Цель исследования состояла в проверке гипотезы о том, что конструкция тарас представляла собой две параллельные венчатые стены с перерубами. В рамках проверки гипотезы рассматриваются прецеденты одновременного упоминания в письменных источниках терминов «тарасы» и «в две стены». Доказывается, что в таких случаях речь шла о двойной внешней стене. Приводятся примеры упоминания тарас «в одну стену». Доказывается, что тарасы и стена – это не одно и то же и что тарасы не образовывали сплошной непрерывной стены. Выполнен картографический анализ распространения тарас и стен «в две стены». Выяснено, что эти две конструкции имеют различную географическую локализацию. Совокупность полученных аналитических данных позволяет утверждать, что тарасы не являлись двумя параллельными венчатыми стенами с перерубами и что тарасы и стены «в две стены» не являются идентичными конструкциями.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- УДК
- 902. Архелогия
- Префикс DOI
- 10.25205/1818-7919-2025-24-5-137-147
В письменных источниках содержатся косвенные свидетельства того, что тарасы могли представлять собой две параллельные венчатые стены с перерубами. При характеристике тарасных стен в 36 фортификационных сооружениях сообщается о заполнении стены хрящом (грунтом и / или камнями). Например, при описании Боровни в 1678 г. сказано, что «в городе учинены тарасы и насыпаны землею».
Список литературы
1. Бабенко В. Древнiй Салтовъ // Двенадцатый археологическiй съездъ въ Харькове в 1902 г. М.: Тов-во типографiи А. И. Мамонтова, 1905. С. 434-462.
2. Вейнбергъ Л. Б. Городъ Воронежъ (историческiй очеркъ). Воронежъ: Типо-литографiя Губернскаго Правленiя, 1886. 216 с.
3. Взгляды исследователей на конструкцию тарасных стен в Русском (Российском) государстве в XVI - первой половине XVIII века / Сост. С. В. Горохов. 2024 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.11013.97761 (дата обращения 26.03.2024).
4. Воротникова И. А., Неделин В. М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. Крепости восточных рубежей России. М.: Гос. историкокультурный музей-заповедник «Московский Кремль»; БуксМАрт, 2021. Кн. 1. 800 с.
5. Горохов С. В. Городни в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI - XVII веке // Поволжская археология. 2024. № 2. С. 175-190.
6. Косточкин В. В. Деревянный «город» Колы (Из истории русского оборонного зодчества конца XVI - начала XVIII в.) // Метательная артиллерия и оборонительные сооружения древней Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 200-247. (МИА. № 77)
7. Ласковскiй Ф. Матерiалы для исторiи инженернаго искусства въ Россiи. Часть I. Опыт изследоваiя инженернаго дела въ Россiи до XVIII столетiя. Санктпетербургъ: [Б. и.], 1858. 322 с.
8. Линии роста. Памятники историко-культурного наследия пограничья России XVI-XVIII вв. / Под ред. К. И. Могилевского. М.: Кучково поле, 2022. 388 с.
9. Мокшин Г. Н. Из истории города Землянска (вторая половина ХVII - начало ХХ века). Воронеж: ВГУ, 2018. 256 с.
10. Носов К. С. Укрепления Киева во второй половине XVII века // Военно-исторический журнал. 2018. № 1. С. 60-69.
11. Сташевскiй Е. Смоленская война 1632-1634 гг. Организация и состоянiе Московской армiи. Кiевъ: Университетская типографiя Акц. об-ва печат. и изд. дела Н. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1919. 342 с.
12. Упоминания стен «в две стены» в письменных источниках в XVI - начала XVIII века / Сост. С. В. Горохов. 2024 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.13621.79845 (дата обращения 12.01.2025).
13. Упоминания тарасных стен в письменных источниках в XVI - начале XVIII века / Сост. С. В. Горохов. 2024 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.26113.47200 (дата обращения 28.03.2024).
14. Формализованная схема взглядов исследователей на конструкцию тарасных стен в Русском (Российском) государстве в XVI - первой половине XVIII века / Сост. С. В. Горохов. 2024 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.25365.84968 (дата обращения 12.01.2025).
15. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. 184 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью работы является исследование кипчакского этнического элемента в составе народов Афганистана, таких как чахар-аймаки, аймак-и дигар и хазарейцы. В статье рассматриваются различные исторические периоды, начиная с XI в., когда кипчакские племена начали продвигаться на территорию Мавераннахра. Особое внимание уделяется эпохе правления эмира Тимура и его политических преемников, а также времени царствования тимурида Султан-Махмуда и XVI веку, когда северный Афганистан оказался под властью узбекских ханов. В работе анализируется процесс интеграции кипчаков в состав местных народов – чахар-аймаков, аймак-и дигар и хазарейцев. В результате этих событий кипчакский этнический элемент стал неотъемлемой частью кочевых сообществ Афганистана.
Цель. Статья посвящена анализу методов и приемов реставрации археологических материалов в музеях Казахстана, а также изучению исторических связей между реставраторами и традиционными ремесленниками, ювелирами. Рассматриваются современное состояние ювелирного искусства, передававшегося из поколения в поколение, актуальные проблемы взаимодействия традиционных подходов к историческим реликвиям и ювелирному искусству прошлого, а также состояние применения методов реставрации, описанных в литературе советского периода.
Результаты. В ходе исследования проанализирована значительная часть научной литературы, посвященной методам реставрации музейных предметов, и разработана основная классификация реставрированных предметов в музеях. Установлено, что методы, которые современные реставраторы используют в своей работе, тесно связаны с ювелирным искусством и традиционными ремеслами. Описаны межпоколенческие связи реставраторов, продолжающих традиции древних мастеров. Особое внимание уделено анализу реставрационных работ, проведенных в музеях Казахстана, включая восстановление таких значимых археологических находок, как «Золотой человек».
Заключение. Авторы приходят к выводу, что современные методы реставрации музейных предметов демонстрируют преемственность с древнейшими ювелирными техниками. Реставраторы, являясь потомками ремесленников, сохраняют и развивают традиции, передаваемые из поколения в поколение. Однако в условиях современных социальных изменений эти связи постепенно ослабевают. Для сохранения культурного наследия необходимо создание специализированных центров реставрации, проведение обучающих программ и укрепление профессиональных связей между реставраторами. Это позволит не только сохранить традиционные методы, но и адаптировать их к современным требованиям.
Представлена публикация материалов комплекса сооружений барабинских татар, состоящего из наземного жилища и двух хозяйственных ям. Памятник обнаружен на территории городища эпохи раннего железа Сергино-2; расположенного на правом берегу р. Оми у с. Сергино Чановского района Новосибирской области. Жилище представляет собой летнюю постройку в виде покрытого берестой и дерном шалаша. Найдены железные ножи; долото; скальпель; гвозди; фрагмент стеклянного флакона и ружейный кремень. Основная часть этих предметов имеет широкий круг аналогий в позднесредневековых и русских памятниках Сибири и европейской части России. Керамический комплекс памятника состоит из лепных сосудов барабинских татар и русской станковой керамики. Кости животных от остатков пищи указывают на развитое скотоводство. Памятник демонстрирует взаимодействие аборигенного и русского населения Барабинской лесостепи в XVIII – первой половине XIX в.
Публикуются результаты анализа археозоологической коллекции, собранной в ходе раскопок поселенческого памятника эпохи раннего Средневековья городища Уфа-II в 2023 г. Исследования проходили на локальном участке в юго-западной части памятника. В ходе работ было установлено, что культурный слой на данном участке подвергся мощному антропогенному воздействию во второй половине XX в. – начале XXI в., повлекшему за собой уничтожение / смешение слоев эпохи Средневековья и Нового времени. В связи с данным обстоятельством, результаты археозоологического исследования 2023 г. не позволяют в полной мере привязать остеологический материал к культурным группам раннего Средневековья и Нового времени. В коллекции присутствовали кости млекопитающих, птиц и рыб. Части костей млекопитающих принадлежат в основном домашним животным, доля диких видов незначительна.
Представлены результаты анализа серий радиоуглеродных дат (143 ед.) с археологических объектов лесостепного и подтаежного Тоболо-Иртышья, характеризующих особенности обитания, функционирования, строительства в разные этапы конца железного века и Средневековья. Основным методом суммирования калиброванных дат в работе выступила модель KDE (Kernel Density Estimate / Ядерная оценка плотности). Используемый в работе непараметрический статистический анализ продемонстрировал эффективность при работе с большими данными. В итоге были построены шесть графиков распределения калиброванных дат, соответствующих устоявшимся в научной литературе периодам: позднесарматское время, эпоха Великого переселения народов, раннее и развитое Средневековье. При интерпретации полученных диапазонов привлекался контекст, отражающий динамичную смену культурных типов, памятников и сооружений на протяжении 1500 лет.
Представлены итоги палинологического изучения отложений с двух позднесредневековых селищ чияликской культуры Ябалаклы 1 и 3, расположенных в лесостепной зоне на левобережье р. Дёма. Публикуемые результаты спорово-пыльцевого анализа для периода позднего Средневековья получены впервые. Всего изучено 32 пробы. В результате исследования выделено 26 репрезентативных спорово-пыльцевых спектров, отражающих изменение растительности непрерывной колонкой, охватывающей как поздний голоцен, так и более раннее время. Полученные данные спорово-пыльцевого состава отложений культурного слоя позволили охарактеризовать палеоландшафты и климат Южного Предуралья в XIII–XIV вв. (период функционирования этих археологических памятников).
Проведен технико-технологический и сравнительно-культурный анализ отдельных исследованных археологических памятников скифского времени России, Казахстана и Монголии. Выявлено, что курганы пазырыкской культуры на могильниках Верх-Кальджин на Российском Алтае, Берель на Казахском Алтае и Олон-Курин гол на Монгольском Алтае имеют много общего. Сходство обнаружено во многих деталях погребального обряда: одинаковые каменные насыпи, ориентация и глубина прямоугольных могильных ям, во многом похожие погребальные сооружения из дерева, положение усопшего – на деревянном ложе, головой на восток. Идентичность сопроводительного инвентаря выражена в комплектах одежды и войлочных головных уборах с наборами резных деревянных украшений, аналогичных видах вооружения, наборе посуды из дерева. Особая близость проявлена в мотивах различных украшений коня и человека, выполненных из дерева, особенно в художественной резьбе. Абсолютное подобие прослежено при комплексном технико-технологическом и культурологическом анализе украшений конской узды сопроводительных коней, нагрудных блях, жезлов власти верховных вождей. В их видовом многообразии преобладают образы грифов.
Исследования археологических культур бронзового века в Синьцзяне имеют огромное значение для решения ключевых вопросов, связанных с культурным обменом в евразийских степях в древности, миграцией народов и формированием ранних цивилизаций в Китае. В статье рассматриваются три этапа изучения археологии бронзового века в Синьцзяне. С начала 1930-х гг., с момента возникновения Совместной китайско-швейцарской научной экспедиции на северо-западе, китайские ученые начали активно вовлекаться в археологические исследования региона. Благодаря усилиям китайских археологов картина и эволюция археологических культур бронзового века в Синьцзяне были в значительной степени раскрыты. В статье на основе анализа ключевых археологических памятников, главных научных проблем и соответствующей литературы по бронзовому веку в Синьцзяне мы предлагаем перспективу развития исследований археологии бронзового века в Синьцзяне в китайском научном сообществе.
Культурный слой 3 стоянки Стрелка-1 относится к верхнему палеолиту и содержит изделия из камня и прочие находки. На основании доказательной интерпретации скребел предполагается, что часть орудий была принесена на стоянку в готовом виде, часть изготавливалась и использовалась на месте, часть изготавливалась и уносилась. Наибольшую производственную ценность имели скребла со следами интенсивной обработки. Выделение трех групп каменного инвентаря по их месту в полном цикле расщепления позволяет уточнить количественную и качественную оценку целей расщепления, этапы обработки орудия, их назначение, а также длительность использования. Изучаемая коллекция отражает динамические процессы накопления комплекса материальных остатков – процессы аккумуляции на ограниченном участке местности различных по полноте фрагментов последовательностей расщепления камня.
Приводятся результаты комплексных исследований разрезов отложений важнейших геоархеологических объектов Тункинской рифтовой долины с целью реконструкции обстановок и особенностей местного осадконакопления в позднем квартере и оценки влияния этих условий на стратегию освоения региона древним человеком. Установлено, что основным агентом переноса плейстоцен-голоценовых отложений в Тункинской рифтовой долине являются катастрофические потоки (паводки, сели, наводнения), мобилизующие значительный объем обломочного материала. Отложенный паводками материал подвергался эоловой переработке в высокодинамичных субаэральных условиях, обеспечивая формирование сплошного покровного лессовидного комплекса. Это обусловливало тотальную активизацию делювиальных процессов. Дополнительный материал приносился в виде воздушных взвесей и также отлагался в комплексе с местными продуктами развевания и перевевания осадков катастрофических паводков. Характерная для тункинских палеолитических местонахождений спорадичность распределения археологического материала по разрезу является в основном следствием его переотложения.
Статья посвящена рассмотрению опыта создания и использования настольных игр по археологии, этнографии, истории в педагогической, просветительской деятельности сотрудников Алтайского государственного педагогического университета. Анализируется практика применения игровых технологий при реализации просветительских проектов с участием студентов-историков. Базой для разработки игр служат коллекции Историко-краеведческого музея университета и материалы исследований авторов статьи. В работе представлены пять настольных игр по археологии, этнографии и истории Алтайского края, созданных в форматах пазла, игры мемо, игры-бродилки. Авторы приходят к выводу о том, что проектно-деятельностный подход позволяет эффективно сочетать подчерпнутые из специальной литературы и в процессе обучения теоретические знания студентов с игровыми механизмами их презентации в современном образовательном пространстве.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/