Начало специальной военной операции (СВО) создало концептуальный вакуум в российской политике Евросоюза: провозгласив Москву стратегической угрозой, Брюссель ограничил все контакты с ней, а также сосредоточился на санкциях и поддержке Украины. Цель статьи — выявить, как деколонизация (как социально-политическая категория) становится идейной основой для современной политики Евросоюза в отношении России, а также обозначить важность балтийских антрепренеров в этом процессе. Теоретически статья основана на концепции множественных потоков. Эмпирический материал включает документы ЕC и высказывания его политиков в период с 2022 г. по настоящее время. Выявлено три интерпретации деколонизации. Первая в качестве проблемы видит прошлую недостаточную субъектность стран Балтии и Польши при выработке российской политики ЕС. Результатом становится принятие на наднациональном уровне максимально жесткой, «балтийской» линии в отношении России. В фокусе второй интерпретации находятся интеримпериальность и стремление эмансипировать страны постсоветской Евразии через более тесное и равное сотрудничество с ЕС. В результате пересматривается его политика расширения, дополнительно легитимируются антироссийские санкции, возникает новая иерархия в постсоветской Евразии. Наконец, третья, наиболее маргинальная интерпретация деколонизации состоит в возвращении субъектности народам и регионам России. На данный момент эта трактовка лишь упоминается в некоторых документах и выступлениях, но ее присутствие создает негативный фон для любого диалога России и ЕС. Статья отмечает важность балтийских антрепренеров в интерпретациях деколонизации и демонстрирует различия в их технической реализуемости. В заключении три интерпретации деколонизации сравниваются, дается краткая оценка их влияния на восстановление отношений ЕС и России.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-3-1
Поток политики формируется национальной культурой, группами давления, сменой избираемых политиков и административного персонала. В случае ЕС Н. Захариадис предлагает рассматривать Совет Евросоюза, Европарламент и «европейские настроения», то есть предпочтения граждан [12, p. 518].
Список литературы
1.Heidbreder, E. G. 2024, Withering the exogenous shock: EU policy responses to the Russian war against Ukraine, West European Politics, vol. 47, № 6, p. 1392—1418, https://doi.org/10.1080/01402382.2023.2291971
2.Caprile, A., Cirlig, C. 2025, EU sanctions against Russia 2025: State of play, perspectives and challenges, European Parliamentary Research Service, February, URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_BRI(2025)767243 (дата обращения: 06.03.2025).
3.Berenskoetter, F. 2016, Approaches to Concept Analysis, Millennium: Journal of International Studies, vol. 45, № 2, p. 151—173, https://doi.org/10.1177/0305829816651934
4.Бовдунов, А. Л. 2022, Вызов «деколонизации» и необходимость комплексного переопределения неоколониализма, Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, т. 22, № 4, с. 645—658, EDN: DIBWGN, https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-4-645-658
5.Фитуни, Л. Л., Абрамова, И. О. 2020, Политическая теория деколонизации: императивы современного прочтения, Полис. Политические исследования, № 6, с. 26—40, EDN: KLPCXO, https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.03
6.Wodak, R., Meyer, M. 2015, Critical Discourse Studies: History, Agenda, Theory and Methodology, in: Wodak, R., Meyer, M. (eds.), Methods of Critical Discourse Studies, London, Sage, p. 1—22.
7.Jones, M. D., Peterson, H. L., Pierce, J. J., Herweg, N., Bernal, A., Lamberta Raney, H., Zahariadis, N. 2016, A River Runs Through It: A Multiple Streams Meta-Review, The Policy Studies Journal, vol. 44, № 1, p. 13—36, https://doi.org/10.1111/psj.12115
8.Cohen, M. D., March, J. G., Olsen, J. P. 1972, A Garbage Can Model of Organizational Choice, Administrative Science Quarterly, vol. 17, № 1, p. 1—25, URL: https://www.jstor.org/stable/2392088?origin=JSTOR-pdf (дата обращения: 06.03.2025).
9.Olsen, J. P. 2001, Garbage Cans, New Institutionalism, and the Study of Politics, The American Political Science Review, vol. 95, № 1, p. 191—198, URL: https://ideas.repec.org/a/cup/apsrev/v95y2001i01p191-198_00.html (дата обращения: 06.03.2025).
10.Mucciaroni, G. 2012, The garbage can model and the study of the policy-making process, in: Araral, E., Fritzen, S., Howlett, M., Ramesh, M., Xun, W. (eds.), Routledge Handbook of Public Policy, Abington, Routledge, p. 320—328, URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203097571-30/garbage-model-study-policy-making-process-gary-mucciaroni (дата обращения: 06.03.2025).
11.Kingdon, J. 1995, Agendas, Alternatives and Public Policies, New York, Harper Collins.
12.Zahariadis, N. 2008, Ambiguity and choice in European public policy, Journal of European Public Policy, vol. 15, № 4, p. 514—530, https://doi.org/10.1080/13501760801996717
13.Zahariadis, N. 2007, The Multiple Streams Framework: Structure, Limitations, Prospects, in: Sabatier, P. A. (ed.), Theories of the Policy Process, Colorado, Westview Press, p. 65—92, https://doi.org/10.4324/9780367274689-3
14.Cairney, P. 2012, Understanding Public Policy, Basingstoke, UK, Palgrave, URL: https://paulcairney.wordpress.com/wp-content/uploads/2020/01/cairney-2nd-proof-combined.pdf (дата обращения: 06.03.2025).
15.Romanova, T., David, M. (eds.). 2021, The Routledge Handbook of EU-Russian Relations. Structures, Actors, Issues, Abington, Routledge.
16.Kinnvall, C. 2020, Postcolonialism, in: Bigo, D., Diez, T., Fanoulis, E., Rosamond, B., Stivachtis, Y. A. (eds.), The Routledge Handbook of Critical European Studies, Abingdon, Routledge, URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780429491306-5/postcolonialism-catarina-kinnvall (дата обращения: 06.03.2025).
17.Bhambra, G. K. 2022, A Decolonial Project for Europe, Journal of Common Market Studies, vol. 60, № 2, p. 229—244, EDN: CKNTFJ, https://doi.org/10.1111/jcms.13310
18.Bhambra, G. K., Gebrial, D., Nisancioglu, K. 2018, Decolonising the university, London, Pluto Press, URL: https://library.oapen.org/handle/20.500.12657/25936 (дата обращения: 06.03.2025).
19.Evans, A. M.-F., Ionescu, D. P. 2023, Unlearning and Relearning Europe: Theoretical and Practical Approaches to Decolonizing European Studies Curricula, Journal of Contemporary European Research, vol. 19, № 2, p. 246—261, EDN: OIPKHX, https://doi.org/10.30950/jcer.v19i2.1298
20.Byford, A., Doak, C., Hutchings, S. 2024, Decolonizing the Transnational, Transnationalizing the decolonial: Russian Studies at the Crossroad, Forum for Modern Language Studies, vol. 60, № 3, p. 339—357, EDN: WFINCP, https://doi.org/10.1093/fmls/cqae038
21.Foley, J., Unkovski-Korica, V. 2024, Decentring the West? Civilizational solidarity and (de)colonization in theories of the Russia—Ukraine War, Globalizations, vol. 22, № 3, p. 613—633, https://doi.org/10.1080/14747731.2024.2399475
22.Kocherzhat, M. 2024, Postcolonial Meets Post-Soviet: At the Crossroads of Divergent Voices and Layered Silences, Russian Analytical Digest, № 319, 22 October, https://doi.org/10.3929/ethz-b-000701772
23.Mälksoo, M. 2009, The politics of becoming European: a study of polish and baltic post-cold war security imaginaries, Abingdon, Routledge, https://doi.org/10.4324/9780203871898
24.Brom, Z. 2022, Fuck leftist westplaining Comment, Freedom, URL: https://freedomnews.org.uk/2022/03/04/fuck-leftist-westplaining/ (дата обращения: 07.03.2025).
25.Mälksoo, M. 2022, The Postcolonial Moment in Russia’s War Against Ukraine, Journal of Genocide Research, vol. 25, № 3-4, p. 471—481, EDN: CLEUTL, https://doi.org/10.1080/14623528.2022.2074947
26.Dutkiewicz, J., Smoleński, J. 2023, Epistemic superimposition: The war in Ukraine and the poverty of expertise in International Relations theory, Journal of International Relations and Development, vol. 26, № 4, p. 619—631, EDN: NHTJUY, https://doi.org/10.1057/s41268-023-00314-1
27.Budrytė, D. 2023, ‘A Decolonising Moment of Sorts’: The Baltic States’ Vicarious Identification with Ukraine and Related Domestic and Foreign Policy Developments, Central European Journal of International and Security Studies, vol. 17, № 4, p. 82—105, EDN: XTOJEQ, https://doi.org/10.51870/YPIJ8030
28.Дынкин, A. A. 2022, Эстонизация Европы. Почему исчезла европейская безопасность, РСМД, URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/estonizatsiya-evropy-pochemu-ischezla-evropeyskaya-bezopasnost/ (дата обращения: 07.03.2025).
29.Hendl, T., Burlyuk, O., O’Sullivan, M., Arystanbek, A. 2024, (En)Countering epistemic imperialism: A critique of “Westsplaining” and coloniality in dominant debates on Russia’s invasion of Ukraine, Contemporary Security Policy, vol. 45, № 2, p. 171—209, EDN: QKRJYT, https://doi.org/10.1080/13523260.2023.2288468
30.Borrell Fontelles, J. 2024, Europe between Two Wars. EU Foreign Policy in 2023, Europa.eu, URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/hrvp-josep-borrell-latest-book-europe-between-two-wars-eu-foreign-policy-2023_en (дата обращения: 07.03.2025).
31.Sonevytsky, M. 2022, What is Ukraine? Notes on epistemic imperialism, Topos, № 2, p. 21—30, https://doi.org/10.24412/1815-0047-2022-2-21-30
32.Labuda, P. I. 2022, On Eastern Europe, ‘Whataboutism’ and ‘West(s)plaining’: Some Thoughts on International Lawyers’ Responses to Ukraine, European Journal of International Law, URL: https://web.archive.org/web/20220616151802/https://www.ejiltalk.org/on-eastern-europe-whataboutism-and-westsplaining-some-thoughts-on-international-lawyers-responses-to-ukraine (дата обращения: 07.03.2025).
33.Gerasimov, I. 2014, Ukraine 2014: The First Postcolonial Revolution. Introduction to the Forum, Ab Imperio, № 3, p. 22—44, EDN: UXIJPV, https://doi.org/10.1353/imp.2014.0072
34.Chioni Moore, D. 2001, Is the Post- in Postcolonial the Post- in Post-Soviet? Toward a Global Postcolonial Critique, PMLA, vol. 116, № 1, p. 111—28.
35.Spivak, G. C. 2006, Are You Postcolonial? To the Teachers of Slavic and Eastern European Literatures, PMLA, vol. 121, № 3, p. 828—829.
36.Tlostanova, M. 2012, Postsocialist ≠ postcolonial? On post-Soviet imaginary and global coloniality, Journal of Postcolonial Writing, vol. 48, № 2, p. 130—142, EDN: PDMZFT, https://doi.org/10.1080/17449855.2012.658244
37.Shalpov, A., Shaipova, Y. 2023, It’s High Time to Decolonize Western Russia Studies, Foreign Policy, URL: https://foreignpolicy.com/2023/02/11/russia-studies-war-ukraine-decolonize-imperialism-western-academics-soviet-empire-eurasia-eastern-europe-university/ (дата обращения: 07.03.2025).
38.Petrov, R. 2023, Bumpy Road of Ukraine Towards the EU Membership in Time of War: “Accession Through War” v “Gradual Integration”, European Papers, vol. 8, № 3, p. 1057—1065, https://doi.org/10.15166/2499-8249/701
39.Darvas, Z., Dabrowski, M., Grabbe, H., Léry Moffat, L., Sapir, A., Zachmann, G. 2024, Ukraine’s path to European Union membership and its long-term implications. The war complicates the accession process, but Ukraine can work progressively towards meeting the entry conditions, Bruegel, URL: https://www.bruegel.org/policy-brief/ukraines-path-european-union-membership-and-its-long-term-implications (дата обращения: 07.03.2025).
40.Демешко, Н. Э., Мурадов, Г. Л., Иркин, А. А., Москалнко, О. А. 2024, «Деколонизация» и «деимпериализация»: современная политика Запада в отношении фрагментации России, Регионология, т. 32, № 1, с. 10—30, EDN: YLABUU, https://doi.org/10.15507/2413-1407.126.032.202401.010-030
41.Tlostanova, M. 2015, Between the Russian/Soviet Dependencies, Neoliberal Delusions, Dewesternizing Options, and Decolonial Drives, Cultural Dynamics, vol. 27, № 2, p. 267—283, EDN: UEZASR, https://doi.org/10.1177/0921374015585230
42.Kassymbekova, B. 2023, The road to democracy in Russia runs through Chechnya, Foreign Policy, URL: https://foreignpolicy.com/2023/03/11/russia-chechnya-democracy-ukraine-putin-kadyrov/ (дата обращения: 07.03.2025).
43.Bond, I. 2023, Principles for Europe’s Relations with Russia after the War, Opinion piece, URL: https://www.cer.eu/in-the-press/principles-europes-relations-russia-after-war (дата обращения: 27.06.2024).
44.Manners, I. 2002, Normative power Europe: a contradiction in terms?, Journal of Common Market Studies, vol. 40, № 2, p. 235—258, URL: https://www.princeton.edu/~amoravcs/library/mannersnormativepower.pdf (дата обращения: 27.06.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование фокусируется на проблематике туристского развития арктического Костомукшского муниципального округа в карело-финском приграничье. Город Костомукша, сформированный как образец российско-финляндского сотрудничества в конце XX в., в XXI в. в связи с прекращением трансграничных перемещений и приграничного сотрудничества ищет новые пути своего развития. В связи с исчерпаемостью природных ресурсов перед муниципалитетом остро стоит вызов выстраивания новых направлений развития, включая переориентацию сферы туризма. Цель — выявление направлений туристского развития приграничного г. Костомукша в новых условиях на основе данных социологического опроса экспертного сообщества. Обобщены данные работы фокус-группы и серии полуформализованных интервью, проведенных автором (май 2024 г.) с руководителями и ключевыми специалистами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с развитием туризма в округе. Выявлены основные ограничения развития туризма в Костомукшском муниципальном округе: экономические, инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, природоохранные, а также сезонность туристского бизнеса. Природоориентированный туризм является приоритетным видом туризма в муниципалитете, подразумевая не только экологический, но и активный, культурно-познавательный, событийный и иные виды. Включение Костомукшского муниципального округа в Арктическую зону представляется одним из направлений корректировки стратегических приоритетов муниципалитета. С учетом специфики локации округа, обеспеченности спортивно-туристской инфраструктурой для зимних видов туризма, успешного опыта организации событийных мероприятий одним из перспективных туристских направлений представляется развитие зимних видов туризма. Исследование выявило необходимость кооперации и взаимодействия сегментов триады «власть — бизнес — общество» в сфере туризма.
На основе годовых временных рядов за период с 1993 по 2022 г. анализируется взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), торговой открытостью и ростом российской экономики. Результаты, полученные с использованием метода граничного тестирования с авторегрессионным распределенным лагом (ARDL), показывают, что ПИИ и торговля положительно влияют на экономическую активность в России в краткосрочной перспективе, при этом долгосрочное воздействие не наблюдается. Дополнительные переменные, например реальный эффективный валютный курс, положительно влияют на экономический рост как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Безработица среди молодежи оказывает разнонаправленное воздействие в краткосрочной перспективе и отрицательное в долгосрочной. Военные расходы не оказывают влияния в краткосрочной перспективе, но отрицательно сказываются на экономике России в долгосрочной, в то время как уровень инфляции имеет как положительный, так отрицательный эффекты в краткосрочной перспективе, влияя негативно на экономический рост в долгосрочной. Тест на причинность по Грейнджеру выявляет однонаправленную зависимость между экономическим ростом, торговой открытостью, военными расходами и реальным эффективным валютным курсом. Для достижения устойчивых результатов рекомендуются меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию торговли, снижению безработицы среди молодежи, пересмотру оборонных расходов и обеспечению сбалансированной денежно-кредитной политики.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
В пространственной структуре современной России весомую роль играют обширнейшие приморские зоны, чье дальнейшее развитие предполагает предельно полный и дробный (вплоть до «низового» уровня, представленного конкретными приморскими муниципальными образованиями) учет природно-экологических и социально-экономических условий селитебной и хозяйственной активности. В статье предложены методический подход и результаты многомерной типологизации приморских муниципальных образований Российской Федерации (186 городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов), базирующейся на межбассейновой природно-хозяйственной зональности, сопоставлении экономического, демографического и площадного «размеров» муниципальных образований, положении их административных центров относительно морских побережий, центр-периферийных отношениях в рамках «опорных баз» морской активности, морехозяйственном функционале, превалирующих локализованных проблемах социально-экономико-экологического развития, а также наличии федеральной поддержки в формате преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности. Представлен алгоритм типологизации, а также ее картографическая визуализация (на основе ГИС). Дана оценка и компаративистика социально-экономической динамики приморских муниципальных образований различных типов и подтипов. Выявлены и конкретизированы разнонаправленные процессы пространственной социально-экономической динамики в приморской зоне России: поляризация, «сгущение» населения и экономики в одних муниципалитетах и пространственное «сжатие» хозяйственного освоения в других. Идентифицированы наиболее проблемные типологические группы приморских муниципальных образований и их локализация (Тихоокеанская Россия, Арктическая зона). Акцентированы направления учета типологической специфики приморских муниципалитетов в стратегировании пространственного развития Российской Федерации (в том числе в контексте федеральной поддержки геостратегических территорий и формирования сети опорных населенных пунктов)
Программа создания принципиально новой отрасли экономики страны — атомной энергетики — является амбициозной задачей стратегического характера, которую реализует Польша, последовательно наращивающая свое политико-экономическое влияние и в рамках Европейского союза, и в масштабах глобальной системы международных отношений. Атомная генерация, по замыслу, позволит Польше преодолеть колею существующего энергетического баланса, сформировать условия для выполнения требований климатической политики Европейского союза, и положительно отразится на конкурентоспособности экономики. Отсутствие собственного технологического задела для реализации программы диктует необходимость привлечения внешнего поставщика технологий — как в части создания самих блоков, так и в части строительства сопутствующей инфраструктуры. Выбор зарубежного технологического партнера предопределен геополитической ситуаций и системой политико-экономических связей, которые возникают как следствие такого решения. Ход реализации программы и ее завершение будут иметь серьезные внешнеполитические последствия для региональной системы международных отношений.
В статье, опирающейся на методы системного и институционального анализа, впервые в российском исследовательском контуре изучены политико-стратегические факторы реализации программы атомной энергетики в Польше, отраженные в документах стратегического планирования. В рамках реализации эмпирического исследования автор рассматривает программу атомной энергетики как многоаспектный политический и стратегический проект, обращает внимание на специфику сопутствующих внутриполитических процессов, а в качестве прикладного измерения исследования определяет внешнеполитические следствия и оценивает риски реализации программы.
Развитие отношений польского государства с соотечественниками за рубежом имеет давнюю традицию, восходящую к периоду II Республики. В соответствии с предложенной тогда моделью взаимодействия за отношения с польской диаспорой (Полонией) отвечала верхняя палата — Сенат. Эта институциональная рамка была восстановлена в постсоциалистический период и считалась одним из способов демонстрации преемственности в отношениях с поляками за рубежом. Однако постепенно возникали практические противоречия, связанные с распределением средств на диаспоральную политику и борьбой политических сил за имидж защитников польской диаспоры. В результате было предпринято несколько попыток изменить институты диаспоральной политики Польши, которые заключались в усилении роли как органов исполнительной власти, так и Сената. В теоретическом плане статья опирается на неоинституциональную методологию и рассматривает произошедшие трансформации как варианты институциональных изменений, обусловленные не только разными структурными причинами, но и расширением состава участников взаимодействия внутри государственного механизма. В статье показано, что важнейшими тенденциями в трансформации институтов диаспоральной политики Польши в 1991—2025 гг. стали формализация институционального дизайна, постепенное снижение масштаба внедряемых изменений и общая незавершенность преобразований, связанная с относительной их частотой и межпартийной конкуренцией (главным образом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»).
На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru