частности, методом установки заглушки на ее устье с помощью якорно-тросовых движителей [6]. Якорно-тросовые движители рассматривались при изучении движения роботов-понтонов с небольшой положительной плавучестью при перемещении по дну водоема [7–9]. Могут они применяться и для подтягивания понтона-заглушки к устью скважины [6]. Однако для корректного расчета мест установки якорей и их количества; усилий, развиваемых приводами изменения длины тросов; изучения устойчивости движущейся заглушки необходимо иметь статическую зависимость
усилия, действующего на заглушку со стороны струи углеводородов в зависимости от взаимного расположения устья скважины и заглушки, как твердого тела.
Описание лабораторной установки
Разработанная лабораторная установка включает в себя несколько объектов (рис. 1):
- емкость-водоем с плоскими боковыми поверхностями, заполненная водой. На одной
боковой поверхности нанесена координатная сетка; - маятник, состоящий из твердого тела в форме шара, имеющего возможность перекатываться по боковой поверхности емкости. Твердое тело маятника крепится на оси к тонкому стержню AB длиной l, другой конец которого закреплен шарнирно в точке O, на борту емкости;
- шланг, из которого вертикально вверх извергается жидкость. Давление жидкости создается насосом.
Список литературы
-
Журавель, В. И. Аварийность на морских скважинах. Современное состояние количественной оценки рисков возможных выбросов / В. И. Журавель, И. В. Журавель // Oil and Gas Journal Russia. - 2013. - № 12.
-
Марков, О. В. Подводное противовыбросовое оборудование и особенности управления скважиной на море: Учебное пособие / О. И. Марков, В. М. Подгорнов, В. И. Исаев. - М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2009. - 94 с.
-
Большой справочник инженера нефтегазодобычи. Бурение и заканчивание скважин: пер. с англ. / под ред. У. Лайонза, Г. Плизга. - СПБ.: Профессия, 2009. - 628 с.
-
Басарыгин, Ю. М. Заканчивание скважин: учеб. пособие / Ю. М. Басарыгин. - М.: Недра, 2000. - 670 с.
-
Калинин, А. Г. Бурение нефтяных и газовых скважин: Учебник / А. Г. Калинин. - М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2008. - 848 с.
-
Управление движением подводного мобильного робота с якорно-тросовыми движителями / Е. С. Брискин, Н. Г. Шаронов, В. А. Серов, И. С. Пеньшин // Робототехника и техническая кибернетика. - 2018. - № 2(19). - С. 39-45.
-
Определение усилий в движителях якорно-тросового типа / Е. С. Брискин, И. С. Пеньшин, Л. Д. Смирная, Н. Г. Шаронов // Известия ВолгГТУ: научный журнал № 14 (209) / ВолгГТУ. - Волгоград, 2017. - С. 87-90.
-
Пеньшин, И. С. Об управлении роботов-понтонов с якорно-тросовыми движителями / И. С. Пеньшин, Е. С. Брискин // XVI Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023): Материалы мультиконференции: в 4 т. Волгоград, 11-15 сентября 2023 года / редкол.: И. А. Каляев, В. Г. Пешехонов, С. Ю. Желтов [и др.]. Т. 1. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. - С. 201-203.
-
Гулевский, В. В. Управление ориентацией гусеничной цепи мобильных роботов с якорно-тросово-гусеничными движителями / В. В. Гулевский, Е. С. Брискин // XVI Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023): Материалы мультиконференции: в 4 т. Волгоград, 11-15 сентября 2023 года / редкол.: И. А. Каляев, В. Г. Пешехонов, С. Ю. Желтов [и др.]. Т. 1. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2023. - С. 145-148.
-
Пановко, Я. Г. Основы прикладной теории колебаний удара / Я. Г. Пановко. - Ленинград: Машиностроение, 1976. - 320 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются конструктивные особенности, принцип движения и система управления лабораторной установки «автономный мобильный робот». Движение робота по расположенной горизонтально или под углом направляющей осуществляется за счет согласованного системой управления перемещения линейного привода относительно двух опорных втулок, периодически фиксируемых на направляющей.
В статье представлена математическая модель динамики движений манипулятора параллельно-последовательной структуры с дополнительной пассивной связью, сформированная с помощью уравнений Лагранжа 2-го рода. Расчетная схема манипулятора представляет электромеханическую систему с четырьмя степенями свободы и состоит из четырех твердых тел, совершающих вращательные движения вокруг неподвижной оси, плоскопараллельное и пространственное движения. Приводятся результаты решения первой задачи динамики: определяются управляющие силы, необходимые для выполнения программных перемещений звеньев манипулятора.
Задача инкрементальной формовки рассматривается как задача создания в материале заготовки локальных напряжений, соответствующих пределу текучести для этого материала, и последующему перемещению инструмента, обеспечивающему деформацию материала в требуемом направлении. В статье описывается моделирование напряжений, возникающих при односторонней и двухсторонней инкрементальной формовке. Компьютерная модель включает в себя заготовку и один или два стержня. Стержни в процессе моделирования перемещаются вдоль своих осей, создавая давление на материал заготовки, а также по траектории, которая обеспечивает придание заготовке нужной формы. Расчет напряжений и деформаций выполнялся на основе метода конечных элементов. Показано уменьшение необходимого перемещения инструмента и уменьшение зоны пластической деформации по сравнению с односторонней формовкой. Оба этих фактора способствуют улучшению точности формируемой детали.
Предложен новый подход к оптимальному управлению многосекционной дождевальной машиной кругового действия при обработке полей некруглой формы. Составлена система дифференциальных уравнений для нахождения оптимального пути подвижных опор дождевальных машин кругового действия.
Разработан алгоритм классификации и слежения за объектом. Алгоритм основан на использовании нейронной сети YOLOv5 для высокоточной классификации объектов в реальном времени. Разработана программная реализация алгоритма на базе языка программирования Python и библиотеки OpenCV. В ходе исследования была проведена отладка программы и оптимизация ее работы для повышения производительности и точности системы. Оценка технического решения показала, что разработанная система значительно улучшает точность и скорость обработки данных на конвейерной линии, а также обеспечивает адаптивность к изменениям в производственном процессе.
Проведен обзор машин и роботов для удаления сорняков в рядках. Разработана конструкция автоматизированного культиватора. Обоснованы конструктивные размеры культиватора. Описана система управления автоматизированным блоком.
Рассматривается задача обоснования наличия горизонтального участка направляющих трассы подводной роботизированной транспортной системы, а также оценка его протяженности. Движение системы обеспечивается изменением плавучести вследствие циклического наполнения и сброса сжатого воздуха из понтонов, при этом скорость системы может снижаться вплоть до нулевых значений. При включении в трассу горизонтальных участков и использовании сразу нескольких понтонных робототехнических платформ, соединенных жесткой кинематической связью, возможно добиться плавного безостановочного и безрывкового перемещения платформ по направляющим.
В статье проводится критическая оценка и обобщение современных методов планирования траекторий, разработанных для шагающих роботов. Сравниваются методы, основанные на оптимизации (в том числе смешанно-целочисленной); нейронных сетях; графах; вариационном исчислении и случайной выборке.
В работе исследуется возможность реализации алгоритмов адаптивного движения для роботизированной платформы-понтона с якорно-тросовым движителем путем использования математической модели и нейросетевых технологий.
Рассматриваются кинематические параметры движения четырехногого робота-собаки на основе адаптивного генератора походок. Анализируются возможности адаптивного генератора походок (кинематического планировщика) для реализации движения робота в различных направлениях, в повороте и изменении положения корпуса. Решается обратная задача, с определением программных перемещений приводов в шагающих движителях. Адаптивный генератор может быть использован в системах управления роботом-собакой для синтеза заданного программного движения корпуса робота.
В работе описано применение метода оптимального управления электроприводами для реконфигурируемых устройств различного назначения. Представлено решение частного случая управления малогабаритным адаптивным захватным устройством в заданное время.
Перенос грузов с помощью тросовых устройств широко распространен во многих отраслях - строительной, складской, транспортно-логистической и тому подобных. Перспективным направлением является использование нескольких приводов для перемещения тела по определенной заданной траектории. В работе рассматривается один из примеров группового управления тросовыми движителями при плоском перемещении объекта.
Издательство
- Издательство
- ВолгГТУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- Юр. адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- ФИО
- Навроцкий Александр Валентинович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@vstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2248115
- Сайт
- https://vstu.ru