Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах ( r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует ( r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценк а звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных ( U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено ( U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Драматичные события в Брянске 7 декабря 2023 г. вновь подняли вопрос о травле как патологической форме групповой динамики в подростковой среде. По поводу предотвращения школьного буллинга выступили депутаты Государственной думы, направившие свои предложения вице-премьеру РФ Т. А. Голиковой. О необходимости разработать законопроект, направленный на определение феномена травли и нормативных способов ее регуляции, а также исключение случаев травли из рейтингов оценки эффективности школ заявила Я. В. Лантратова.
Список литературы
1. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Малинина Н. С. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. Т. 81. № 11 (81). С. 26-31. EDN: OJSVWP
2. Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп): дис.. канд. психол. наук:. Ленинград, 1981. 214 с. EDN: ZTRFHB
3. Беспалов Д. В., Набасова Н. В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). С. 222-230. EDN: QAFYBN
4. Жирар Р. Козел отпущения / пер. с фр. Г. Дашевского. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 336 с. EDN: QVAARZ
5. Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-220-242 EDN: XRVWLJ
6. Коломинский Я. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010. 552 с.
7. Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 3. С. 14-31. EDN: QHYGKC
8. Кричевский Р. Л. Психология лидерства: учеб. пособие. М.: Статут, 2007. 541 с. EDN: QXQCNJ
9. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с.
10. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантого поведения несовершеннолетних // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. № 9. С. 268-278. EDN: PJCMQP
11. Новикова М., Реан А., Коновалов И. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распрост раненности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62-90. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-3-62-90 EDN: UAIWHS
12. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
13. Приходько А. А., Суворова И. Ю. Школьный буллинг: системность и противодействие // Современ ная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 136-144. DOI: 10.17759/jmfp.2022110412 EDN: FLCLAH
14. Семякина М. А., Большакова Т. Ю. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки у детей младшего школьного возраста // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе.: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Григорович. М.: МГОУ, 2019. С. 121-124. EDN: ZHRVHJ
15. Слепухина Г. В., Безенкова Т. А., Андриенко О. А. Личностные особенности подростков с девиантным поведением // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 396-401. DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0088 EDN: QBUEHG
16. Тодорова М. С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 94-98. EDN: SXJMWP
17. Харабаджах М. Н. Буллинг как феномен целенаправленного агрессивного поведения в подростковом возрасте // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Ижевск, 10 ноября 2020 г.). Уфа: Аэтерна, 2020. С. 186-189. EDN: WGCRPM
18. Шурлакова Н. А. Самооценка и социометрический статус старших подростков с различным уровнем агрессии // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. № 5. С. 184-194. EDN: QMZRAS
19. Bion W. R. Experiences in groups: and other papers. London: Routledge, 1961. 200 p.
20. Exploring bullying perpetration and victimization among adolescent girls in the child welfare system: Bully-only, victim-only, bully-victim, and noninvolved roles / P. R. Sterzing et al. // Journal of Interpersonal Violence. 2020. Vol. 35. № 5-6. С. 1311-1333. DOI: 10.1177/0886260517696864
21. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood / eds.: K. H.Rubin, J. B. Asendort. Mahwah: Lawrenee Erlbaum Assoeiates, 1993. P. 315-341.
22. Pathways from early family violence to adolescent reactive aggression and violence victimization / K. J. Perry et al. // Journal of Family Violence. 2020. Vol. 36. № (1). P. 75-86. DOI: 10.1007/s10896-019-00109-4 EDN: IMKZEX
23. Psychological and pedagogical determinants of personality bullying in the sociometric dimension / L. Filipenko et al. // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2022. Vol. 14. № 1. P. 263-282. DOI: 10.18662/rrem/14.1/518 EDN: KAPBCP
24. Spotlight on adolescent health and well-being. Findings from the 2017/2018 HBSC survey in Europe and Canada: international report /j. Inches et al. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020. Vol. 2. 145 p.
25. The potential of anti-bullying efforts to prevent academic failure and youth crime. A case using the Olweus Bullying Prevention Program (OBPP) / N. T. Borgen et al. // Prevention Science. 2021. Vol. 22. № 8. P. 1147-1158. DOI: 10.1007/s11121-021-01254-3 EDN: WZCDRN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.
Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.
В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.
Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.
Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.
В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/