В статье представлен теоретический анализ подходов к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов. Данная проблема на сегодняшний день является достаточно актуальной: затруднения в профессиональном общении специалистов возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало. Начинающий свою профессиональную деятельность практический психолог сталкивается с определенными трудностями в коммуникации с клиентами, их близкими, коллегами и пр. Это обусловлено самыми разными причинами, в том числе отсутствием навыков у молодого специалиста по управлению собственными психическими состояниями. Полученные знания при обучении в вузе зачастую не дают возможности справиться с ситуацией, преодолеть стресс, возникший в профессиональном взаимодействии. Важным является наличие в образовательном процессе вуза специальных дисциплин, практикумов, где студенты осваивают конкретные способы, методы по формированию барьероустойчивого поведения в профессиональной деятельности. К началу осуществления своей профессиональной деятельности практическому психологу необходимо четко представлять, с какими видами коммуникативных барьеров он может столкнуться, какие переживания при этом могут возникнуть. Начинающий свою деятельность психолог должен обладать определенным арсеналом приемов для профилактики и оптимизации барьерного взаимодействия.
В статье проанализированы понятие «коммуникативные барьеры», их виды; выявлены сферы жизнедеятельности, где возникают подобные явления; раскрыто соотношение понятий «коммуникативный барьер» и «психологический барьер»; показана специфика профессиональной деятельности практических психологов и описаны коммуникативные затруднения в ее осуществлении; выделены основные признаки коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности психологов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Проблема коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов на сегодняшний день является достаточно актуальной: в силу неопытности затруднения в их профессиональном общении возникают очень часто, а теоретическое и практическое осмысление данного вопроса в исследованиях представлено мало.
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учеб. для вузов и ссузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Прометей, 2018. 540 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. 5-е изд., исправ. и доп. М.: Аспект Пресс, 2022. 360 с. EDN: QXGVFN
3. Бобкова М. Г. Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4 (79). С. 119-132. EDN: RPJZNF
4. Василькова В. В., Минина В. Н. Коммуникативные барьеры в практиках оказания гражданам государственных услуг // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 75-84. DOI: 10.31857/S013216250003749-6 EDN: ZAKIBN
5. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205-227. DOI: 10.17759/cpp.2016240511 EDN: HFQTCX
6. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию “психолог”: учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2015. 520 с.
7. Войскунский А. Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118. EDN: QYOQIV
8. Волкова Д. Э., Орлов А. Б. Означение содержаний внутреннего мира клиента в разговорной и экспрессивной психотерапии // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 88-97. EDN: NAVBYF
9. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №2. С. 32-43. EDN: TTJZMZ
10. Дорожкин В. Р. Эмоциональные дискурсы в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 157-171. DOI: 10.17759/cpp.2015230210 EDN: UJHUNF
11. Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 4. С. 35-46. EDN: MSRIKJ
12. Зимбардо Ф. Застенчивость. Как ее побороть и приобрести уверенность в себе / пер. с англ. яз. В. Д. Баттисты. М.: Бомбора, 2023. 448 с.
13. Кадыров И. М., Оксимец А. А. Динамика защитной организации личности при аффективных расстройствах в ходе психоаналитического интервью // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1 (68). С. 109-136. EDN: RNDZID
14. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с. EDN: QXLPKJ
15. Коган И. М. Роль личности психолога в консультировании: два случая из практики // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 3 (74). С. 133-142. EDN: RDHGUB
16. Конищева А. В. Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии // Психология и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 88-96. DOI: 10.17759/psylaw.2022120308 EDN: UWZPBW
17. Копьев А. Ф., Топольская Т. А. Психотерапия обыденной жизни (феноменологическое исследование диалога) // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 94-114. 10.17759/ cpp.2017250407. DOI: 10.17759/cpp.2017250407 EDN: ZWZRRX
18. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 202 с.
19. Маслова А. А. Диалог подростка с виртуальным собеседником как опосредствование в развитии коммуникативной компетентности // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. C. 88-102. DOI: 10.17759/psyedu.2018100208 EDN: XRBEAH
20. Меновщиков В. Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 89-95. EDN: MDXBVT
21. Мишина Е. В. Феномен совместности в межличностном взаимодействии: на материале процесса психологического консультирования: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2010. 24 с. EDN: ZODJZX
22. Морозов А. В. Деловая психология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 2020. 1040 с.
23. Погодин И. А. Диалогово-феноменологическая модель мышления человека: ресурсы первичного опыта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 109-118. EDN: SHBFYT
24. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Технология разработки модуля дополнительного образования педагогов “Психологические барьеры проектирования персонализированного образовательного пространства” // Высшее образование сегодня. 2023. № 6. С. 119-123. DOI: 10.18137/RNU.HET.23.06.P.119 EDN: VGOWXK
25. Позняков В. П., Титова О. И. Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкур енции и партнерству в деловом взаимодействии // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 5-17. EDN: SJVWIL
26. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979. 232 с. EDN: SGSZUH
27. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.
28. Ракитина О. В. Журнал “Вопросы психологии” как актуальный ресурс по проблемам формирования психолога-преподавателя, ученого, практика // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 29-44. EDN: VVIJHN
29. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. М.: Генезис, 2020. 216 с. EDN: XQALEP
30. Самохвалова А. Г. Социальное сиротство как фактор затрудненного общения подростка // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 29-40. EDN: WZXMPR
31. Смолькин А. А. Межпоколенческие конфликты в повседневной жизни // Социологические исследования. 2010. № 11 (319). С. 110-114. EDN: MWFHKD
32. Собкин В. С., Федотова А. В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119-137. DOI: 10.17759/cpp.2019270308 EDN: XZBYVU
33. Тилиндене И., Швагждене Б., Шукис С. Взаимосвязь личностных характеристик подростков и пережитого ими опыта участия в издевательствах // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 53-61. DOI: 10.31857/S20000375-9-1 EDN: YTMBOJ
34. Agents of empathy: How medical interpreters bridge sociocultural gaps in genomic sequencing disclosures with Spanish-speaking families / Gutierrez M. et al. // Patient Education and Counseling. 2019. Vol. 102. Issue 5. P. 895-901. DOI: 10.1016/j.pec.2018.12.012
35. Haboubi N. H. J., Lincoln N. Views of health professionals on discussing sexual issues with patients // Disability and Rehabilitation. 2003. Vol. 25. Р. 291-296. DOI: 10.1080/0963828021000031188
36. Ming-Huei Chen, Somya Agrawal. Exploring student’s team behavior through entrepreneurship education: a time-lagged study // Education & Training. 2018. Vol. 60. Issue 7/8. Р. 781-799. DOI: 10.1108/ET-07-2017-0102
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Статья посвящена доказательству существования различий в выделении лидеров и изгоев в группах разного уровня функционирования. Исследовались различия в самооценке у звезд и изгоев в девиантных и нормативных группах. Респондентами выступили воспитанники Бабичской специальной школы-интерната, обучающиеся 11-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 78 человек (60 мальчиков, 18 девочек). В результате тестирования и последующей статистической обработки было доказано, что существует взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в нормативных группах ( r = 0,353; p ≤ 0,05), что подтверждается рядом других исследований. Взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом в девиантных группах отсутствует ( r = 0,23; p > 0,05). Более того, самооценк а звезд в нормативных группах достоверно выше, чем в девиантных ( U = 3,5; p ≤ 0,05), тогда как существенных различий в самооценке изгоев не обнаружено ( U = 15,5; p > 0,05). Вместе с тем в девиантных группах выше уровень конфликтности и зависимого от группы поведения, что косвенно указывает на функционирование групп на уровне базовых допущений.
Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.
Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.
В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.
Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.
Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/