ОБРАЗ БОГА СЕТХА В РУССКОЯЗЫЧНОМ КЕМЕТИЗМЕ (2023)
В статье изучается образ древнеегипетского бога Сетха в контексте его почитания в русскоязычном кеметизме. Основными методами исследования выступают он-лайн-опрос кеметистов, поклоняющихся Сетху, и интервьюирование двух кеметических жриц. Также используется контент-анализ публикаций кеметических каналов в мессен-джере Telegram. Выявляются источники информации о Сетхе, которыми пользуются кеме-тисты. Анализируются ключевые характеристики Сетха в представлении кеметистов: сила, воля, сексуальная энергия, изменения, хаос и другие. Уделяется внимание таким особенностям религиозного дискурса в кеметизме, как статус неподтвержденного личного гнозиса и трактовки мифологических конфликтов между богами.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 231. Бог
Краткое определение понятия «кеметизм» можно сформулировать следующим образом: это направление неоязычества, представляющее собой реконструированную древнеегипетскую религию. Кеметизм возник и получил первичное распространение в США в конце 1980-х гг.
Список литературы
Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. с нем. Т. А. Баска-ковой. М.: Присцельс, 1999.
Боги Древнего Египта. Сетх. Новый выпуск подкаста // Telegram-канал Кошка-вол-шебница. 23.05.2023 // [URL]: https://t.me/catenchantress/1865/ (дата обращения: 23.07.2023).
Галина. О Сетхе и арбузах // Кошка-волшебница ex. Dsrt.Moon City. 05.09.2024 // [URL]: https://t.me/catenchantress/2086/ (дата обращения: 17.06.2024).
Карлова К. Ф. Сет как Сет-Ра и его солнечная ипостась // Вестник РГГУ. 2014. №14 (136). С. 111–118.
Карлова К. Ф. Образ бога Сета в древнеегипетской религии Позднего периода: на матери-але ритуально-магических текстов и памятников оазисов / Дисс. … канд. ист. наук. М., 2016.
Карлова К. Ф. Сет – «владыка исефет»: к вопросу об интерпретации эпитета // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №3. С. 40–47.
Карлова К. Ф. Свой или чужой? Две ипостаси бога Сета в позднеегипетской религии. М.: ИВ РАН, 2021.
Хомков Д. С. Боги, Люди, кошки: «Кошачий культ» как феномен современного кеме-тизма в России // Aliter. 2022. №18. С. 55–63.
Цира. Что значит «быть компетентным?» // Telegram-канал Sun above my head. 21.04.2022 // [URL]: https://t.me/sunabovemyhead/327/ (дата обращения: 23.07.2023).
Цира. Пост из категории «наболело»// Telegram-канал Sun above my head. 06.05.2022 // [URL]: https://t.me/sunabovemyhead/377/ (дата обращения: 23.07.2023).
Altmann V. Die Kultfrevel des Seth. Die Gefährdung der göttlichen Ordnung in zwei Ver-nichtungsritualen der ägyptischen Spätzeit (Urk.VI). Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2010.
Arp-Neumann J. Negating Seth: Destruction as Vitality // Numen. 2021. N. 68 (2–3). P. 157–179.
Assmann J. Death and salvation in ancient Egypt. Ithaca, London: Cornell University Press, 2005.
Rikala M. Once more with Feeling: Seth the Divine Trickster // Studia Orientalia Electronica. 2007. N. 101. P. 219–40.
Taylor I. R. Deconstructing the iconography of Seth / Ph.D. thesis. Birmingham: Birming-ham University, 2016.
Turner P. J. Seth – a misrepresented god in the Ancient Egyptian Pantheon? / Ph.D. thesis. University of Manchester, 2012.
Velde H. Te. Seth, god of Confusion. Leiden: Brill, 1967.
Velde H. Te. The Egyptian god Seth as Trickster // JARCE. 1968. Vol. 7. P. 37–40.
Wilkinson R. H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London: Thames & Hudson, 2003.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.
В статье рассматривается история российской культуры начиная с рубежа XIX – XX вв. вплоть до наших дней под углом влияний на нее различного рода оккультных направлений. Автор изучает контексты, в которых проявлялись оккультные идеи в советской неофициальной культуре, и предлагает типологию подходов к оккультизму, каждый из которых может быть применен в отношении современных парадигм. Для иллюстрации влияния оккультизма на современную русскую литературу автор исследует три произведения, написанных после 1990 г.: повесть Олеси Николаевой «Инвалид детства», роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» и романы Владимира Сорокина «Лед» и «Путь Бро». В заключение автор раскрывает роль и функции оккультизма в современной России.
Гонка сверхъестественных вооружений между Советским Союзом и США началась в 1960 г. Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский принял решение от-крыть программу пси-исследований. Лаборатории научно-исследовательских институтов приступили к исследованию телепатии. Энтузиастам пси-исследований разрешили пуб-лично высказываться, а массовая пресса стала много писать о парапсихологии с позитивной интонацией. Причиной парапсихологического Ренессанса в СССР стали публикации фран-цузских журналистов о телепатических экспериментах на атомной подводной лодке США «Наутилус». В данной статье исследуются обстоятельства и герои, сделавшие эту фантастическую историю реальностью.
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета одной из та-инственных повестей В. Ф. Одоевского – дилогии «Саламандра». Впервые подробно анализируются взаимосвязи внутри алхимического треугольника, который составляют три основных действующих лица повести. Особое внимание в связи с мистико-оккультной проблематикой уделяется образу старика алхимика – ключевой фигуре для понимания скрытых пружин событийного ряда второй части дилогии. В контексте разговора о генезисе данного персонажа прослеживаются параллели с романом И. И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра». В центре внимания – два женских персонажа повести: финка Эльса и стихийный дух огня Саламандра. Традиционно их принято рассматривать как две ипостаси одного лица. Однако анализ текста позволяет выдвинуть иную концепцию расстановки действующих сил в повести. Согласно концепции авторов, в основу сюжета была положена классическая схема взаимодействия человека с миром стихийных духов. В рамках этой схемы в повести вычленяется новое действующее лицо, появление которого требует кардинального переосмысления как сюжетной линии, так и основной идеи дилогии. Для анализа материала были привлечены многочисленные труды по животному магнетизму и сомнамбулизму. Данным явлениям в статье уделено значительное внимание.
Издательство
- Издательство
- АИЭМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- Юр. адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- ФИО
- Пахомов Сергей Владимирович (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)