В статье в компаративистском ключе рассматриваются локальные коммеморативные практики о присоединении Сибири к Русскому государству. Для анализа были взяты материалы личного происхождения местных историков, краеведов, журналистов, педагогов, фольклорные материалы, материалы СМИ разных лет, краеведческие и учебные пособия трех регионов, имеющих различное отношение к описываемым процессам: Перми, где располагались основные Строгановские вотчины и откуда начался поход дружины Ермака; Тюмени и Тобольска, откуда началась «официальная» колонизация Сибири силами регулярного войска; Красноярска — точки отсчета для колонизации Восточной Сибири. На основании анализа локальных материалов делаются выводы о наличии в каждом из регионов имперских коммеморативных практик, характеризующих присоединение Сибири как цивилизационный акт, имеющий прогрессивное значение для аборигенов, и колонизаторов как благородных носителей государственной идеи, «самых лучших русских». Кроме имперского, в региональных дискурсах исторической памяти отмечаются отдельные специфические мотивы: особая роль Строгановых (Пермь), стратегия и тактика военных действий (Тюмень и Тобольск), Енисей как истинная цель «сибирского взятия» (Красноярск). В целом основой локальных практик коммеморации является лубочный патриотический романтизм, отсутствие преемственности локального от общеимперского и претензия на ключевое значение региона в национальной истории
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Осмысление присоединения Сибири к Русскому государству в локальных коммеморативных практиках началось почти сразу после окончания активной фазы событий: первые редакции текстов, которые затем станут известны как «Сибирские летописи», появляются уже в 1620-е гг. Этот процесс, перекочевав на страницы краеведческих изданий, периодики и проблематизирующих локальные события академических изданий, продолжается вплоть до наших дней. Присоединение Сибири оказалось настолько многомерным явлением, что его осмысление стало актуальным для новых и новых поколений. Богатую почву для интерпретаций, кроме прочего, давал и дает дефицит источниковой базы — начиная с описания похода Ермака летописцы, дипломаты, краеведы и ученые пользуются подчас полулегендарными и слабо доказуемыми фактами и конструкциями [Чернышов, 2021]
Список литературы
1. Анисимов К.В. Поэтика литературы Сибири 10-30-х годов XIX-го столетия (особенности становления региональной литературной традиции). Томск: изд-во Том. ун-та, 2004. 100 с. EDN: QQYDZP
2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014. 328 с.
3. Баньковский Л. В. Пермистика. Пермь, 1991. 109 с.
4. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Электро-типография Губернского земства, 1913. 255 с.
5. Волков Т. Ермак и пустота // Вслух о главном. 2019. 16 мая. С. 13.
6. Голодников К. М. Тобольск и его окрестности. Тобольск, 1887. 139 с.
7. Государственный архив Красноярского края, Ф. 1380. Оп. 1. Д. 45.
8. Государственный архив Красноярского края. Ф. 795. Оп.1. Д. 64.
9. Государственный архив Пермского края. Ф. 321. Оп. 1. Д. 53.
10. Государственный архив Пермского края. Ф. 672. Оп. 1. Д. 11.
11. Государственный архив Пермского края. Ф. 672. Оп. 1. Д. 19.
12. Евсиков В. Тюмень казачья. Тюмень, 2019. 200 с.
13. Енисейский альманах на 1828 год. Красноярск: Поликор, 2008. 112 с.
14. Загорский В. Из быта и нравов Сибири XVIII века // Сибирский архив. 1912. №6. С. 449-464.
15. Зинченко Н.Н. Золотая баба и сибирский поход Ермака // “Мира не узнаешь, не зная края своего”. Материалы 6-х краеведческих чтений. 22-25 апреля 2002 года. Нижневартовск, 2002. С. 4-9.
16. Знаменский М.С. Искер. Тобольск: Типография Тобольского губернского правления, 1891. 17 с.
17. Знаменский М.С. Исторические окрестности города Тобольска: Сочинения. Тюмень: СофтДизайн, 1997. 384 с.
18. Исламова Д. Развитие краеведения и музейного дела в Тобольской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 468 с.
19. Каркишко Г.Ф. Они были первыми: поэмы. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2019. 80 с.
20. Крекнина Л.И. Тема Ермака в культурном сознании 20-30-х годов XIX века: Н.М. Карамзин, К.Ф. Рылеев, А.С. Хомяков // Роль русского культурного пространства в становлении российской государственности в Сибири: Тезисы докладов и сообщений межрегион. научно-практической конференции. 3-5 февраля 1994 г. Тюмень, 1994. С. 126-130.
21. Кушнир Г. Первый среди равных // Град Тобольск. 2008. №8 (24). С. 28-29.
22. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 1594 - 1893 год. Красноярск: СФУ, 2016. 850 с.
23. Легендарный Ермак Тимофеевич. Краеведческое пособие. Кунгурский район: МБУК “Межпоселенческая центральная библиотека Кунгурского муниципального района, 2016. 28 с.
24. Мосунова Т.Г., Полозкова Ю.А. “Строгановы в судьбе России” как вариант элективного курса в историческом цикле школ и вузов // История и культура провинициальных городов Пермского Прикамья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Березники, 1995. С. 27-28.
25. Панишев Е.А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Югра. 2007. №3. С. 228-230.
26. Пестов И.В. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. Москва: Унив. тип, 1833. 298 с.
27. Пинаев А. Старый посад. Пермь, 2002. 124 с.
28. Потапов И.Ф. Енисейская губерния. История в документах и фотографиях. Красноярск: “Офсет”, 2008. 416 с.
29. Региональная история: подходы к содержанию программы, метапредметные задачи: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2019. 124 с.
30. Ремнев А.В. “Сибирский народ”: колониальный и региональный контексты несостоявшегося интеллектуального проекта XIX века // Азиатская Россия: миграции, регионы и регионализм в исторической динамике: cборник научных статей. Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2010. С. 46-55.
31. Рихтер О.Б. Сказание о Ермаке: исторический роман в двух книгах. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. 432 с.
32. Сибирь: коллекция представлений. Красноярск: ИД “Класс Плюс”, 2018. 344 с.
33. Солодова Т.И. В назидание потомству. 22 российских деятеля, памятных для Сибири. Тюмень: Издательство Истина, 2018. 464 с.
34. Спасский Г.И. Летопись Сибирская. Репринтное издание 1821 г. СПб.: Альфарет, 2009. 104 с.
35. Степанов А.П. Енисейская губерния. Красноярск: РАСТР, 2017. 268 с.
36. Стоял Ермак, объятый думой // Тюменская правда. 2010. №167 (18343). С. 13.
37. Тупицын С. Ермак - легенда и реальность // Мы - земляки. 2009. № 3. С. 20-23.
38. Урушадзе А.Т. Что такое Россия? Разнообразие как способ описания Российской империи // Новое прошлое. 2019. №2. С. 8-18. EDN: JGNCGE
39. Чернышов С.А. “Ермак - это сама Россия”: образы покорения Сибири как универсальные константы исторической памяти // Вопросы истории Сибири: сб. науч. ст. Вып. 17. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. С. 149-154. EDN: PDSARP
40. Ширинкин П.С. Строгановы на Урале как кристаллизация Русского пассионарного вектора// Русский мир. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции “Русская культура в цивилизационном измерении”. Пермь, 11 июня 2008 года. Пермь, 2008. С. 256-264.
41. Щербаков А. Все перемелит Сибирская мельница // Край большого будущего. История, действительность, перспектива. Материалы конференции. Красноярск, 2004. С. 118-120.
42. Эйриян Т.Г. Строгановы и Прикамье (заметки краеведа) // Строгановское историческое собрание. Материалы конференции историков и краеведов Пермского края. Пермь, 16 июня 2006 года. Пермь: Прикамский социальный институт, 2006. С. 88-95.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется книга известных специалистов по истории казачества А. П. Скорика и И. М. Фединой «Кубанские курени и станицы. Повседневный поселенческий уклад кубанских казаков и исторические формы поселений на Кубани в конце XVIII–первой трети ХХ веков», опубликованная в Новочеркасске в 2022 г. Монография представляет сбой объемный труд в 1336 страниц, представляющий собой энциклопедию кубанской станицы и «кубанской жизни» как явления. Авторами выдвигается историко-пространственная концепция «казачий мир Кубани». Ключевым звеном научного поиска, выявляющего пути заселения, освоения и развития территории нынешнего Краснодарского края, является история формирования казачьих поселений на Кубани. Автор статьи вписывает новый труд в уже имеющуюся богатую историографию Кубани периода империи
В статье анализируется работа французского историка грузинского происхождения Георгия Мамулиа «Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса», вышедшая в Тбилиси в 2022 г. Г. Мамулиа предпринял попытку комплексного изучения донесений французских консулов в Тифлисе о событиях, разворачивавшихся на Северном Кавказе во второй четверти XIX в. В работе опубликовано 128 документов за период с 1839 по 1859 гг., приведенных как в полном объеме, так и в извлечениях. Материалы извлечены из фондов Архива Министерства иностранных дел Франции. Составителем проведена работа по выявлению документов и их переводу на русский язык, составлению заголовков и комментариев. Авторы рецензии останавливаются на несомненных достоинствах издания, а также на отдельных недочетах
В начале 1860-х гг. на Северном Кавказе большую популярность приобрело движение «зикристов». Его идейным вдохновителем был чеченец по имени Кунта-Хаджи Кишиев. Статья представляет собой публикацию отношения кавказского наместника великого князя Михаила Николаевича к военному министру Дмитрию Милютину. Документ датируется 1864 г. и подготовлен в связи с подавлением деятельности сторонников Кунта-Хаджи в Чечне. Автор документа кратко излагает историю появления сторонников «зикристов» на Кавказе и распространения этого учения в регионе. Описываются попытки Кунта-Хаджи ввести строгую организацию среди своих последователей. Подробно рассказывается о столкновениях января 1864 г. между «зикристами» и российскими военными, последовавшими за арестом и высылкой Кунта-Хаджи. В заключении высказывается мнение о необходимости более энергичного приведения Чечни и ее населения в покорность.
Статья представляет собой публикацию послужного списка российского военного и государственного деятеля князя П. Д. Цицианова, с именем которого связан начальный этап присоединения Кавказа к Российской империи. Уточнения биографии князя, отличные от информации из печатных изданий, как дореволюционных, так и современных, идут до сих пор, что демонстрирует важность использования послужного списка Цицианова и необходимость его скорейшего введения в научный оборот. Послужной список позволяет вычистить биографию князя от лакун и неточностей вплоть до его гибели у стен Баку в 1806 г. Этот документ раскрывает подробности гибели Цицианова, подтверждает существующую версию о вероломстве Гуссейн Кули-хана и его окружения, которые действовали в интересах персидского шаха
В статье рассматривается советский опыт интеграции Северного Кавказа в общегосударственное социокультурное и политико-экономическое пространство. Выделены основные направления и механизмы вовлечения региона в советский проект на начальном этапе его реализации в 1920–1930-е гг. Отмечается, что советская модель модернизации Северного Кавказа основывалась на принципах прогрессизма и стадиального развития общества, одним из важнейших факторов которого было национально-государственное строительство. Особое внимание в статье уделяется формированию модели управления Северным Кавказом. Подчеркивается, что советские управленческие практики в 1920–1930-е гг. были обусловлены переходом от имперских к новым советским механизмам интеграции региона. Значительную роль в этих процессах играли выдающиеся личности — политики, ученые, в том числе местные уроженцы. Доказывается, что логика интеграции Северного Кавказа, его политического, социального и административного развития в советский период во многом определялась необратимостью масштабных изменений горских сообществ, вызванных революционными событиями и их последствиями. Огромное значение в рамках процессов интеграции имело формирование единого научно-образовательного пространства, которое стало локомотивом развития всего Северного Кавказа в советский период
В статье рассматриваются особенности интеграционных процессов на Северном Кавказе. Анализируется специфика взаимодействия народов региона с российской властью. Показано влияние империи на процесс консолидации местных сообществ. Выясняются причины, затруднявшие трансформацию региона в соответствии с общегосударственными правилами межэтнического сосуществования. Демонстрируется преемственность задач, решаемых властями как в дореволюционный, так и в советский и постсоветский периоды. В значительной степени модернизация региона была инициирована государством, создававшим условия по выходу из состояния локальной обособленности. Существенную роль в этом процессе играло и играет русское население. Обеспечивая условия для сохранения народов Северного Кавказа в социокультурном, политическом и экономическом поле российской державности, власти готовы нести серьезные издержки, не только финансово подпитывая местную субъектность, но и предоставляя ей существенную автономию. Интеграционные усилия России заслужили неоднозначную оценку в исторической памяти народов региона, что используется в современной политической практике, в том числе в выстраиваемом диалоге с федеральным центром.
В статье рассматриваются интеграционные и модернизационные процессы на Кавказе в период вхождения региона в политическое, административноправовое, экономическое и социокультурное пространство Российской империи в середине XIX в., альтернативные подходы российской администрации к преобразованиям в Кавказском крае в условиях Кавказской войны, поиск оптимальной модели административного управления регионом в период учреждения Кавказского наместничества в 1844–1846 гг. Анализируется распространение ряда имперских практик и технологий управления, норм социального контроля и культурных стандартов в годы наместничества в Кавказском крае князя М. С. Воронцова, являвшегося представителем тех немногих успешных российских администраторов, которые стремились убеждать народы Кавказа, опирались на мирные и созидательные практики взаимодействия русского и кавказского миров, распространяли новые ценности и жизненные устои при сохранении и поддержании социальных практик традиционных горских обществ, предлагали народам Кавказа новые социально-культурные смыслы и открывали возможности дальнейшего совместного существования народов в составе империи.
Отвечая на вопросы дискуссии о преобразователях Северного Кавказа под властью Российской империи и СССР, я предлагаю взглянуть на проблему его внутренней интеграции сквозь материалы, собранные мной с конца ХХ в. in situ в Дагестане, одной из важнейших исторических областей, образующих регион. Цель работы — установить вклад в создание единого северокавказского социального, правового и культурного пространства, с одной стороны, местных акторов и исторических лиц, включая противников российской власти, а с другой — их имперских и советских партнеров, причастных к управлению Кавказским краем. Новизна подхода заключается в сравнительном диахронном анализе практик управления и получения знания о регионе, осуществления в нем долговременных преобразований, а также их отражения в коллективной исторической памяти в историческом контексте деколонизации. Статья опирается на свидетельства широкого круга первоисточников конца XVIII–ХХ в., часть из которых вводится в научный оборот. Их сопоставление подводит к выводу о том, что Северный Кавказ как регион — относительно новая конструкция. Дагестан и другие его исторические области вроде Черкесии впервые обрели внутреннее единство и четкие границы на внутреннем пограничье России за полтора-два последних столетия. Их имперское и советское прошлое продолжает служить объектом культурной памяти региона
В статье анализируется недостаточно осмысленный отечественной англистикой роман одного из ведущих представителей английского модернизма в новом для исследований творчества Дэвида Герберта Лоуренса аспекте своеобразного как для самого писателя, так и английского романа 1920-х гг. воплощения нравственных исканий героя, нарочито отъединяющего себя от привычного мира, активно утверждающего свою инаковость («друговость»), ищущего свою новую ипостась в условиях духовного кризиса британских интеллектуалов после Первой мировой войны, которую писатель трактовал как катастрофу, лишившую человечество достойного будущего и доказавшую, в какой идеологический и нравственный тупик оно зашло. В этом отношении роман представляет собою оригинальную модификацию повествования о «потерянном поколении». В статье демонстрируется особое место романа в творчестве писателя, характер и суть его художественного эксперимента на уровне сюжета, системы персонажей, повествования, жанровой модели. При этом исследовательской доминантой становится роль сюжетно-характерологического мотива странничества героя, приводящего его к новому, полнее всего отвечающему его природе пониманию смысла жизни. В статье демонстрируется, насколько и как сюжетное движение героя подчинено лоуренсовской философии новой сущности бытия человека, сложившейся у писателя в результате напряженных болезненных размышлений во время и сразу после войны. Статья демонстрирует, что странничество героя этого романа нельзя назвать эскейпизмом, поскольку герой ищет другой смысл сущего в наличном мире, и Лоуренс усиливает этот момент, в конце романа подводя героя к осознанию новой парадигмы жизни именно в этом мире — добровольное подчинение воле мудрого и справедливого Другого. В этом романе Лоуренс только обозначает эту парадигму, в романах «Кенгуру» и «Пернатый змей» художественно основательно исследуя ее
Статья посвящена проблеме репрезентации национального мифа в валлийских исторических нарративах. В ходе исследования были проанализированы средневековые хроники и труды антиквариев с целью выявления истоков формирования образа Гвенллиан (ум. 1136 г.) как национальной героини Уэльса. Гвенллиан, «вторая Пентеселея», погибла, сражаясь с англо-нормандскими захватчиками, защищая свою страну и свой народ. Исторических свидетельств о принцессе до нас дошло крайне мало. Она, казалось, была обречена на безвестность, однако стала национальной героиней благодаря единственному упоминанию, сделанному спустя полвека после ее смерти Гиральдом Камбрийским. В его «Путешествии по Уэльсу» содержится рассказ о битве при Кидвелли, в которой Гвенллиан, возглавившая валлийские войска, потерпела поражение и была казнена победителем — нормандским лордом Морисом де Лондресом. Миф о ее подвиге сложился намного позднее событий, последовавших за ее смертью. Всплеск интереса к истории, рассказанной Гиральдом Камбрийским, приходится на период национального возрождения Уэльса. Романтический образ принцессы, укоренившийся в современной популярной культуре, был создан Т. Дж. Лливелином Причардом в труде «Героини валлийской истории»
Статья посвящена истории «студенческого вопроса» в Киевском университете периода реформ 60–70-х гг. XIX в. Автор привлекает архивные и опубликованные источники, а также исследовательскую литературу. Основополагающими для данной статьи стали публикации газеты «Киевлянин» — одного из ведущих периодических изданий этого времени в Юго-Западном крае (Киевская, Волынская и Подольская губернии). Либерализация университетской политики в конце 50-х– начале 60-х гг. XIX в. оказала непосредственное воздействие на учащуюся молодежь, в том числе и в Киевском университете. Начало волнений студентов-киевлян во многом было вызвано крайней нуждой. Столовые, кассы и т. д. играли особую роль в жизни студентов. Поэтому любые попытки правительственной власти запретить объединения лишь усиливали недовольство учащихся. О важности проблемы студенческой бедности неоднократно сообщалось в «Киевлянине». Выразителем мнения редакции киевской газеты стал ректор Киевского университета Н. Х. Бунге. Отстаивая важность студенческих сообществ, Бунге также признавал необходимым установление связи между студентами, университетом и обществом. Однако настороженность власти к студенческим объединениям не позволяла понять наиболее значимую причину волнений — бедность, а нежелание кардинально решить эту проблему обернулось чередой беспорядков
Безвременно ушедший в 2020 г. доцент ИИМО ЮФУ Вячеслав Сергеевич Савчук был известным историком-германистом и исследователем истории исторической науки. В центре его внимания была проблематика славяно-германских связей в Средние века и историографии этих связей. Особый интерес он проявлял к положению германской медиевистики в период Второй мировой войны и в послевоенный период, когда со всей остротой встал вопрос о деятельности историка во время гитлеровского режима. Он отмечал, что некоторые из историков активно сотрудничали с нацистами, а другие, не вступая в партию, не прекращали работу в научных учреждениях. Он подчеркивал, что после падения режима они вынуждены были оправдываться и заявлять: «Такое было время». Такой вопрос с неизбежностью встанет в близкой перспективе перед современными отечественными историками. Вместе с тем В. С. Савчук уделял внимание и положению в советской исторической науке. Он обращал внимание на стремление целого ряда российских историков после падения коммунистического режима приспособиться к постоянно изменявшейся ситуации в государстве. В. C. Савчук ставил вопрос о специфике исторической памяти историков и возможности при опоре на нее осуществить переход от конфронтации к диалогу культур
В статье рассматривается вопрос о незаконном перемещении части документов высших государственных учреждений Кавказского и Сибирского комитетов при передаче их из канцелярии и архива Кавказского комитета в архив Комитета министров в 1882 г., после упразднения Кавказского наместничества и Кавказского комитета, в частное пользование. Основная часть архива Кавказского и Сибирского комитетов хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА. Ф. 1284 и 1265 — Первый и Второй Сибирский комитет. Ф. 1268 — Кавказский комитет).
Владельцем значительного собрания официальных документов, среди которых десятую часть составляют автографы, стал высокопоставленный чиновник — управляющий делами Кавказского комитета, д. т. с. К. Ф. Островидов, злоупотребивший своим положением для того, чтобы иметь под рукой коллекцию документов по истории деятельности Сибирского и Кавказского комитетов. О намерениях Островидова в отношении этого собрания, состоящего без малого из 5000 листов, можно строить разные предположения, так как оно, пролежав у него 14 лет, так и не было им использовано, а после смерти Островидова в 1896 г. эти документы были переданы его племянником П. Д. Элпидовым на хранение в Императорскую публичную библиотеку в 1898 г. и хранятся там в фонде под его именем
Статья посвящена исследованию особенностей реализации исторической политики, как разновидности символической политики, в социокультурном пространстве российского пограничного города, на примере г. Астрахани. Астрахань представляет собой старую контактную культурную зону, где в течение длительного времени взаимодействовали представители разных этносов, конфессий и культур, в итоге сформировавшие неповторимый городской «ландшафт памяти». В статье на материалах полевых исследований изучены стратегии исторической политики Грузии, Армении и Азербайджана. В итоге удалось установить, что характер и направленность этих стратегий во многом заранее была предопределена содержанием астраханского «ландшафта памяти», точнее тех его частей, которые имели отношение к истории Грузии, Армении и Азербайджана
В статье исследуются вопросы реализации «советского проекта» на Северном Кавказе в 1920–1930-е гг. Анализ литературы позволил прийти к выводу, что данная проблематика, несмотря на очевидную актуальность, по-прежнему исследована недостаточно полно. Между тем, от взаимодействия федерального Центра и регионов зависит правильность принимаемых решений и их успешная реализация. Исходя из этого, целью статьи является анализ историографической ситуации вокруг истории рецепции «советского проекта» на территории северокавказских субъектов в межвоенный период.
Разнообразие толкований как термина «советский проект», так и механизмов его претворения не позволяет сложиться единой концепции, что, в конечном счете, вносит диссонанс в исследование проблемы. Данная статья носит постановочный характер, т. к. предполагается изучить основные тенденции в исторической науке, связанные с модернизацией, как более общей проблемы советской социальноэкономической и культурной жизни 1920–1930-х гг. Анализ литературы и архивных источников позволил прийти к выводу, что интеграция региона в социокультурное пространство страны дало определенные положительные результаты. Однако искусственное уравнивание этносов, стоявших на разных ступенях общественной жизни, привело к просчетам в проводившихся преобразованиях, а, следовательно, краху многих начинаний, часто идущих в разрез с традиционными формами жизни горского аула, что вызывало напряжение между населением и властью
В статье дается оценка региональной интеграции народов Центрального Кавказа на основе анализа делопроизводственной практики Кабардинского временного суда в 1822–1858 гг. В ходе исследования документы суда разделены на 3 группы, в зависимости от характера его внешней коммуникации и потребностей внутреннего управления: 1) документы, обеспечивавшие взаимодействие с вышестоящим начальством (предписания, отзывы, приказы, рапорты); 2) документы, обеспечивавшие взаимодействие с другими учреждениями в рамках своей подведомственности (отношения); 3) документы по управлению собственной деятельностью (книги и журналы, журнальные записи, журнальные постановления, реестры словесных жалоб, прошения и жалобы от населения, подписки, расписки, свидетельства, акты медицинских освидетельствований, объяснения, ведомости и т. п.). Приводится анализ информативного потенциала каждой из перечисленных групп документов для исследования социально-политической и экономической истории кабардинцев, балкарцев и соседних с ними народов во второй четверти XIX в. Делается вывод, что делопроизводственная документация суда обладает значительным эвристическим потенциалом для исследования особенностей инкорпорации кабардинцев и балкарцев в политико-правовое пространство Российской империи и характера трансформации их внутренних интеграционных связей в 1822–1858 гг
Армия дореволюционной России являлась эффективным социальным лифтом, позволявшим получать права дворянства и занимать высокое положение в обществе представителям непривилегированных сословий. Практика участия офицеров и генералов в гражданской администрации усиливала значение карьеры в армии. Участие в боевых действиях сказалось на положении армян на Кавказе и в целом в империи (преодоление армянофобии, возрождение воинских традиций, выслуга дворянского статуса, укрепление позиций в администрации).
В статье рассматривается роль и значение неформальных отношений и связей в системе управления южной окраиной Российской империи в 1845–1881 гг. Основное внимание уделяется неформальным структурам, которые возникали вокруг кавказских наместников в этот период. Уже первый кавказский наместник М. С. Воронцов создал патронажную сеть, которая состояла из военных, чиновников гражданской администрации, а также представителей региональных элит. Важное место в системе управления регионом занимал Кавказский комитет и управляющий его делами В. П. Бутков. Этот талантливый чиновник выступал на стороне наместников (М. С. Воронцова и А. И. Барятинского) в противостоянии с министрами. Значение Кавказского комитета значительно снизилось в наместничество великого князя Михаила Николаевича. В этот период административное значение в регионе получает придворная контора великого князя, а адъютанты великого князя делают быструю карьеру благодаря высокому неформальному покровительству. В основе статьи разнообразные исторические свидетельства: официальная и неофициальная переписка кавказских наместников и их ближайших сотрудников, делопроизводственная документация Кавказского комитета, комплекс документов придворной конторы великого князя Михаила Николаевича, мемуарная литература, которая используется как вспомогательный источник, что объясняется ее очевидной субъективностью
Издательство
- Издательство
- ЮФУ
- Регион
- Россия, Ростов-на-Дону
- Почтовый адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- Юр. адрес
- 344006, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
- ФИО
- Боровская Марина Александровна (Ректор)
- E-mail адрес
- rectorat@sfedu.ru
- Контактный телефон
- +7 (863) 3051990
- Сайт
- https://sfedu.ru