Статьи в выпуске: 6

КРИТЕРИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (2024)
Авторы: ПРЮС ФРАНЦ, ПЕРЕВОЗКИНА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА, ПЕРЕВОЗКИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, МОРОЗ МИХАИЛ ИГОРЕВИЧ

В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.

Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ЗВЕЗД И ИЗГОЕВ В НОРМАТИВНЫХ И ДЕВИАНТНЫХ ГРУППАХ (2024)
Авторы: Суворова Ирина Юрьевна, ДУБОВЕЦ ЛЮДМИЛА ЯКОВЛЕВНА

Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах ( r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует ( r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценк а звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных ( U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено ( U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕЛЕСНЫХ МОДИФИКАЦИЙ И САМООЦЕНКИ (2024)
Авторы: КУРДИН ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ, ЖАМБАЛОВА ХАНДАЖАБ БАТОРОВНА, САВИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.

Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.

В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.

В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.

Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.

Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.

Сохранить в закладках
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА (2024)
Авторы: МУХИНА СВЕТЛАНА ЕРУСЛАНОВНА, ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.

Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).

Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (2024)
Авторы: ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ (2024)
Авторы: Миронова Оксана Ивановна

В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.

В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов.

Сохранить в закладках