МИСТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИКА В ДИЛОГИИ В. Ф. ОДОЕВСКОГО «САЛАМАНДРА»: ЭФФЕКТ НЕУЧТЕННОГО ЛИЦА (2023)
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра». В центре внимания – два женских персонажа повести: финка Эльса и стихийный дух огня Саламандра. Традиционно их принято рассматривать как две ипостаси одного лица. Однако анализ текста позволяет выдвинуть иную концепцию расстановки действующих сил в повести. Согласно концепции авторов, в основу сюжета была положена классическая схема взаимодействия человека с миром стихийных духов. В рамках этой схемы в повести вычленяется новое действующее лицо, появление которого требует кардинального переосмысления как сюжетной линии, так и основной идеи дилогии. Для анализа материала были привлечены многочисленные труды по животному магнетизму и сомнамбулизму. Данным явлениям в статье уделено значительное внимание.
Идентификаторы и классификаторы
Как справедливо отмечала еще М. А. Турьян, философский смысл повести В. Ф. Одоевского «Саламандра» «оказался необычайно сложен»1. Слож-ность его, думается, обусловлена, прежде всего, от-ходом писателя от традиционного сюжета и традиционной для данного типа рассказов схемы персонажей. Привычный треугольник: земной мужчина – стихийный дух женского пола – земная женщина, со-ответствующий классическим представлениям о контактах человека с так называемыми элемента-лами2 – в «Саламандре» усложнен введением дополнительного героя.
Список литературы
Бабаева З. Э. Историческая интерпретация сюжета повести В. Ф. Одоевского «Сала-мандра» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №4 (15). C. 27–30.
Иванова Н. П. Поэтика огня в романтическом фантастическом сюжете // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №3 (21): в 2 ч. Ч. II. C. 89–91.
Каталог библиотеки В. Ф. Одоевского. М.: ГБЛ, 1988.
Кернер Ю. По ту сторону смерти: Записки ясновидящей / Пер. с нем. СПб.: тип. «Род-ник», [1909].
Одоевский В. Ф. Орлахская крестьянка // Одоевский В. Ф. Повести. М.: Советская Рос-сия, 1977. С. 249–265.
Одоевский В. Ф. Саламандра // Одоевский В. Ф. Повести. М.: Советская Россия, 1977. С. 158–248.
Пашаева Т. Н. Построение сюжета фантастической повести В. Ф. Одоевского «Сала-мандра» // Вестник Дагестанского гос. ун-та. Сер. 2: Гуманитарные науки. Махачкала: изд-во Дагестанского гос. ун-та, 2017. Т. 32. Вып. 2. С. 69–76.
Романова Е. А., Паршукова Н. А. Проблема интерпретации исторического контента в дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра» // Opera Slavica. 2023. Vol. 33. Iss. 3. P. 29–41.
Турьян М. А. «Странная моя судьба…»: о жизни В. Ф. Одоевского. М.: Книга, 1991. Цшокке Г. Ясновидящая // Сын Отечества. 1825. Т. 103. №XIX. С. 199–346; №XX. С. 397–444; №XXI. С. 3–67. [Didier] Alexis, le somnambule. Le sommeil magnétique expliqué / Par le somnambule Alexis en état de lucidité; Précédé d’une introduction par Henri Delaage. Paris: E. Dentu, 1856. Dumas A. Études sur le somnambulisme. § X. Puységurisme // Le Journal du magnétisme rédigé par une société de magnétiseurs et de médecins sous la direction de M. le baron Du Potet. Paris: Bureaux, 1847. Т. V. Р. 146–154.
Mémoires de la baronne d’Oberkirch / publiés par le comte de Montbrison, son retit-fils, [sur la cour de Louis XVI et la société française avant 1789]. Contient un fac-similé de l’écriture de S. M. Marie Feodorowna. Dédiés à sa majesté Nicolas I empereur de toutes les russies: Vol. 1–2. P.: Charpentier, 1853.
[Puységur A. M. J. Chastenet de]. Mémoires pour server à l’histoire et à l’établissement du magnétisme animal. [S. l.], 1784.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.
В статье изучается образ древнеегипетского бога Сетха в контексте его почитания в русскоязычном кеметизме. Основными методами исследования выступают он-лайн-опрос кеметистов, поклоняющихся Сетху, и интервьюирование двух кеметических жриц. Также используется контент-анализ публикаций кеметических каналов в мессен-джере Telegram. Выявляются источники информации о Сетхе, которыми пользуются кеме-тисты. Анализируются ключевые характеристики Сетха в представлении кеметистов: сила, воля, сексуальная энергия, изменения, хаос и другие. Уделяется внимание таким особенностям религиозного дискурса в кеметизме, как статус неподтвержденного личного гнозиса и трактовки мифологических конфликтов между богами.
В статье рассматривается история российской культуры начиная с рубежа XIX – XX вв. вплоть до наших дней под углом влияний на нее различного рода оккультных направлений. Автор изучает контексты, в которых проявлялись оккультные идеи в советской неофициальной культуре, и предлагает типологию подходов к оккультизму, каждый из которых может быть применен в отношении современных парадигм. Для иллюстрации влияния оккультизма на современную русскую литературу автор исследует три произведения, написанных после 1990 г.: повесть Олеси Николаевой «Инвалид детства», роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» и романы Владимира Сорокина «Лед» и «Путь Бро». В заключение автор раскрывает роль и функции оккультизма в современной России.
Гонка сверхъестественных вооружений между Советским Союзом и США началась в 1960 г. Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский принял решение от-крыть программу пси-исследований. Лаборатории научно-исследовательских институтов приступили к исследованию телепатии. Энтузиастам пси-исследований разрешили пуб-лично высказываться, а массовая пресса стала много писать о парапсихологии с позитивной интонацией. Причиной парапсихологического Ренессанса в СССР стали публикации фран-цузских журналистов о телепатических экспериментах на атомной подводной лодке США «Наутилус». В данной статье исследуются обстоятельства и герои, сделавшие эту фантастическую историю реальностью.
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета одной из та-инственных повестей В. Ф. Одоевского – дилогии «Саламандра». Впервые подробно анализируются взаимосвязи внутри алхимического треугольника, который составляют три основных действующих лица повести. Особое внимание в связи с мистико-оккультной проблематикой уделяется образу старика алхимика – ключевой фигуре для понимания скрытых пружин событийного ряда второй части дилогии. В контексте разговора о генезисе данного персонажа прослеживаются параллели с романом И. И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
Издательство
- Издательство
- АИЭМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- Юр. адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- ФИО
- Пахомов Сергей Владимирович (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)