В статье рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке грузовых перевозок при создании конкурентных преимуществ. Учитывая, что для реализации грузовых перевозок используется дорогостоящий подвижной состав - локомотивный парк, необходимо выявить все риски, связанные с производством и надежностью в его эксплуатации, для оптимального управления затратами на реализацию перевозочного процесса для целей повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Проблема повышения конкурентоспособности на рынке грузовых перевозок является одной из важнейших для железнодорожного транспорта, несмотря на то, что на его долю приходится 83% выполняемого грузооборота.
Список литературы
1. Жаков В. В. Управление конкурентоспособностью транспортных компаний // Экономика железных дорог. 2022. № 12. С. 62-71. EDN: CWHAXJ
2. Галабурда В. Г. Методы оценки качества транспортного обслуживания // Бюллетень транспортной информации. 2023. № 6. С. 44-51.
3. Соколов Ю. И. Экономические отношения субъектов транспортного рынка при повышении качества транспортных процессов // Отраслевая экономика. 2021. № 5. С. 61-72.
4. Шкурина Л. В., Маскаева Е. А., Алферова А. А. Экономическое управление конкурентоспособностью железных дорог: монография / Российская академия наук, ВИНИТИ РАН. Москва: ВИНИТИ РАН, 2018. 221 с.
5. Кривцов В. Н., Шкурина Л. В., Грибуст А. Ю. Развитие прочих видов деятельности как условие проектирования конкурентных преимуществ транспортной компании // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7. С. 660-665. EDN: OSNEHX
6. Кривцов В. Н., Шкурина Л. В. Системный анализ факторов риска нарушения качества транспортной продукции и транспортных условий для грузовладельцев // Транспортное дело России. 2021. № 2. С. 111-115. EDN: OWJEOY
7. Терёшина Н. П., Резер А. В. Конкурентоспособность интегрированных транспортно-логистических систем. Москва: ВИНИТИ РАН, 2015. 268 с.
8. Терешина Н. П., Галабурда В. Г., Соколов Ю. И., Толкачева М. М. Управление качеством транспортного обслуживания грузовладельцев: монография. Москва: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, 2014. 146 с. EDN: XHNUDX
9. Шкурина Л. В., Маскаева Е. А. Современные подходы к оценке конкурентоспособности транспортно-логистической компании на рынке перевозок // Наука и техника транспорта. 2017. № 4. С. 50-54. EDN: YLFMYU
10. Радионова В. А. Исследование и оценка конкурентоспособности транспортных компаний в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3. С. 9. EDN: ZDSUZF
11. Портер М. Конкурентная стратегия. Москва: Альпина Бизнес-бук, 2015. 517 с.
12. Мачерет Д. А., Рышков А. В. Стратегическое значение повышения качества доставки грузов // Экономика железных дорог. 2016. № 6. С. 22-23. EDN: VZDJUL
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются признаки «охлаждения» экономики России в 2025 году и прогноз продолжения ее роста в этом же году на основе нейтрализации этих признаков. Анализируются темпы и факторы, влияющие на «охлаждение» мировой экономики по сравнению с российской. Исследуются изменения в бюджетно-налоговом законодательстве, направленные на актуализацию доходной и расходной частей федерального бюджета в 2025 году, на снижение инфляции, укрепление курса рубля, усиление динамики инвестиций на основной капитал. Раскрывается влияние цифровизации на развитие экономики России как важного фактора технологического прогресса, значимого не только для преодоления «охлаждения» экономики, но и для ее успешного развития.
В данной статье представлены результаты анализа исполнения федерального бюджета РФ за 2019-2023 гг. В ходе исследования рассмотрена динамика основных показателей российского бюджета для выявления изменений, произошедших вследствие воздействия сложившихся внешних условий. Также была изучена структура доходной и расходной частей федерального бюджета РФ для определения конкретных статей, по которым зафиксированы отклонения.
Статья рассматривает проблему вариативной эффективности бизнес-инкубаторов: при одинаковом объёме вложений регионы получают разнородные результаты. Это указывает на то, что успех инкубации зависит не от отдельных факторов, а от их комбинации. В работе формулируется и проверяется гипотеза о «двухслойном ядре» эффективной инкубации. В его состав входят: университетско-индустриальные связи, цифровые сервисы, основанные на финансово-инфраструктурном «каркасе». Дополнительные элементы, такие как наставничество и метрики занятости, усиливают действие ядра, а уровень коммуникационной связанности региона играет роль модератора. Эмпирическая часть основана на анализе кейсов 2015-2024 годов и сочетает одномерные оценки эффектов, регуляризованное моделирование и конфигурационный анализ. Совпадение результатов по разным методам подтверждает устойчивость «ядра» и ограниченную самостоятельную роль «каркаса». В итоге предлагается минимальная архитектура программ инкубации, которая снижает риск формальности и повышает шансы на рыночную успешность выпускников.
В статье анализируется реализация Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в России в контексте инфраструктурных проектов. Рассматриваются международные стандарты, такие как Принципы качественных инфраструктурных инвестиций G20, отчет BRICS по справедливому энергетическому переходу, роль OECD и UNEP в формировании правовой базы устойчивости. Выделяются вызовы российского законодательства: фрагментированность норм, отсутствие обязательных ESGраскрытий, инструментов LCCA и SROI, механизмов общественного участия. Предлагаются рекомендации по созданию единой концепции, внедрению сертификации, ESG-рейтингов, регулированию «зеленого» капитала и переподготовке кадров в условиях санкций. Анализ подчеркивает необходимость интеграции международных практик для повышения конкурентоспособности и доступа к устойчивым инвестициям.
В статье описан современный подход к формированию структуры нефтегазовых компаний для целей максимизации экономической эффективности деятельности. В ходе исследования подходов к формированию структуры нефтегазовых компаний показано, что традиционные линейно-функциональные и дивизиональные структуры ограничивают экономическую эффективность компаний, хотя эти структуры являются наиболее распространенными в отечественной нефтегазовой отрасли. Аналогичные структуры доминировали в крупнейших иностранных нефтегазовых компаниях до начала 2000-х годов. В этот период времени в мировой нефтегазовой отрасли одновременно проявилось действие двух факторов. Первым фактором стало возрастание сложности и затратности крупных, в основном морских, нефтегазовых проектов. Вторым фактором стал продолжительный период низкой мировой цены нефти. На этом фоне традиционные структуры нефтегазовых компаний исчерпали потенциал экономической эффективности. Для преодолений сложившихся проблем потребовались принципиально новые подходы. Был разработан и внедрен системный подход к управлению структурным и технологическим развитием компаний на основе изучения и обобщения лучших мировых практик. Подход включает, во-первых, формирование матричной хозяйственной структуры нефтегазовой отрасли с оптимальным распределением компонентов производственных систем между нефтегазовыми компаниями и их подрядчиками. Во-вторых, системно-программную методологию управления структурным и технологическим развитием нефтегазовых компаний. Общей практикой стала ежегодная оптимизация своей структуры крупнейшими нефтегазовыми компаниями мира, что обеспечило высокие показатели экономической эффективности в современных условиях. Внедренные в ведущих нефтегазовых компаниях мира подходы могут найти применение в отечественной практике.
Изучены статистические зависимости фондовых индексов РТС и двух крупных компаний металлургического сектора российского фондового рынка от динамики индикаторов ресурсного сектора глобального фондового рынка. Поведены экспериментальные расчеты и выявлены основные факторы, влиявшие на динамику этих зависимостей в периоды кризисных явления в 2020-2022 гг. (во время пандемии), в 2022-2024 гг. (в связи с ведением санкционной войны с Россией) и в первой половине 2025 г., когда США начали вводить высокие таможенные пошлины для государств-экспортеров. Расчеты сделаны по динамике индекса РТС и котировок акций ПАО «Северсталь» и ПАО «Горно-металлургический комбинат «Норильский никель»». Показано, что в отличие от некоторых других секторов фондового рынка пандемия COVID-19 не оказала ощутимого влияния на тесноту и направление статистической связи между динамикой курса акций этих компаний и индикатором ресурсного сектора глобального фондового рынка, тогда как массированные антироссийские санкции 2022-2024 гг. резко ослабили эту связь до малозначимой. Таможенная война, объявленная США в 2025 г., пока не коснулась России, но для черной металлургии конъюнктура улучшилась, вследствие чего исследуемая статистическая зависимость в отношении ПАО «Северсталь» немного укрепилась, но не достигла значимого уровня.
В статье поставлен вопрос об актуализации проблемы науки управления как таковой, в частности, в сфере управления экономической безопасностью. Рассмотрены отдельные положения теории и практики управления. Раскрыты особенности управленческого труда и лежащие в её основании фундаментальные законы мироздания. Обращено внимание на существовании в науке управления семейства детерминант (инвариантов), овладение которыми, по мнению авторов, позволит повысить результативность управленческой деятельности.
Авторы представили анализ ключевых организационно-управленческих аспектов оценки качества управления учреждениями социальной сферы в РФ, на примере здравоохранения, в условиях нормативной фрагментарности и ресурсных ограничений, в публикации представлены специфические особенности организационного построения структуры управления государственными бюджетными учреждениями здравоохранения (далее ГБУЗ) в условиях дефицита кадров, низкого уровня цифровизации и автоматизации. Предложены направления совершенствования: создание цифровой платформы мониторинга, стандартизация методик, развитие кадрового потенциала и институционализация обратной связи. Сделан вывод о необходимости перехода от формализованных к интегрированным и стратегически ориентированным системам оценки управления. В результате проведенного анализа авторами выявлены ряд существенные ограничения, связанные с текущим состоянием оценки качества управления. Так, сохраняется фрагментарность подходов, преобладает формальное применение оценочных процедур, не увязанных со стратегическим управлением, внутренним контролем и кадровой мотивацией. Высокая степень регламентации, ограниченная автономия, дефицит квалифицированных управленцев и слабая цифровизация - усложняет внедрение современных управленческих моделей. Существующие подходы к оценке (KPI, BSC, внутренний аудит, НОК) имеют высокий потенциал, но требуют интеграции в единую систему управления качеством на основе стандартизированных методик и цифровых инструментов. Основные проблемы оценки качества управления связаны с отсутствием нормативной унификации, недостаточной подготовкой кадров, технологическим отставанием и ограниченным использованием аналитических данных в стратегическом управлении. Перспективными направлениями совершенствования являются: развитие цифровых платформ управления, увязка оценки с мотивацией, стандартизация методик, развитие кадрового резерва и институционализация обратной связи с внешними и внутренними заинтересованными сторонами.
В статье обоснован системно-организованный метод анализа рисков в предпринимательских структурах. Выявлено, что метод позволяет поэтапно проводить анализ рисков с возможностью временной или постоянной остановки на каждом уровне системы управления в зависимости от особенностей предпринимательской структуры и поставленных целей. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в формировании алгоритма системно-организованного метода, который состоит из пяти последовательных этапов: моделирование объекта, выявление систем-источников опасностей, определение сценариев-рисков, оценки основных рисков, согласовании целей и определении средств предотвращения рисков. Обосновано, что использование системно-организованного метода анализа рисков позволяет оценить относительную важность рисков различного характера и объединить их в единую, обобщенную форму риска.
Статья посвящена анализу трансформации бизнес-моделей под воздействием технологий больших данных в современной экономике. Рассматриваются теоретико-методологические основы применения больших данных, их влияние на стратегическое управление предприятиями и институциональные ограничения цифровой модернизации. Особое внимание уделено вопросам адаптации традиционных моделей бизнеса к новым технологическим условиям и выявлению рисков цифровизации. В табличном виде обобщены количественные показатели, иллюстрирующие влияние внедрения технологий больших данных на трансформацию бизнес-моделей российских компаний. Внедрение технологий больших данных характеризует положительный эффект ключевых параметров бизнес-моделей российских компаний: ускорение процессов, рост доходности и увеличение доли новых продуктов в выручке. На основании анализа отечественных исследований выявлены ключевые направления изменений, включая повышение гибкости бизнес-процессов, интеграцию аналитических инструментов и усиление клиентоориентированности.
В статье исследуется трансформация логистических каналов экспорта каменного угля из России в условиях географической дифференциации внешнеторговых направлений. На основе статистических данных 2015-2024 гг. проведён комплекс регрессионных анализов (линейная, относительная и логарифмическая модели), позволивших выявить устойчивую тенденцию перераспределения экспортных потоков в пользу морских портов. Полученные результаты подтвердили снижение роли сухопутных маршрутов и формирование структурного сдвига в логистической архитектуре поставок в страны, имеющие сухопутную границу с Россией. Построение диаграммы контекста в нотации IDEF0 и её декомпозиция обеспечили формализацию морского логистического канала как единого функционального блока, включающего ключевых участников, нормативно-правовую базу и инфраструктурные элементы. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения полученной модели для анализа узких мест, оптимизации и повышения устойчивости экспортной логистики.
В статье изучена природа консалтинговых услуг в контексте новых вызовов. Анализ экономического, юридического и других подходов стал основой для исследования сущности консалтинга через его объекты, субъекты, процесс и результат. Акцентировано внимание на том, что какой бы подход к пониманию сущности консалтинговых услуг не реализовывался для обоснования их теоретических основ, одним из ключевых факторов успеха реализации на рынке является тесное сотрудничество между консультантами и клиентами. Принимая это во внимание, в статье сформулированы ключевые императивы консалтинговых услуг с указанием особенностей их проявления и наиболее характерными примерами.
В условиях роста объемов данных и жестких требований регуляторов в банковском секторе необходимость в оперативном и точном способе формирования отчетности становится критически важной. В связи с этим автоматизация процесса анализа данных и подготовки отчетов для органов надзора является актуальной задачей. Данное исследование охватывает теоретические и практические аспекты разработки программного решения на основе BI-платформы, позволяющего не только автоматизировать сбор и обработку данных, но и минимизировать риски ошибок при формировании отчетности. Основное внимание уделено интеграции с корпоративными хранилищами данных, автоматическому учету актуальных курсов валют и обеспечению гибкости при работе с различными отчетными периодами. Использование современных инструментов визуализации и встроенных механизмов позволяет значительно ускорить процесс подготовки данных и повысить их точность. Кроме того, решение предусматривает возможность оперативного реагирования на запросы регулятора и обеспечивает защиту конфиденциальной информации. В результате внедрения этого программного средства банк получает эффективный инструмент для повышения качества управленческих решений, снижения операционных затрат и соответствия требованиям регулятивных органов.
В статье разработана императивная модель характеристик ритейла, учитывающая его омниканальную природу в новых реалиях, которая отличается интерпретацией положений современных теории ритейла, формирующих, с одной стороны, комплексную систему взглядов на исследуемую проблематику, а с другой - служит целевым ориентиром разработки концепций, механизмов, моделей и алгоритмов, способствующих созданию единого клиентского профиля, ценовой политики, системы лояльности на предприятиях ритейла, интеграции бесшовной клиентской персонализации в стратегию развития.
Издательство
- Издательство
- ИД НБ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- Юр. адрес
- 123022, г. Москва, шоссе Звенигородское, дом 5, строение 1
- ФИО
- Дерновой Владимир Борисович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- idnb11@yandex.ru
- Контактный телефон
- +7 (915) 0877376