В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Одной из значимых практико-ориентированных проблем современного общества, ставшего на путь развития общества равных возможностей, основанного на гуманистических принципах и положениях, является проблема сопровождения профессионально-личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Список литературы
1. Асанова З. Р., Чалбаш Э. Р. Образовательный путь в профессиональном становлении: от мечты к достижению цели // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 1. С. 49-59. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-1-49-59 EDN: HXRXMA
2. Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Междис циплинарные проблемы психологии телесности: материалы Межведомственной научно-практической конференции (Москва, 20-21 октября 2004 г.) / ред.-сост.: В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: Московский гуманитарный университет, 2004. С. 133-148.
3. Бонкало Т. И. Трансформация образа телесного “Я” в структуре самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Человеческий капитал. 2021. № 8 (152). С. 91-100. 10.25629/ HC.2021.08.10. DOI: 10.25629/HC.2021.08.10 EDN: KRTNMR
4. Бонкало Т. И., Истомина Е. В. Психологические условия формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 1 (66). С. 39-50. DOI: 10.26456/vtpsyped/2024.1.039 EDN: PENNKQ
5. Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследование образа физического “Я”: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.: Философское общество СССР, 1991. С. 71-74.
6. Каминская Н. А., Айламазян А. М. Исследования образа физического “Я” в различных психологических школах // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 45-55. 10.11621/ npj.2015.0300. DOI: 10.11621/npj.2015.0300 EDN: XABVNL
7. Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122-130. EDN: GXUAYH
8. Пряжников П. Н., Пряжникова Е. Ю., Сергеева М. Г. Теоретические аспекты профориентации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. М.: РУДН, 2019. 148 с. EDN: YVWKVF
9. Пряжникова Е. Ю., Чистовский Д. И. Самосознание студентов с ОВЗ на этапе профессионального развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 81-91. EDN: TDYBWF
10. Романович Н. А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 5-8.
11. Рябова Н. В., Бобкова О. В. Профессиональное развитие и трудоустройство студентов педагогического вуза с ограниченными возможностями здоровья // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 60-66. EDN: VTCCWR
12. Садовникова Н. О., Мацнева Н. И. Развитие мотивации к освоению профессии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 14-18. EDN: KIZOHS
13. Соколова Е. Т., Дорожевец А. Н. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 39-49.
14. Скрябина Д. Ю. Особенности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5 (309). С. 42-47. EDN: QCVKZY
15. Тхостов А. Ш. Психология телесности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2002. 287 с. EDN: QXSLJR
16. Чебровская С. В. Профессиональное будущее в представлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья накануне выбора профессии // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 218-223. DOI: 10.17513/snt.39604 EDN: RMZPHT
17. Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 16-24. DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-16-24 EDN: KRBDAM
18. Han N., Park So-Y., Bang J. B. Pharmacy students’ attitudes toward persons with disabilities and perceptions of right to self-determination // American Journal of Pharmaceutical Education. 2023. Vol. 87 (4). P. 9109. DOI: 10.5688/ajpe9109 EDN: RFDZXC
19. Johnstone C., Svajan A., Yesayan V. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education // Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University, 2018. P. 85-104.
20. Smith T. E., Polloway E. A., Patton J. R., Dowdy C. A. Teaching students with special needs in inclusiv e settings. Boston, MA: Pearson Education, Inc., 2008. 465 p.
21. Vaughn S., Bos C. S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. 8th ed. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 2012. 450 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах ( r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует ( r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценк а звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных ( U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено ( U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.
Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.
В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.
Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.
Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.
В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/