Развитие отношений польского государства с соотечественниками за рубежом имеет давнюю традицию, восходящую к периоду II Республики. В соответствии с предложенной тогда моделью взаимодействия за отношения с польской диаспорой (Полонией) отвечала верхняя палата — Сенат. Эта институциональная рамка была восстановлена в постсоциалистический период и считалась одним из способов демонстрации преемственности в отношениях с поляками за рубежом. Однако постепенно возникали практические противоречия, связанные с распределением средств на диаспоральную политику и борьбой политических сил за имидж защитников польской диаспоры. В результате было предпринято несколько попыток изменить институты диаспоральной политики Польши, которые заключались в усилении роли как органов исполнительной власти, так и Сената. В теоретическом плане статья опирается на неоинституциональную методологию и рассматривает произошедшие трансформации как варианты институциональных изменений, обусловленные не только разными структурными причинами, но и расширением состава участников взаимодействия внутри государственного механизма. В статье показано, что важнейшими тенденциями в трансформации институтов диаспоральной политики Польши в 1991—2025 гг. стали формализация институционального дизайна, постепенное снижение масштаба внедряемых изменений и общая незавершенность преобразований, связанная с относительной их частотой и межпартийной конкуренцией (главным образом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»).
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-3-3
В польском общественно-политическом дискурсе взаимоотношения государства и диаспоры описываются либо как «полонийная политика» (пол. рolityka polonijna), либо как «забота о Полонии» (пол. opieka nad Polonią): польская диаспора обозначается отдельным словом в отличие от диаспор с другим происхождением.
Список литературы
1.Plewko, J. 2020, Instytucjonalne formy opieki nad emigracją z ziem polskich, Zarys problematyki, Roczniki Nauk Społecznych, № 37, p. 115—138, URL: https://ojs.tnkul.pl/index.php/rns/article/view/11845 (дата обращения: 24.04.2025).
2.Janowski, W. 2021, Polonia „dwóch światów”. Obraz Polonii w świetle akt Światowego Związku Polaków z Zagranicy i Towarzystwa Łączności z Polonią Zagraniczną „Polonia”, Rocznik Filozoficzny Ignatianum, vol. 27, № 1, p. 303—318, https://doi.org/10.35765/rfi.2021.2701.15
3.Wasilewski, K. 2011, Opieka nad Polonią i emigracją po 1989 roku, Przegląd Polsko-Polonijny, № 3 (1), p. 59—70, URL: https://www.academia.edu/download/30525346/Opieka_nad_Polonia_i_emigracja_po_1989_roku.pdf (дата обращения: 24.04.2025).
4.Веденеева, В. Т. 2020, Польская миграционная политика: формирование парадигмы (1989—2019), Мировая экономика и международные отношения, т. 64, № 12, c. 105—112, EDN: XHNQGW, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-12-105-112
5.Portes, A., Landolt, P. 2000, Social capital: promise and pitfalls of its role in development, Journal of Latin American Studies, vol. 32, № 2, p. 529—547, EDN: FOHPGR, https://doi.org/10.1017/S0022216X00005836
6.Gamlen, A. 2014, Diaspora institutions and diaspora governance, International Migration Review, vol. 48, iss. 1, p. s180—s217, https://doi.org/10.1111/imre.12136
7.Lesińska, M. 2013, The dilemmas of policy towards return migration. The case of Poland after the EU accession, Central and Eastern European Migration Review, vol. 2, № 1, p. 77—90, URL: https://ceemr.uw.edu.pl/sites/default/files/CEEMR_Vol_2_No_1_Lesinska_The_Dilemmas_of_Policy_Towards_Return_Migration.pdf (дата обращения: 24.04.2025).
8.Fiń, A., Legut, A., Nowak, W., Nowosielski, M., Schöll-Mazurek, K. 2013, Polityka polonijna w ocenie jej wykonawców i adresatów, Poznań, Instytut Zachodni, URL: https://www.iz.poznan.pl/uploads/pracownicy/nowosielski/791_IZ%20PP.11.2013.Polityka%20polonijna.pdf (дата обращения: 24.04.2025).
9.Clemens, E. S., Cook, J. M. 1999, Politics and institutionalism: Explaining durability and change, Annual Review of Sociology, № 25, p. 441—466, EDN: HEYZCH, https://doi.org/10.1146/annurev.soc.25.1.441
10.DiMaggio, P. J., Powell, W. W. 1983, The iron cage revisited: Institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields, American Sociological Review, vol. 48, № 2, p. 147—160, https://doi.org/10.1515/9780691229270-005
11.Seo, M. G., Creed, W. E. D. 2002, Institutional contradictions, praxis, and institutional change: A dialectical perspective, Academy of Management Review, № 27 (2), p. 222—247, EDN: EEILIH, https://doi.org/10.5465/amr.2002.6588004
12.Glynn, M. A., D’Аunno, T. 2023, An intellectual history of institutional theory: Looking back to move forward, Academy of Management Annals, vol. 17, № 1, p. 301—330, EDN: QQUWEW, https://doi.org/10.5465/annals.2020.0341
13.Hallett, T., Hawbaker, A. 2021, The case for an inhabited institutionalism in organizational research: Interaction, coupling, and change reconsidered, Theory and society, vol. 50, № 1, p. 1—32, EDN: TDCDDD, https://doi.org/10.1007/s11186-020-09412-2
14.Bouilloud, J. P., Pérezts, M., Viale, T., Schaepelynck, V. 2020, Beyond the stable image of institutions: Using institutional analysis to tackle classic questions in institutional theory, Organization Studies, vol. 41, № 2, p. 153—174, https://doi.org/10.1177/0170840618815519
15.Bakir, C., Jarvis, D. S. L. 2017, Contextualising the context in policy entrepreneurship and institutional change, Policy and Society, vol. 36, № 4, p. 465—478, https://doi.org/10.1080/14494035.2017.1393589
16.Harty, S. 2005, Theorizing institutional change, in: Lecours, A. (еd.), New institutionalism: Theory and analysis, Toronto, University of Toronto Press, p. 51—79, https://doi.org/10.3138/9781442677630-005
17.Mahoney, J., Thelen, K. 2009, A theory of gradual institutional change, in: Mahoney, J., Thelen, K. (eds.), Explaining institutional change: Ambiguity, agency, and power, Cambridge, Cambridge University Press, p. 1—37, https://doi.org/10.1017/CBO9780511806414.003
18.Koning, E. A. 2016, The three institutionalisms and institutional dynamics: Understanding endogenous and exogenous change, Journal of Public Policy, vol. 36, № 4, р. 639—664, https://doi.org/10.1017/S0143814X15000240
19.Тамбовцев, В. Л. 2012, Институциональные изменения: к проблеме микрооснований теории, Общественные науки и современность, № 5, с. 140—150, EDN: PFZSDN
20.Bakir, C., Jarvis, D. S. L. 2018, Institutional and policy change: Meta-theory and method, in: Bakir, C., Jarvis, D. S. L. Institutional entrepreneurship and policy change: Theoretical and empirical explorations, Cham, Palgrave Macmillan, p. 1—38, https://doi.org/10.1007/978-3-319-70350-3_1
21.Nowosielski, M., Nowak, W. 2017, „Nowa polityka polonijna” — obszar tworzenia wspólnoty czy przestrzeń gry interesów?, Problemy Polityki Społecznej. Studia i Dyskusje, № 37, p. 73—89, URL: https://www.problemypolitykispolecznej.pl/-Nowa-polityka-polonijna-n-obszar-tworzenia-wspolnoty-nczy-przestrzen-gry-interesow,122749,0,1.html (дата обращения: 24.04.2025).
22.Górecki, D. 2011, Opieka Senatu RP nad Polonią i Polakami za granicą, Przegląd Polsko-Polonijny, vol. 3, № 1, рs. 71—84.
23.Sendhardt, B. 2021, The paradoxical nature of diaspora engagement policies: A world polity perspective on the Karta Polaka, Ethnopolitics, vol. 20, № 1: Poland’s Kin-State Policies: Opportunities and Challenges, p. 25—38, EDN: URMBWW, https://doi.org/10.1080/17449057.2020.1808322
24.Nowak, W., Nowosielski, M. 2021, Leadership struggles and challenges for diaspora policies: a case study of the Polish institutional system, Innovation: The European Journal of Social Science Research, vol. 34, № 1, p. 93—110, https://doi.org/10.1080/13511610.2019.1594716
25.Nowosielski, M., Nowak, W. 2017, Między Wschodem a Zachodem — geograficzne ukierunkowanie polityki polonijnej i jego przemiany w latach 1989—2017, Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej, vol. 15, № 1, p. 139—158.
26.Lesińska, M., Wróbel, I. 2020, Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Polish Citizens Abroad, Imiscoe Research Series, р. 369—385, https://doi.org/10.1007/978-3-030-51245-3_22
27.Popyk, A. 2023, The Priorities and Challenges of Diaspora Education Policies in Poland and Lithuania, Migration Studies — Review of Polish Diaspora, (XLIX), vol. 2 (188), p. 71—92, EDN: GCRDZG, https://doi.org/10.4467/25444972smpp.23.017.18631
28.Дырина, А. Ф. 2024, Результаты парламентских выборов в Польше (2023): новое правительство во главе с Д. Туском, Актуальные проблемы Европы, № 2 (122), с. 107—122, EDN: QPBYKT, https://doi.org/10.31249/ape/2024.02.06
29.Михалев, О. Ю. 2024, Годовщина правительства Дональда Туска: что изменилось в Польше?, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, т. 42, № 6, с. 68—79, EDN: CFQMXY, https://doi.org/ 10.15211/vestnikieran620246878
30.Лагно, А. Р., Михайлова, О. В. 2020, «Польско-польская война»: причины и последствия для политической системы, Мировая экономика и международные отношения, т. 64, № 2, с. 42—52, EDN: QOXBCF, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-2-42-52
31.Лыкошина, Л. С. 2015, «Польско-польская война»: Политическая жизнь современной Польши: монография, Москва, ИНИОН РАН, 258 с., EDN: VLVAZB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование фокусируется на проблематике туристского развития арктического Костомукшского муниципального округа в карело-финском приграничье. Город Костомукша, сформированный как образец российско-финляндского сотрудничества в конце XX в., в XXI в. в связи с прекращением трансграничных перемещений и приграничного сотрудничества ищет новые пути своего развития. В связи с исчерпаемостью природных ресурсов перед муниципалитетом остро стоит вызов выстраивания новых направлений развития, включая переориентацию сферы туризма. Цель — выявление направлений туристского развития приграничного г. Костомукша в новых условиях на основе данных социологического опроса экспертного сообщества. Обобщены данные работы фокус-группы и серии полуформализованных интервью, проведенных автором (май 2024 г.) с руководителями и ключевыми специалистами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с развитием туризма в округе. Выявлены основные ограничения развития туризма в Костомукшском муниципальном округе: экономические, инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, природоохранные, а также сезонность туристского бизнеса. Природоориентированный туризм является приоритетным видом туризма в муниципалитете, подразумевая не только экологический, но и активный, культурно-познавательный, событийный и иные виды. Включение Костомукшского муниципального округа в Арктическую зону представляется одним из направлений корректировки стратегических приоритетов муниципалитета. С учетом специфики локации округа, обеспеченности спортивно-туристской инфраструктурой для зимних видов туризма, успешного опыта организации событийных мероприятий одним из перспективных туристских направлений представляется развитие зимних видов туризма. Исследование выявило необходимость кооперации и взаимодействия сегментов триады «власть — бизнес — общество» в сфере туризма.
На основе годовых временных рядов за период с 1993 по 2022 г. анализируется взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), торговой открытостью и ростом российской экономики. Результаты, полученные с использованием метода граничного тестирования с авторегрессионным распределенным лагом (ARDL), показывают, что ПИИ и торговля положительно влияют на экономическую активность в России в краткосрочной перспективе, при этом долгосрочное воздействие не наблюдается. Дополнительные переменные, например реальный эффективный валютный курс, положительно влияют на экономический рост как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Безработица среди молодежи оказывает разнонаправленное воздействие в краткосрочной перспективе и отрицательное в долгосрочной. Военные расходы не оказывают влияния в краткосрочной перспективе, но отрицательно сказываются на экономике России в долгосрочной, в то время как уровень инфляции имеет как положительный, так отрицательный эффекты в краткосрочной перспективе, влияя негативно на экономический рост в долгосрочной. Тест на причинность по Грейнджеру выявляет однонаправленную зависимость между экономическим ростом, торговой открытостью, военными расходами и реальным эффективным валютным курсом. Для достижения устойчивых результатов рекомендуются меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию торговли, снижению безработицы среди молодежи, пересмотру оборонных расходов и обеспечению сбалансированной денежно-кредитной политики.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
В пространственной структуре современной России весомую роль играют обширнейшие приморские зоны, чье дальнейшее развитие предполагает предельно полный и дробный (вплоть до «низового» уровня, представленного конкретными приморскими муниципальными образованиями) учет природно-экологических и социально-экономических условий селитебной и хозяйственной активности. В статье предложены методический подход и результаты многомерной типологизации приморских муниципальных образований Российской Федерации (186 городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов), базирующейся на межбассейновой природно-хозяйственной зональности, сопоставлении экономического, демографического и площадного «размеров» муниципальных образований, положении их административных центров относительно морских побережий, центр-периферийных отношениях в рамках «опорных баз» морской активности, морехозяйственном функционале, превалирующих локализованных проблемах социально-экономико-экологического развития, а также наличии федеральной поддержки в формате преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности. Представлен алгоритм типологизации, а также ее картографическая визуализация (на основе ГИС). Дана оценка и компаративистика социально-экономической динамики приморских муниципальных образований различных типов и подтипов. Выявлены и конкретизированы разнонаправленные процессы пространственной социально-экономической динамики в приморской зоне России: поляризация, «сгущение» населения и экономики в одних муниципалитетах и пространственное «сжатие» хозяйственного освоения в других. Идентифицированы наиболее проблемные типологические группы приморских муниципальных образований и их локализация (Тихоокеанская Россия, Арктическая зона). Акцентированы направления учета типологической специфики приморских муниципалитетов в стратегировании пространственного развития Российской Федерации (в том числе в контексте федеральной поддержки геостратегических территорий и формирования сети опорных населенных пунктов)
Программа создания принципиально новой отрасли экономики страны — атомной энергетики — является амбициозной задачей стратегического характера, которую реализует Польша, последовательно наращивающая свое политико-экономическое влияние и в рамках Европейского союза, и в масштабах глобальной системы международных отношений. Атомная генерация, по замыслу, позволит Польше преодолеть колею существующего энергетического баланса, сформировать условия для выполнения требований климатической политики Европейского союза, и положительно отразится на конкурентоспособности экономики. Отсутствие собственного технологического задела для реализации программы диктует необходимость привлечения внешнего поставщика технологий — как в части создания самих блоков, так и в части строительства сопутствующей инфраструктуры. Выбор зарубежного технологического партнера предопределен геополитической ситуаций и системой политико-экономических связей, которые возникают как следствие такого решения. Ход реализации программы и ее завершение будут иметь серьезные внешнеполитические последствия для региональной системы международных отношений.
В статье, опирающейся на методы системного и институционального анализа, впервые в российском исследовательском контуре изучены политико-стратегические факторы реализации программы атомной энергетики в Польше, отраженные в документах стратегического планирования. В рамках реализации эмпирического исследования автор рассматривает программу атомной энергетики как многоаспектный политический и стратегический проект, обращает внимание на специфику сопутствующих внутриполитических процессов, а в качестве прикладного измерения исследования определяет внешнеполитические следствия и оценивает риски реализации программы.
На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Начало специальной военной операции (СВО) создало концептуальный вакуум в российской политике Евросоюза: провозгласив Москву стратегической угрозой, Брюссель ограничил все контакты с ней, а также сосредоточился на санкциях и поддержке Украины. Цель статьи — выявить, как деколонизация (как социально-политическая категория) становится идейной основой для современной политики Евросоюза в отношении России, а также обозначить важность балтийских антрепренеров в этом процессе. Теоретически статья основана на концепции множественных потоков. Эмпирический материал включает документы ЕC и высказывания его политиков в период с 2022 г. по настоящее время. Выявлено три интерпретации деколонизации. Первая в качестве проблемы видит прошлую недостаточную субъектность стран Балтии и Польши при выработке российской политики ЕС. Результатом становится принятие на наднациональном уровне максимально жесткой, «балтийской» линии в отношении России. В фокусе второй интерпретации находятся интеримпериальность и стремление эмансипировать страны постсоветской Евразии через более тесное и равное сотрудничество с ЕС. В результате пересматривается его политика расширения, дополнительно легитимируются антироссийские санкции, возникает новая иерархия в постсоветской Евразии. Наконец, третья, наиболее маргинальная интерпретация деколонизации состоит в возвращении субъектности народам и регионам России. На данный момент эта трактовка лишь упоминается в некоторых документах и выступлениях, но ее присутствие создает негативный фон для любого диалога России и ЕС. Статья отмечает важность балтийских антрепренеров в интерпретациях деколонизации и демонстрирует различия в их технической реализуемости. В заключении три интерпретации деколонизации сравниваются, дается краткая оценка их влияния на восстановление отношений ЕС и России.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru