Цель. Статья посвящена анализу методов и приемов реставрации археологических материалов в музеях Казахстана, а также изучению исторических связей между реставраторами и традиционными ремесленниками, ювелирами. Рассматриваются современное состояние ювелирного искусства, передававшегося из поколения в поколение, актуальные проблемы взаимодействия традиционных подходов к историческим реликвиям и ювелирному искусству прошлого, а также состояние применения методов реставрации, описанных в литературе советского периода.
Результаты. В ходе исследования проанализирована значительная часть научной литературы, посвященной методам реставрации музейных предметов, и разработана основная классификация реставрированных предметов в музеях. Установлено, что методы, которые современные реставраторы используют в своей работе, тесно связаны с ювелирным искусством и традиционными ремеслами. Описаны межпоколенческие связи реставраторов, продолжающих традиции древних мастеров. Особое внимание уделено анализу реставрационных работ, проведенных в музеях Казахстана, включая восстановление таких значимых археологических находок, как «Золотой человек».
Заключение. Авторы приходят к выводу, что современные методы реставрации музейных предметов демонстрируют преемственность с древнейшими ювелирными техниками. Реставраторы, являясь потомками ремесленников, сохраняют и развивают традиции, передаваемые из поколения в поколение. Однако в условиях современных социальных изменений эти связи постепенно ослабевают. Для сохранения культурного наследия необходимо создание специализированных центров реставрации, проведение обучающих программ и укрепление профессиональных связей между реставраторами. Это позволит не только сохранить традиционные методы, но и адаптировать их к современным требованиям.