В пространственной структуре современной России весомую роль играют обширнейшие приморские зоны, чье дальнейшее развитие предполагает предельно полный и дробный (вплоть до «низового» уровня, представленного конкретными приморскими муниципальными образованиями) учет природно-экологических и социально-экономических условий селитебной и хозяйственной активности. В статье предложены методический подход и результаты многомерной типологизации приморских муниципальных образований Российской Федерации (186 городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов), базирующейся на межбассейновой природно-хозяйственной зональности, сопоставлении экономического, демографического и площадного «размеров» муниципальных образований, положении их административных центров относительно морских побережий, центр-периферийных отношениях в рамках «опорных баз» морской активности, морехозяйственном функционале, превалирующих локализованных проблемах социально-экономико-экологического развития, а также наличии федеральной поддержки в формате преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности. Представлен алгоритм типологизации, а также ее картографическая визуализация (на основе ГИС). Дана оценка и компаративистика социально-экономической динамики приморских муниципальных образований различных типов и подтипов. Выявлены и конкретизированы разнонаправленные процессы пространственной социально-экономической динамики в приморской зоне России: поляризация, «сгущение» населения и экономики в одних муниципалитетах и пространственное «сжатие» хозяйственного освоения в других. Идентифицированы наиболее проблемные типологические группы приморских муниципальных образований и их локализация (Тихоокеанская Россия, Арктическая зона). Акцентированы направления учета типологической специфики приморских муниципалитетов в стратегировании пространственного развития Российской Федерации (в том числе в контексте федеральной поддержки геостратегических территорий и формирования сети опорных населенных пунктов)
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-3-5
Презентуемый в статье исследовательский подход к типологизации ПМО является полимасштабным и наряду с этим ориентированным на всю обширную (и «рассредоточенную») совокупность приморских территорий России.
Список литературы
1.Дружинин, А. Г. 2023, Геополитическая обусловленность воздействия «фактора моря» на пространственное развитие постсоветской России: балтийская специфика, Балтийский регион, т. 15, № 4, с. 6—23, EDN: WQJCIK, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2023-4-1
2.Курило, А. Е., Дружинин, П. В., Шкиперова, Г. Т., Прокопьев, Е. А. 2020, Социально-экономическое развитие прибрежных муниципальных районов Беломорья, Арктика: экология и экономика, № 2, с. 97—108, EDN: DXMLXM, https://doi.org/10.25283/2223-4594-2020-2-97-108
3.Федоров, Г. М. 2018, Калининградская область среди приграничных приморских субъектов России, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки, № 2, с. 5—20, EDN: XTLEDR
4.Гуменюк, И. С., Гуменюк, Л. Г., Белов, Н. С. 2019, «Приморский фактор» в программах пространственного развития муниципальных образований Калининградской области, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки, № 2, с. 5—22, EDN: WNBAWO
5.Кузнецова, О. В. 2024, Федеральная Арктическая политика и ее муниципальная составляющая, Научные труды Вольного экономического общества России, т. 246, № 2, с. 96— 115, EDN: IXIGZX, https://doi.org/10.38197/2072-2060-2024-246-2-96-115
6.Бакланов, П. Я., Мошков, А. В., Ткаченко, Г. Г., Ушаков, Е. А. 2024, Производственно-технические структуры в приморских поселениях Тихоокеанской России, Тихоокеанская география, № 1, с. 5—19, EDN: WVIYMS, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-1-1
7.Дружинин, А. Г., Лялина, А. В. 2020, Приморские муниципалитеты России: концептуализация, идентификация, типологизация, Геополитика и экогеодинамика регионов, т. 6, № 2, с. 20—35, EDN: LPVNCG
8.Тикунов, В. С. 1997, Классификации в географии: ренессанс или увядание? (Опыт формальных классификаций), Москва, Смоленск, Изд-во СГУ.
9.Бондаренко, В. С. 1981, Экономико-географическое изучение приморских зон, Вестник МГУ. География, № 1. с. 36—41.
10.Бакланов, П. Я. 2022, Устойчивое развитие приморских регионов: географические и геополитические факторы и ограничения, Балтийский регион, т. 14, № 1, с. 4—16, EDN: FTZLKK, https://doi.org/2079-8555-2022-1-1
11.Лачининский, С. С., Лачининский, А. С., Семенова, И. В. 2016, Геоэкономический фактор в формировании пространственной структуры Санкт-Петербургского приморского региона, Известия Русского географического общества, т. 148, № 2, с. 52—67, EDN: VRWWXT
12.Махновский, Д. Е. 2014, Приморские регионы Европы: развитие экономики на рубеже XX и XXI веков, Балтийский регион, № 4, с. 59—78, EDN: TIGDMV, https://doi.org/10.5922/2074-9848-2014-4-4
13.Михайлова, А. А., Горочная, В. В., Гуменюк, И. С., Плотникова, А. П., Михайлов, А. С. 2021, Влияет ли приморское положение муниципалитетов на их инновационное развитие?, Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле, т. 66, № 3, с. 460—486, EDN: RTJFKN, https://doi.org/10.21638/spbu07.2021.303
14.Barragán, J. M., de Andrés, M. 2015, Analysis and trends of the world’s coastal cities and agglomerations, Ocean and Coastal Management, № 114, p. 11—20, https://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2015.06.004
15.Kaulins, J., Ernsteins, R. et. al. 2017, Municipal thematical and territorial indicator systems for sustainable socio-ecological coastal governance, Proceedings of The International Scientific Conference, p. 318—329, URL: https://cibmee.vgtu.lt/index.php/verslas/2017/paper/view/141/85 (дата обращения: 15.03.2025).
16.Seingier, G., Espejel, I., Fermán-Almada, J. L., González, O. D., Montaño-Moctezuma, G., Azuz-Adeath, I., Aramburo-Vizcarra, G. 2011, Designing an integrated coastal orientation index: a cross-comparison of Mexican municipalities, Ecological Indicators, vol. 11, № 2, p. 633—642, https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2010.08.009
17.Pomianowski, A., Doburzyński, S. 2021, The Importance of Coastal Cities and Regions in Selected European Countries, European Research Studies Journal, vol. XXIV, № 4, p. 578—589, EDN: WCRVSM, https://doi.org/10.35808/ersj/2608
18.Mikhaylov, A. S., Mikhaylova, A. A., Kuznetsova, T. Y. 2018, Coastalization effect and spatial divergence: Segregation of European regions, Ocean and Coastal Management, № 161, p. 57—65, EDN: XXLJXV, https://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2018.04.024
19.Федоров, Г. М., Корнеевец, В. С. 2015, Социально-экономическая типологизация приморских регионов России, Балтийский регион, № 4, с. 121—134, EDN: VCYWWD, https://doi.org/10.5922/2074-9848-2015-4-7
20.Кузнецова, О. В. 2022, Развитие муниципальной проблематики в государственной пространственной политике России, Региональные исследования, № 2, с. 16—24, EDN: MAFVDK, https://doi.org/10.5922/1994-5280-2022-2-2
21.Ромашина, А. А. 2019, Типология муниципальных образований России по специализации экономики и положению в системе расселения, Региональные исследования, № 3, с. 42—52, EDN: HBEJUG, https://doi.org/10.5922/1994-5280-2019-3-4
22.Нефедова, Т. Г., Трейвиш, А. И., Шелудков, А. В. 2022, Полимасштабный подход к выявлению пространственного неравенства в России как стимула и тормоза развития, Известия Российской академии наук. Серия географическая, № 86 (3), с. 289—309, EDN: FCOHMS, https://doi.org/10.31857/S2587556622030128
23.Кузнецова, О. В. 2024, Муниципальные образования России: новые подходы к типологизации и оценке социально-экономической ситуации, Региональные исследования, № 3, с. 4—15, EDN: OTDVOT, https://doi.org/10.5922/1994-5280-2024-3-1
24.Вольхин, Д. А. 2024, ГИС-моделирование типов муниципалитетов для целей пространственного развития (на примере регионов Российского Причерноморья), Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология, т. 10, № 2, с. 42—60, EDN: NFVNDA
25.Дружинин, А. Г. 2023, Талассоцентрированность приморских территорий России: селитебное и хозяйственное измерение, Региональные исследования, № 4, с. 18—28, EDN: EIHUJD, https://doi.org/10.5922/1994-5280-2023-4-2
26.Дружинин, А. Г. 2020, Опорные базы морского порубежья России: экономическая динамика в условиях геополитической турбулентности, Балтийский регион, т. 12, № 3, с. 89— 104, EDN: CHWNEA, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2020-3-6
27.Тикунов, В. С., Черешня, О. Ю. 2015, Индекс экономического развития регионов Российской Федерации, Вестник Московского университета. Серия 5: География, № 6, с. 41—47, EDN: VYTUTV
28.Бадина, С. В., Панкратов, А. А., Янков, К. В. 2020, Проблемы транспортной доступности изолированных населенных пунктов европейского сектора Арктической зоны России, ИнтерКарто. ИнтерГИС, т. 26, № 1, с. 305—317, EDN: HMHXKE, https://doi.org/10.35595/2414-9179-2020-1-26-305-317
29.Бокучава, Д. Д., Бородина, Т. Л., Виноградова, В. В., Глезер, О. Б., Золотокрылин, А. Н., Соколов, И. А., Титкова, Т. Б., Черенкова, Е. А., Ширяева, А. В. 2018, Природно-климатические условия и социально-географическое пространство России, Москва, Институт географии РАН, EDN: VTAYEG, https://doi.org/10.15356/ncsgsrus
30.Оценка природно-географических условий для жизни населения и хозяйственной деятельности, Национальный атлас России, т. 3. Население. Экономика, URL: https://nationalatlas.ru/tom3/50-51.html (дата обращения: 05.02.2025).
31.Федоров, Г. М., Зверев, Ю. М. 2024, Россия на Балтике: 2014—2023 годы, Калининград, Издательство БФУ им. И. Канта, EDN: BLYKYU, URL: https://publish.kantiana.ru/catalog/non-periodical/monografii/978-5-9971-0839-7/ (дата обращения: 20.02.2025).
32.Кузнецова, О. В. 2024 Экономическая дифференциация и восприимчивость муниципалитетов российской Арктики к федеральным преференциальным режимам, Экономика региона, т. 20, № 2, с. 462—476, EDN: NDHCXU, https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2024-2-8
33.Кузнецова, О. В. 2016, Особые экономические зоны: эффективны или нет? Пространственная экономика, № 4, с. 129—152, EDN: XEDUEZ, https://doi.org/10.14530/se.2016.4.129-152
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование фокусируется на проблематике туристского развития арктического Костомукшского муниципального округа в карело-финском приграничье. Город Костомукша, сформированный как образец российско-финляндского сотрудничества в конце XX в., в XXI в. в связи с прекращением трансграничных перемещений и приграничного сотрудничества ищет новые пути своего развития. В связи с исчерпаемостью природных ресурсов перед муниципалитетом остро стоит вызов выстраивания новых направлений развития, включая переориентацию сферы туризма. Цель — выявление направлений туристского развития приграничного г. Костомукша в новых условиях на основе данных социологического опроса экспертного сообщества. Обобщены данные работы фокус-группы и серии полуформализованных интервью, проведенных автором (май 2024 г.) с руководителями и ключевыми специалистами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с развитием туризма в округе. Выявлены основные ограничения развития туризма в Костомукшском муниципальном округе: экономические, инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, природоохранные, а также сезонность туристского бизнеса. Природоориентированный туризм является приоритетным видом туризма в муниципалитете, подразумевая не только экологический, но и активный, культурно-познавательный, событийный и иные виды. Включение Костомукшского муниципального округа в Арктическую зону представляется одним из направлений корректировки стратегических приоритетов муниципалитета. С учетом специфики локации округа, обеспеченности спортивно-туристской инфраструктурой для зимних видов туризма, успешного опыта организации событийных мероприятий одним из перспективных туристских направлений представляется развитие зимних видов туризма. Исследование выявило необходимость кооперации и взаимодействия сегментов триады «власть — бизнес — общество» в сфере туризма.
На основе годовых временных рядов за период с 1993 по 2022 г. анализируется взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), торговой открытостью и ростом российской экономики. Результаты, полученные с использованием метода граничного тестирования с авторегрессионным распределенным лагом (ARDL), показывают, что ПИИ и торговля положительно влияют на экономическую активность в России в краткосрочной перспективе, при этом долгосрочное воздействие не наблюдается. Дополнительные переменные, например реальный эффективный валютный курс, положительно влияют на экономический рост как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Безработица среди молодежи оказывает разнонаправленное воздействие в краткосрочной перспективе и отрицательное в долгосрочной. Военные расходы не оказывают влияния в краткосрочной перспективе, но отрицательно сказываются на экономике России в долгосрочной, в то время как уровень инфляции имеет как положительный, так отрицательный эффекты в краткосрочной перспективе, влияя негативно на экономический рост в долгосрочной. Тест на причинность по Грейнджеру выявляет однонаправленную зависимость между экономическим ростом, торговой открытостью, военными расходами и реальным эффективным валютным курсом. Для достижения устойчивых результатов рекомендуются меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию торговли, снижению безработицы среди молодежи, пересмотру оборонных расходов и обеспечению сбалансированной денежно-кредитной политики.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
Программа создания принципиально новой отрасли экономики страны — атомной энергетики — является амбициозной задачей стратегического характера, которую реализует Польша, последовательно наращивающая свое политико-экономическое влияние и в рамках Европейского союза, и в масштабах глобальной системы международных отношений. Атомная генерация, по замыслу, позволит Польше преодолеть колею существующего энергетического баланса, сформировать условия для выполнения требований климатической политики Европейского союза, и положительно отразится на конкурентоспособности экономики. Отсутствие собственного технологического задела для реализации программы диктует необходимость привлечения внешнего поставщика технологий — как в части создания самих блоков, так и в части строительства сопутствующей инфраструктуры. Выбор зарубежного технологического партнера предопределен геополитической ситуаций и системой политико-экономических связей, которые возникают как следствие такого решения. Ход реализации программы и ее завершение будут иметь серьезные внешнеполитические последствия для региональной системы международных отношений.
В статье, опирающейся на методы системного и институционального анализа, впервые в российском исследовательском контуре изучены политико-стратегические факторы реализации программы атомной энергетики в Польше, отраженные в документах стратегического планирования. В рамках реализации эмпирического исследования автор рассматривает программу атомной энергетики как многоаспектный политический и стратегический проект, обращает внимание на специфику сопутствующих внутриполитических процессов, а в качестве прикладного измерения исследования определяет внешнеполитические следствия и оценивает риски реализации программы.
Развитие отношений польского государства с соотечественниками за рубежом имеет давнюю традицию, восходящую к периоду II Республики. В соответствии с предложенной тогда моделью взаимодействия за отношения с польской диаспорой (Полонией) отвечала верхняя палата — Сенат. Эта институциональная рамка была восстановлена в постсоциалистический период и считалась одним из способов демонстрации преемственности в отношениях с поляками за рубежом. Однако постепенно возникали практические противоречия, связанные с распределением средств на диаспоральную политику и борьбой политических сил за имидж защитников польской диаспоры. В результате было предпринято несколько попыток изменить институты диаспоральной политики Польши, которые заключались в усилении роли как органов исполнительной власти, так и Сената. В теоретическом плане статья опирается на неоинституциональную методологию и рассматривает произошедшие трансформации как варианты институциональных изменений, обусловленные не только разными структурными причинами, но и расширением состава участников взаимодействия внутри государственного механизма. В статье показано, что важнейшими тенденциями в трансформации институтов диаспоральной политики Польши в 1991—2025 гг. стали формализация институционального дизайна, постепенное снижение масштаба внедряемых изменений и общая незавершенность преобразований, связанная с относительной их частотой и межпартийной конкуренцией (главным образом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»).
На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Начало специальной военной операции (СВО) создало концептуальный вакуум в российской политике Евросоюза: провозгласив Москву стратегической угрозой, Брюссель ограничил все контакты с ней, а также сосредоточился на санкциях и поддержке Украины. Цель статьи — выявить, как деколонизация (как социально-политическая категория) становится идейной основой для современной политики Евросоюза в отношении России, а также обозначить важность балтийских антрепренеров в этом процессе. Теоретически статья основана на концепции множественных потоков. Эмпирический материал включает документы ЕC и высказывания его политиков в период с 2022 г. по настоящее время. Выявлено три интерпретации деколонизации. Первая в качестве проблемы видит прошлую недостаточную субъектность стран Балтии и Польши при выработке российской политики ЕС. Результатом становится принятие на наднациональном уровне максимально жесткой, «балтийской» линии в отношении России. В фокусе второй интерпретации находятся интеримпериальность и стремление эмансипировать страны постсоветской Евразии через более тесное и равное сотрудничество с ЕС. В результате пересматривается его политика расширения, дополнительно легитимируются антироссийские санкции, возникает новая иерархия в постсоветской Евразии. Наконец, третья, наиболее маргинальная интерпретация деколонизации состоит в возвращении субъектности народам и регионам России. На данный момент эта трактовка лишь упоминается в некоторых документах и выступлениях, но ее присутствие создает негативный фон для любого диалога России и ЕС. Статья отмечает важность балтийских антрепренеров в интерпретациях деколонизации и демонстрирует различия в их технической реализуемости. В заключении три интерпретации деколонизации сравниваются, дается краткая оценка их влияния на восстановление отношений ЕС и России.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru