В последние годы использование социальных сетей подростками и молодыми людьми значительно расширилось, и это привело к значительному росту проблем с психическим здоровьем и благополучием среди подростков и молодых взрослых. Несмотря на то что социальные сети обвиняют в росте проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых взрослых, они по-прежнему вызывают споры. В этом обзоре предпринята попытка обобщить имеющуюся информацию о связи между (1) интенсивным и проблемным использованием социальных сетей, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей. Обзор литературы проводится и публикуется в соответствии с рекомендациями по предпочтительным статьям отчетности для систематических обзоров и мета- анализа (PRISMA). Систематический поиск публикаций осуществляется в шести базах данных в период с 2017 по 2022 год. Включение статей ограничено взаимосвязью между следующими типами использования социальных сетей: (1) интенсивным и проблем ным использованием, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет и рецензируемая публикация на английском языке. Поиск выявил 13 статей, в том числе 11 поперечных исследований, 1 лонгитюдное исследование и 1 экспериментальное исследование. Интенсивное использование социальных сетей по-прежнему не оказывает негативного влияния на психическое здоровье и благополучие подростков, однако проблемное использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье и благополучии подростков. Основной переменной в отрицательной связи между активным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков было время, проведенное в социальных сетях. Что касается связи между пассивным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков и молодых людей, то обнаружено сдерживающее воздействие первоначального настроения и оптимизма и опосредующий эффект зависти, вызванной социальными сетями. Благодаря тому, что социальное сравнение является посредником между тенденцией к социальному сравнению и восходящим социальным сравнением, а также модератором результатов социального сравнения и самоэффективности, социальное сравнение является важнейшим механизмом пассивного использования социальных сетей, а также обеспечения благополучия подростков и их психического здоровья. Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей весьма сложна. На эти взаимосвязи влияют индивидуальные особенности человека, воздействие окружающей среды и другие сопутствующие факторы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
In recent decades, with the advent of mobile technology devices and the proliferation of social media platforms, the use of social media worldwide has permeated our socie ty [55]. Different internet-based networks known as “social media” enable users to interact with one another verbally and visually (e. g., WhatsApp, Facebook** or Instagram**) [70].
Список литературы
1. Active and passive social media use and symptoms of anxiety and depressed mood among Icelandic adolescents / I. E. Thorisdottir et al. // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. № 8. P. 535-542. DOI: 10.1089/cyber.2019.0079
2. Adolescents’ intense and problematic social media use and their well-being in 29 countries / M. Boer et al. // Journal of Adolescent Health. 2020. № 6S (66). P. S89 - S99. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2020.02.014 EDN: VQGFUO
3. Aichner T., Jacob F. Measuring the degree of corporate social media use // International Journal of Market Research. 2015. Vol. 57. № 2. P. 257-276. DOI: 10.2501/ijmr-2015-018
4. Anderson E. L., Steen E., Stavropoulos V.Internet use and problematic Internet use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adulthood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22. № 4. P. 430-454. DOI: 10.1080/02673843.2016.1227716
5. Anderson M., Jiang J. Teens’ social media habits and experiences // Pew Research Center: Internet, Science & Tech. 2018. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2018/11/28/teens-social-media-habits-and-experiences/(date of access: 12.08.2022).
6. A proposed framework for developing quality assessment tools / P. Whiting et al. // Systematic Reviews. 2017. № 1 (6). P. 204. DOI: 10.1186/s13643-017-0604-6 EDN: LHBAVX
7. Aromataris E., Munn Z. JBI manual for evidence synthesis. Refined site. 2020. URL: https://synthesismanual.jbi.global.
8. Association between passive social media use and well-being among adolescents and young adults: a systematic review / L. Y. Lin et al. // JAMA Pediatrics. 2021. № 2 (175). P. 192-201. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2020.5303
9. A systematic approach to searching: an efficient and complete method to develop literature searches / W. M. Bramer et al. // Journal of the Medical Library Association. 2018. № 4 (106). P. 531-541. 10.5195/ jmla.2018.283. DOI: 10.5195/jmla.2018.283
10. Baker K. A., Weeks S. M. An overview of systematic review // Journal of Perianesthesia Nursing. 2014. № 6 (29). P. 454-458. DOI: 10.1016/j.jopan.2014.07.002
11. Bayer J. B., Triệu P., Ellison N. B. Social media elements, ecologies, and effects // Annual Review of Psychology. 2020. № 1 (71). P. 471-497. DOI: 10.1146/annurev-psych-010419-050944 EDN: CTRQRD
12. Beers L. S., Tu K. M., Kandalaft M. R. An examination of the associations between social media use and mental health outcomes in adults // Issues in Mental Health Nursing. 2020. № 11 (41). P. 961-967. DOI: 10.1080/01612840.2020.1730491
13. Bergagna E., Tartaglia S. Self-esteem, social comparison, and Facebook** use // Europe’s Journal of Psychology. 2018. № 4 (14). P. 831-845. DOI: 10.5964/ejop.v14i4.1592
14. Best P., Manktelow R., Taylor B. Online communication, social media and adolescent wellbeing: a systematic narrative review // Children and Youth Services Review. 2014. № 41. P. 27-36. 10.1016/j. childyouth.2014.03.001. DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.03.001
15. Blakemore S.-J., Mills K. L. Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? // Annual Review of Psychology. 2014. № 1 (65). P. 187-207. DOI: 10.1146/annurev-psych-010213-115202
16. Boer M., Stevens G. W. J. M., Finkenauer C., van den Eijnden R. J. J. M. The complex association between social media use intensity and adolescent wellbeing: a longitudinal investigation of five factors that May affect the association // Computers in Human Behavior. 2022. № 128. P. 107084. 10.1016/j. chb.2021.107084. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107084 EDN: RNACIG
17. Brandenberg G., Ozimek P., Bierhoff H.-W., Janker C. The relation between use intensity of private and professional SNS, social comparison, self-esteem, and depressive tendencies in the light of self-regulation // Behaviour Information Technology. 2018. № 6 (38). P. 578-591. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1545049
18. Burnell K., George M. J., Underwood M. K. Browsing different Instagram profiles and associations with psychological well-being // Frontiers in Human Dynamics. 2020. № 2. P. 585518. 10.3389/ fhumd.2020.585518. DOI: 10.3389/fhumd.2020.585518 EDN: WUOVKA
19. Buunk A. P., Gibbons F. X. Social comparison: the end of a theory and the emergence of a field // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2007. № 1 (102). P. 3-21. DOI: 10.1016/j.obhdp.2006.09.007
20. Children and parents: media use and attitudes report // Ofcom. 2022. URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0024/234609/childrens-media-use-and-attitudes-report-2022.pdf (date of access: 12.08.2022).
21. Cooke A., Smith D., Booth A. Beyond PICO: the SPIDER tool for qualitative evidence synthesis // Qualitative Health Research. 2012. № 10 (22). P. 1435-1443. DOI: 10.1177/1049732312452938
22. Does time spent using social media impact mental health? An eight year longitudinal study / S. M. Coyne et al. // Computers in Human Behavior. 2019. № 104. P. 106160. DOI: 10.1016/j.chb2017z.2019.106160
23. Critical appraisal tools // Joanna Briggs Institute. 2020. URL: https://jbi.global/critical-appraisal-tools.
24. Crone E. A., Konijn E. A. Media use and brain development during adolescence // Nature Communications. 2018. Vol. 9. № 1. P. 588. DOI: 10.1038/s41467-018-03126-x EDN: KWWJTC
25. Crusius J., Gonzalez M. F., Lange J., Cohen-Charash Y. Envy: an adversarial review and comparison of two competing views // Emotion Review. № 12 (12). 2019. P. 3-21. DOI: 10.1177/1754073919873131 EDN: HUPRUK
26. Data extraction methods for systematic review (semi)automation: a living systematic review / L. Schmidt et al. // F1000Research. 2021. № 10. P. 401. DOI: 10.12688/f1000research.51117.21 EDN: XNHBYZ
27. Do others’ self-presentation on social media influence individual’s subjective well-being? A moderated mediation model / X. Fan et al. // Telematics and Informatics. 2019. № 6 (41). P. 86-102. 10.1016/j. tele.2019.04.001. DOI: 10.1016/j.tele.2019.04.001 EDN: OXVWGW
28. Do social network sites enhance or undermine subjective well-being? A critical review / P. Verduyn et al. // Social Issues and Policy Review. 2017. Vol. 11. № 1. P. 274-302. DOI: 10.1111/sipr.12033
29. Eijnden van den R. J. J. M., Lemmens J. S., Valkenburg P. M. The social media disorder scale // Computers in Human Behavior. 2016. № 61. P. 478-487. DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.038
30. Elhai J. D., Levine J. C., Hall B. J. The relationship between anxiety symptom severity and problematic smartphone use: a review of the literature and conceptual frameworks // Journal of Anxiety Disorders. 2019. № 62. P. 45-52. DOI: 10.1016/j.janxdis.2018.11.005
31. Evaluating meta-ethnography: a synthesis of qualitative research on lay experiences of diabetes and diabetes care / R. Campbell et al. // Social Science & Medicine. 2003. № 4 (56). P. 671-684. 10.1016/ s0277-9536(02)00064-3. DOI: 10.1016/s0277-9536(02)00064-3 EDN: GPFXZP
32. Feltman C. E., Szymanski D. M. Instagram** use and self-objectification: the roles of internalization, comparison, appearance commentary, and feminism // Sex Roles. 2017. № 5-6 (78). P. 311-324. DOI: 10.1007/s11199-017-0796-1
33. Frison E., Eggermont S. Exploring the relationships between different types of Facebook** use, perceived online social support, and adolescents’ depressed mood // Social Science Computer Review. 2015. № 2 (34). P. 153-171. DOI: 10.1177/0894439314567449
34. Gerber J. P., Wheeler L., Suls J. A social comparison theory meta-analysis 60+ years on // Psychological Bulletin. 2018. № 2 (144). P. 177-197. DOI: 10.1037/bul0000127
35. Guidance on the conduct of narrative synthesis in systematic reviews a product from the ESRC methods programme /j. Popay et al. London: PublisherInstitute for Health Research, 2006. 92 p.
36. International perspectives on social media use among adolescents: Implications for mental and social well-being and substance use / M. Boniel-Nissim et al. // Computers in Human Behavior. 2021. № 129. P. 107144. DOI: 10.1016/j.chb.2021.107144 EDN: BIGPML
37. Ivie E. J., Pettitt A., Moses L. J., Allen N. B. A meta-analysis of the association between adolescent social media use and depressive symptoms // Journal of Affective Disorders. 2020. № 275. P. 165-174. DOI: 10.1016/j.jadz2020.06.014 EDN: SHMYCX
38. Keles B., McCrae N., Grealish A. A systematic review: the influence of social media on depression, anxiety and psychological distress in adolescents // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. № 1 (25). P. 79-93. DOI: 10.1080/02673843.2019.1590851
39. Kelly Y., Zilanawala A., Booker C., Sacker A. Social media use and adolescent mental health: findings from the UK Millennium cohort study // EClinicalMedicine. 2019. Vol. 6. P. 59-68. 10.1016/j. eclinm.2018.12.005. DOI: 10.1016/j.eclinm.2018.12.005
40. Kemp S. The global state of digital in July 2022 // DataReportal. Global Digital Insights. 2022. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-july-global-statshot (date of access: 12.08.2022).
41. Killick C., Taylor B. J. Professional decision making on elder abuse: systematic narrative review // Journal of Elder Abuse and Neglect. 2009. № 3 (21). P. 211-238. URL: https://pure.ulster.ac.uk/en/publications/professional-decision-making-on-elder-abuse-systematic-narrative-3 (date of access: 16.08.2022).
42. Kim H. H. The impact of online social networking on adolescent psychological well-being (WB): a population-level analysis of Korean school-aged children // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. № 3 (22). P. 364-376. DOI: 10.1080/02673843.2016.1197135
43. Kircaburun K., Griffiths M. D., Billieux J. Childhood emotional maltreatment and problematic social media use among adolescents: The the mediating role of body image dissatisfaction // International Journal of Mental Health and Addiction. 2020. № 18. P. 1536-1547. DOI: 10.1007/s11469-019-0054-6 EDN: HLOBFM
44. Lasota M. Growing up in a digital world: benefits and risks // UNICEF Global Development Commons. 2018. URL: https://gdc.unicef.org/resource/growing-digital-world-benefits-and-risks (date of access: 12.08.2022).
45. Li Y. Upward social comparison and depression in social network settings settings // Internet Research. 2019. № 1 (29). P. 46-59. DOI: 10.1108/intr-09-2017-0358
46. Lin S., Liu D., Niu G., Longobardi C. Active social network sites use and loneliness: the mediating role of social support and self-esteem // Current Psychology. 2020. № 4 (41). DOI: 10.1007/s12144-020-00658-8 EDN: VEKQFW
47. Liu Q., Niu G., Fan C., Zhou Z. Passive use of social network site and its relationships with self-esteem and self-concept clarity: a moderated mediation analysis // Acta Psychologica Sinica. 2017. № 1 (49). P. 60. DOI: 10.3724/sp.j.1041.2017.00060
48. MacDonald G. Using systematic reviews to improve social care. London: Social Care Institute for Excellence, 2003. 33 p. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Using-Systematic-Reviews-to-Improve-Social-Care-MacDonald/6d8514ee6a876588a8d54ba14a4a33aacd88d4a6 (date of access: 16.08. 2022).
49. Marino C., Gini G., Vieno A., Spada M. M. The associations between problematic Facebook** use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: a systematic review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. 2018. № 226. P. 274-281. DOI: 10.1016/j.jad.2017.10.007
50. McFadden P., Taylor B. J., Campbell A., McQuilkin J. Systematically identifying relevant research / Research on Social Work Practice. 2012. № 6 (22). P. 626-636. DOI: 10.1177/1049731512453209
51. Meier A., Gilbert A., Börner S., Possler D. Instagram** inspiration: how upward comparison on social network sites can contribute to well-being // Journal of Communication. 2020. № 5 (70). P. 721-743. DOI: 10.1093/joc/jqaa025 EDN: RLOIEB
52. Meier A., Johnson B. K. Social comparison and envy on social media: a critical review // Current Opinion in Psychology. 2022. № 45. P. 101302. DOI: 10.1016/j.copsyc.2022.101302 EDN: RSFOAK
53. Meier A., Schäfer S. The positive side of social comparison on social network sites: how envy can drive inspiration on Instagram** // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2018. № 7 (21). P. 411-417. DOI: 10.1089/cyber.2017.0708
54. Myers T. A., Crowther J. H. Social comparison as a predictor of body dissatisfaction: a meta-analytic review // Journal of Abnormal Psychology. 2009. № № 4 (118). P. 683-698. DOI: 10.1037/a0016763
55. Nesi J. The impact of social media on youth mental health: challenges and opportunities // North Carolina Medical Journal. 2020. Vol. 81. № 2. P. 116-121. DOI: 10.18043/ncm.81.2.116 EDN: IGALPK
56. Noon E. J., Meier A. Inspired by friends: adolescents’ network homophily moderates the relationship between social comparison, envy, and inspiration on Instagram** // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. № 12 (22). P. 787-793. DOI: 10.1089/cyber.2019.0412
57. Nowland R., Necka E. A., Cacioppo J. T. Loneliness and social Internet use: pathways to reconnection in a digital world? // Perspectives on Psychological Science. 2018. № 2 (13). P. 174569161771305. DOI: 10.1177/1745691617713052
58. Orben A., Dienlin T., Przybylski A. K. Social media’s enduring effect on adolescent life satisfaction // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. № 21 (116). P. 201902058. 10.1073/ pnas.1902058116. DOI: 10.1073/pnas.1902058116
59. Orben A., Przybylski A. K., Blakemore S.-J., Kievit R. A. Windows of developmental sensitivity to social media // Nature Communications. 2022. № 1 (13). P. 1649. DOI: 10.1038/s41467-022-29296-3 EDN: HFYDBK
60. Owens J. K. Systematic reviews: brief overview of methods, limitations, and resources // Nurse Author & Editor. 2021. № 3-4 (31). P. 69-72. DOI: 10.1111/nae2.28 EDN: OZVIQJ
61. Park S. Y., Baek Y. M. Two faces of social comparison on Facebook**: the interplay between social comparison orientation, emotions, and psychological well-being // Computers in Human Behavior. 2018. № 79. P. 83-93. DOI: 10.1016/j.chb.2017.10.028
62. Personality traits, interpersonal relationships, online social support, and Facebook addiction /j.-H. Tang et al. // Telematics and Informatics. 2016. № 1 (33). P. 102-108. DOI: 10.1016/j.tele.2015.06.003
63. Pfeifer J. H., Allen N. B. Puberty initiates cascading relationships between neurodevelopmental, social, and internalizing processes across adolescence // Biological Psychiatry. 2020. № 2 (89). 10.1016/j. biopsych.2020.09.002. DOI: 10.1016/j.biopsych.2020.09.002 EDN: SCIMBF
64. Prevalence and risk factors for diabetes mellitus in Nigeria: a systematic review and meta-analysis / A. E. Uloko et al. // Diabetes Therapy. 2018. № 3 (9). P. 1307-1316. DOI: 10.1007/s13300-018-0441-1 EDN: QEGMXK
65. Primack B. A., Escobar-Viera C. G. Social media as it interfaces with psychosocial development and mental illness in transitional age youth // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2017. № 2 (26). P. 217-233. DOI: 10.1016/j.chc.2016.12.007
66. Problematic social media use and health among adolescents / L. Paakkari et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 4 (18). P. 1885. DOI: 10.3390/ijerph18041885 EDN: LNFDVO
67. Problematic social media use: results from a large-scale nationally representative adolescent sample / F. Banyai et al. // PLoS One. 2017. № 1 (12). e0169839. DOI: 10.1371/journal.pone.0169839
68. Radovic A., Gmelin T., Stein B. D., Miller E. Depressed adolescents’ positive and negative use of social media // Journal of Adolescence. 2017. № 55 (55). P. 5-15. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.12.002
69. Reinecke L., Trepte S. Authenticity and well-being on social network sites: a two-wave longitudinal study on the effects of online authenticity and the positivity bias in SNS communication // Computers in Human Behavior. 2014. № 30. P. 95-102. DOI: 10.1016/j.chb.2013.07.030
70. Roles of cyberbullying, sleep, and physical activity in mediating the effects of social media use on mental health and wellbeing among young people in England: a secondary analysis of longitudinal data / R. M. Viner et al. // The Lancet Child & Adolescent Health. 2019. № 3 (10). P. 685-696. DOI: 10.1016/s23524642(19)30186-5
71. Sharifians N., Zaheed A. B., Zahodne L. B. The role of envy in linking active and passive social media use to memory functioning // Psychology of Popular Media Culture. 20212022. № 1 (11). P. 80-89. DOI: 10.1037/ppm0000318
72. Shaw A. M., Timpano K. R., Tran T. B., Joormann J. Correlates of Facebook** usage patterns: The relationship between passive Facebook** use, social anxiety symptoms, and brooding. // Computers in Human Behavior. 2015. № 48. P. 575-580. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.003
73. Social comparison on social networking sites / P. Verduyn et al. // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 36. P. 32-37. DOI: 10.1016/j.copsyc.2020.04.002 EDN: BMXUME
74. Social media and well-being: pitfalls, progress, and next steps / E. Kross et al. // Trends in Cognitive Sciences. 2021. № 1 (25). P. 55-66. DOI: 10.1016/j.tics.2020.10.005 EDN: EBQJIS
75. Social media browsing and adolescent well-being: challenging the “passive social media use hypothesis” / P. Valkenburg et al. // Europe PMC Journal of Computer-Mediated Communication. 2022. № 1 (27). DOI: 10.1093/jcmc/zmab0152021
76. Social media use intensity, social media use problems, and mental health among adolescents: investigating directionality and mediating processes / M. Boer et al. // Computers in Human Behavior. 2021. № 116. P. 106645. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106645 EDN: IIUJOK
77. Systematic review of the application of the plan-do-study-act method to improve quality in healthcare / M. J. Taylor et al. // BMJ Quality & Safety. 2014. Vol. 23. № 4. P. 290-298. DOI: 10.1136/bmjqs-2013-001862
78. Tartaglia S., Bergagna E. Social networking sites passive use and its effects on sad-happy mood // Psihologija. 2022. № 2 (55). P. 137-147. URL: http://www.doiserbia.nb.rs/Article.aspx?ID=0048-57052100008T #. Yww0j3bMK3A (date of access: 29.08.2022]). EDN: YYWNOC
79. Testing methodological guidance on the conduct of narrative synthesis in systematic reviews / M. Rodgers et al. // Evaluation. 2009. № 15 (15). P. 49-73. DOI: 10.1177/1356389008097871
80. The dark side of Internet use: two longitudinal studies of excessive Internet use, depressive symptoms, school burnout and engagement among finnish early and late adolescents / K. Salmela-Aro et al. // Journal of Youth and Adolescence. 2016. № 2 (46). P. 343-357. DOI: 10.1007/s10964-016-0494-2 EDN: HLNJIF
81. The impact of Internet and social media use on well-being: a longitudinal analysis of adolescents across nine years / C. Schemer et al. // Journal of Computer-Mediated Communication. 2021. № 1 (26). P. 1-21. DOI: 10.1093/jcmc/zmaa014 EDN: EOFQQX
82. The relationship between Instagram use and indicators of mental health: a systematic review / L. Faelens et al. // Computers in Human Behavior Reports. 2021. № 4. P. 100121. DOI: 10.1016/j.chbr.2021.100121 EDN: GTSPFW
83. Chadee D. Theories in Social Psychology / edited by D. Chadee. John Wiley & Sons, 2022. 320 p. URL: https://books.google.co.uk/books?hl=zh-CN&lr=&id=y8Z6EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA165&dq=assimilation+contrast+social+comparison&ots=wdWX3lhhlS&sig=yf-j5kRD9DmKx8NZQH9d2Zc4wjQ #v=onepage&q=assimilation%20contrast%20social%20comparison&f=false (date of access: 19.08. 2022).
84. Torgerson D. J., Torgerson C. J. Designing randomised trials in health, education and the social sciences: an introduction. Springer, 2008. 209 p. URL: https://books.google.co.uk/books?lr=&id=3leHDAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&dq=Torgerson+D (date of access: 24.08. 2022).
85. Tosun L. P., Kaşdarma E. Passive Facebook** use and depression: a study of the roles of upward comparisons, emotions, and friendship type // Journal of Media Psychology. 2019. № 2 (32). P. 1-11. DOI: 10.1027/1864-1105/a000269 EDN: HQMWMD
86. Trifiro B. M., Gerson J. Social media usage patterns: research note regarding the lack of universal validated measures for active and passive use // Social Media + Society. 2019. № 2 (5). P. 205630511984874. DOI: 10.1177/2056305119848743
87. Trub L., Rosenthal L. Instagram** Instasad?: exploring associations among Instagram** use, depres sive symptoms, negative social comparison, and strangers followed // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. № 5 (18). P. 247-252. DOI: 10.1089/cyber.2014.0560
88. Twenge J. M., Martin G. N., Campbell W. K. Decreases in psychological well-being among American adolescents after 2012 and links to screen time during the rise of smartphone technology // Emotion. 2018. № 6 (18). P. 765-780. DOI: 10.1037/emo0000403
89. Underwood M. K., Ehrenreich S. E. The power and the pain of adolescents’ digital communication: Cyber victimization and the perils of lurking // American Psychologist. 2017. № 2 (72). P. 144-158. DOI: 10.1037/a0040429
90. Vannucci A., McCauley Ohannessian C. Social media use subgroups differentially predict psychosocial well-being during early adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2019. № 8 (48). P. 1469-1493. DOI: 10.1007/s10964-019-01060-9 EDN: KWNMLX
91. Vogels E. A., Gelles-Watnick R., Massarat N. Teens, social media and technology // Pew Research Center: Internet, Science & Tech. 2022. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2022/08/10/ teens-social-media-and-technology-2022/(date of access: 12.08.2022).
92. Wang J.-L., Wang H.-Z., Gaskin J., Hawk S. The mediating roles of upward social comparison and self-esteem and the moderating role of social comparison orientation in the association between social networking site usage and subjective well-being // Frontiers in Psychology. 2017. № 8. P. 771. 10.3389/ fpsyg.2017.00771. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00771
93. Wartberg L., Kriston L., Thomasius R.Internet gaming disorder and problematic social media use in a representative sample of German adolescents: Prevalence estimates, comorbid depressive symptoms and related psychosocial aspects // Computers in Human Behavior. 2020. № 103. P. 31-36. 10.1016/j. chb.2019.09.014. DOI: 10.1016/j.chb.2019.09.014 EDN: DXXCFP
94. Wenninger H., Cheung C. M. K., Chmielinski M. Understanding envy and users’ responses to envy in the context of social networking sites: a literature review // International Journal of Information Management. 2021. № 4 (58). P. 102303. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102303 EDN: YDZYSO
95. Woods H. C., Scott H. Sleepyteens: Social media use in adolescence is associated with poor sleep quality, anxiety, depression and low self-esteem // Journal of Adolescence. 2016. № 51 (51). P. 41-49. DOI: 10.1016/j.adolescence.2016.05.008
96. Yoon S., Kleinman M., Mertz J., Brannick M. Is social network site usage related to depression? A eta-analysis of Facebook** - depression relations relations // Journal of Affective Disorders. 2019. № 248. P. 65-72. DOI: 10.1016/j.jad.2019.01.026
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлена теоретическая реконструкция предметной области психологии - концепт восприятия времени. Показано, что операциональные черты отражают временные характеристики, поэтому содержание временных показателей может стать значимым маркером, описывающим человека в целом. Проблемным является отсутствие упорядоченных представлений о системном исследовании восприятия времени, включающем в себя психологические, когнитивные, эмотивные и поведенческие характеристики, описывающие детерминирующий характер времени в процессах жизнеосуществления. Таким образом, важно понять, какие факторы имеют решающее значение для определения способности оценивать течение времени и каким образом они модулируют психические процессы и состояния. Одним из методов исследования стал трансспективный анализ, позволивший описать новые закономерности хронотопической направленности изучаемого феномена. Кроме того, он позволяет операционализировать понятие «хронотоп» для понимания уникальных специфических характеристик времени и пространства в реализуемом исследовании. В статье отражено, что новый подход к исследованию времени позволяет перейти к изучению хронотопической обусловленности психического процесса и описать концептуальные особенности пространственно-временных характеристик образа мира человека. Специфика восприятия времени, отраженная в операциональных характеристиках решения задачи, способна выступать индикатором когнитивного ресурса человека. Понимание специфики отражения временных характеристик в процессах жизнеосуществления поможет понять механизмы восприятия и интерпретации событий окружающего мира, поведение человека в различных ситуациях. Трансспективный анализ изучения современных исследований времени позволяет зафиксировать, что время может выступать важным когнитивным ресурсом человека в решении повседневных задач. Обозначена необходимость поиска новых методов и подходов изучения для достижения более глубокого теоретического понимания основного взаимодействия данных явлений.
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах ( r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует ( r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценк а звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных ( U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено ( U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.
Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.
В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.
Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.
Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.
В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/