№ 20 (2023)
Статьи в выпуске: 6
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.
В статье изучается образ древнеегипетского бога Сетха в контексте его почитания в русскоязычном кеметизме. Основными методами исследования выступают он-лайн-опрос кеметистов, поклоняющихся Сетху, и интервьюирование двух кеметических жриц. Также используется контент-анализ публикаций кеметических каналов в мессен-джере Telegram. Выявляются источники информации о Сетхе, которыми пользуются кеме-тисты. Анализируются ключевые характеристики Сетха в представлении кеметистов: сила, воля, сексуальная энергия, изменения, хаос и другие. Уделяется внимание таким особенностям религиозного дискурса в кеметизме, как статус неподтвержденного личного гнозиса и трактовки мифологических конфликтов между богами.
В статье рассматривается история российской культуры начиная с рубежа XIX – XX вв. вплоть до наших дней под углом влияний на нее различного рода оккультных направлений. Автор изучает контексты, в которых проявлялись оккультные идеи в советской неофициальной культуре, и предлагает типологию подходов к оккультизму, каждый из которых может быть применен в отношении современных парадигм. Для иллюстрации влияния оккультизма на современную русскую литературу автор исследует три произведения, написанных после 1990 г.: повесть Олеси Николаевой «Инвалид детства», роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» и романы Владимира Сорокина «Лед» и «Путь Бро». В заключение автор раскрывает роль и функции оккультизма в современной России.
Гонка сверхъестественных вооружений между Советским Союзом и США началась в 1960 г. Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский принял решение от-крыть программу пси-исследований. Лаборатории научно-исследовательских институтов приступили к исследованию телепатии. Энтузиастам пси-исследований разрешили пуб-лично высказываться, а массовая пресса стала много писать о парапсихологии с позитивной интонацией. Причиной парапсихологического Ренессанса в СССР стали публикации фран-цузских журналистов о телепатических экспериментах на атомной подводной лодке США «Наутилус». В данной статье исследуются обстоятельства и герои, сделавшие эту фантастическую историю реальностью.
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета одной из та-инственных повестей В. Ф. Одоевского – дилогии «Саламандра». Впервые подробно анализируются взаимосвязи внутри алхимического треугольника, который составляют три основных действующих лица повести. Особое внимание в связи с мистико-оккультной проблематикой уделяется образу старика алхимика – ключевой фигуре для понимания скрытых пружин событийного ряда второй части дилогии. В контексте разговора о генезисе данного персонажа прослеживаются параллели с романом И. И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра». В центре внимания – два женских персонажа повести: финка Эльса и стихийный дух огня Саламандра. Традиционно их принято рассматривать как две ипостаси одного лица. Однако анализ текста позволяет выдвинуть иную концепцию расстановки действующих сил в повести. Согласно концепции авторов, в основу сюжета была положена классическая схема взаимодействия человека с миром стихийных духов. В рамках этой схемы в повести вычленяется новое действующее лицо, появление которого требует кардинального переосмысления как сюжетной линии, так и основной идеи дилогии. Для анализа материала были привлечены многочисленные труды по животному магнетизму и сомнамбулизму. Данным явлениям в статье уделено значительное внимание.