В статье рассматривается история российской культуры начиная с рубежа XIX – XX вв. вплоть до наших дней под углом влияний на нее различного рода оккультных направлений. Автор изучает контексты, в которых проявлялись оккультные идеи в советской неофициальной культуре, и предлагает типологию подходов к оккультизму, каждый из которых может быть применен в отношении современных парадигм. Для иллюстрации влияния оккультизма на современную русскую литературу автор исследует три произведения, написанных после 1990 г.: повесть Олеси Николаевой «Инвалид детства», роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» и романы Владимира Сорокина «Лед» и «Путь Бро». В заключение автор раскрывает роль и функции оккультизма в современной России.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 133. Оккультизм
Слово «оккультный», следуя широкому определению Марии Карлсон, «охватывает весь спектр психологических, физиологических, космических, физических и духовных явлений. Оно происходит от латинского слова “occultus”, т. е. “скрытый”, или “секретный”, и поэтому применяется в отношении каббалы, астрологии, алхимии и всех тайных наук»1.
Список литературы
Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Руссико, 1991.
Антология Гнозиса / Под ред. А. Б. Ровнера. СПб.: Медуза, 1994.
Богомолов Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: НЛО, 2000.
Большая энциклопедия народной медицины / Авт.-сост. А. Ф. Конев, Л. С. Конева. Минск: Современный Литератор, 1999.
Буряты / Под ред. Н. Л. Жуковской. М.: Наука, 2004.
Валяева М. В. Морфология русской беспредметности. Набросок исследования. М.: Виртуальная галерея, 2003. Васильев Н. В. Тунгусский метеорит: космический феномен лета 1908 г. М.: Русская панорама, 2004.
Велесова книга / Под ред. Н. В. Слатина. Москва-Омск: Русская правда, 2003.
Гайдуков А. В. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Мо-лодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. С. 24–50.
Волчек Д. Новый роман Владимира Сорокина «Путь Бро» // Радио Свобода. 18.09.2004 // [URL]: https://www.svoboda.org/a/24185976.html/ (дата обращения: 18.08.2023).
Гумилев Л. Н. Древний Тибет. М.: ДИ-ДИК, 1996.
Гумилев Л. Н. Страна Шамбала в легенде и в истории // Gumilevica // [URL]: http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet12.htm/ (дата обращения: 15.06.2023).
Демин В. Н. Циолковский. М.: Молодая гвардия, 2005.
Дубин Б. В. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная дина-мика в сегодняшней России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и соци-альные перемены. М.: ВЦИОМ, 1998. №4. С. 22–32.
Казак В. Даниил Андреев и смерть // Новый журнал. 2001. №2. С. 121–163.
Казанцев А. П. Взрыв // Вокруг света. 1946. №1. С. 39–46.
Клейн Л. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л. Н. Гумилева // Этика этногенетики. 1992. №4. С. 223–245. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977.
Кондратьев А. А. На берегах Ярыни. Демонологический роман. Берлин: Медный всад-ник, 1930. Кондратьев А. А. Славянские боги. Rowne: Kondratjew, 1936. Кондратьев А. А. Боги минувших времен. М.: Молодая гвардия, 2001.
Кондратьев А. А. На берегах Ярыни. Демонологический роман. М.: Молодая гвардия, 2001.
Коренева М. Ю. Образ России у Рудольфа Штейнера // Образ России. Россия и росси-яне в восприятии Запада и Востока. Приложение к альманаху «Канун». СПб.: Институт рус-ской литературы РАН, 1998. С. 305–317.
Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. М.: Наука, 1987.
Кругляков Э. П. Обскурантизм в постсоветскую эпоху // Россия. Третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов. Спецвыпуск «Наука в России: сценарии развития» / Под ред. Э. П. Круглякова. М.: Редакция журнала «Родина», 2003. С. 46–161.
Куллэ В. А. Unio Mistica: Беседа Виктора Куллэ с Юрием Мамлеевым и Сергеем Рябо-вым // Литературное обозрение. 1998. №2. С. 68–74.
Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / Пер. с франц. Т. Н. Григорьевой. М.: Наталис, 2004.
Лесной С. Велесова книга. М.: Захаров, 2002.
Ларичев В. Е. Рерих и Сибирь. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993.
Метод «скрытого человека» // НГ Ex Libris. 11.12.2003 // [URL]: https://www.ng.ru/ng_exlibris/2003-12-11/1_mamleev.html/ (дата обращения: 12.07.2023).
Малевич К. С. Собрание сочинений. В 5 т. М.: Гилея, 1995.
Мамлеев Ю. В. Метафизика как сфера искусства // Оккультизм и йога. Асунсион, 1976. №62. С. 18–27.
Мамлеев Ю. В. Оккультизм в Советской России // Оккультизм и йога. Асунсион, 1976. №63. С. 29–47.
Мамлеев Ю. В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1992. №9. С. 75–84.
Мамлеев Ю. В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №11. С. 71–100.
Мамлеев Ю. В. Блуждающее время. СПб.: Лимбус Пресс, 2001.
Митрохин Н. А. Русская партия. Движение русских националистов в СССР 1953–1985 гг. М.: НЛО, 2003.
Мороз Е. Л. История «Мертвой воды» – от страшной сказки к большой политике: по-литическое неоязычество в постсоветской России. Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2005. Мухин А. А. Религиозные конфессии и секты. М.: Алгоритм, 2005.
Никитин А. Л. Легенды московских тамплиеров // Литературное обозрение. 1994. №3/4. С. 103–104.
Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России. Исследо-вания и материалы. М.: Интерграф сервис, 1998.
Никитин А. Л. Розенкрейцеры в советской России. Документы 1922–1937 гг. М.: Ми-нувшее, 2004.
Никитин А. Л. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923–1941 гг. М.: Минувшее, 2005.
Николаева О. А. Инвалид детства // Юность. 1990. №2. С. 34–61.
Николаева О. А. Инвалид детства // Николаева О. А. Мене, текэл, фарес. Романы, рас-сказы. М.: Эксмо, 2003. С. 7–208. Новоселов А. Е. Беловодье. Повести, рассказы, очерки // Летопись. 1917. Т. 7–10. Новоселов А. Е. Беловодье. Повести, рассказы, очерки. Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 1981.
Новикова М. Христос, Велес и Пилат: «Неохристианские» и «неоязыческие» мотивы в современной отечественной культуре // Новый мир. 1991. №6. С. 242–254.
Новые религиозные культы, движения, организации в России / Под ред. Н. А. Тро-фимчука. М.: РАГС, 1997.
Обатнин Г. В. Иванов-мистик: оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Ива-нова (1907–1919). М.: НЛО, 2000.
Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура рус-ских мистических сект. М.: ОГИ, 2004.
Повель Л., Бержье Ж. Какому богу поклонялся Гитлер? // Наука и религия. 1966. №10. С. 62–69
Поликовская Л. В. Мы предчувствие… предтеча… Площадь Маяковского, 1958–1965. М.: Звенья, 1997.
Поршнев Б. Ф., Шмаков А. А. Информационные материалы Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке». В 4 т. М.: Академия наук СССР, 1958–1959.
Рериховские чтения. Материалы конференции / Под ред. Н. Д. Спириной, В. Е. Лари-чева. Новосибирск: Институт археологии и географии, 2002. Рериховское наследие. Международная научно-практическая конференция. Труды конференции / Отв. ред. В. Л. Мельников. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского уни-верситета, 2002.
Ровнер А. Б. Ход королем // Ровнер А. Б. Избранная проза. В 2 т. М.: Миф, 1998. Т. 2. С. 173–288.
Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-пресс, 1993.
Самиздат века / Сост. В. Бахтин, А. Стреляный и др. М.: Полифакт-МИГ; Минск: По-лифакт, 1997.
Салахутдинов Г. М. Блеск и нищета К. Э. Циолковского. М.: АМИ, 2000. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. Сидоров В. М. Испытание любовью. М.: Молодая гвардия, 1965.
Сидоров В. М. Семь дней в Гималаях // Москва. 1982. №8. С. 3–99.
Сидоров В. М. Лотос Брамы. Дилогия. М.: КСП, 1995. Сидоров В. М. Непадшее человечество. М.: АиФ-Принт, 2001.
Сорокин В. Г. Трилогия. М.: Захаров, 2005.
Стефанов Ю. Н. Дикий человек в железном столбе // Литературное обозрение. 1994. №3–4. С. 63–68.
Творогов О. В. Что же такое «Велесова книга» // Русская литература. 1988. №2. С. 77–102.
Томашевский Б. В. Литература и биография // Книга и революция. 1923. №4. С. 6–9.
Томашевский Б. В. Литература и биография // Чтения по русской поэтике. 1978. №8. С. 47.
Циолковский К. Э. Космическая философия. М.: Сфера, 2004. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М.: Наука, 1967. Чистов К. В. Русская народная утопия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
Шварцман М. Живопись. Рисунок. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994.
Эпштейн М. Н. На границах культур. Российское – Американское – Советское. Нью-Йорк: Слово/Word, 1995.
Эпштейн М. Н. Новое сектантство: типы религиозно-философских умонастроений в России (1970–1980-е годы). Самара: БАХРАХ-М, 2005.
Эткинд А. М. Хлыст. Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обо-зрение, 1998.
Andreev D. The Rose of the World / Tr. from Russian. New York: Lindisfarne Books, 1996.
Antic O. The Spread of Modern Cults in the USSR // Religious Policy in the Soviet Union. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 253–270.
Balzer M. Shamanic Worlds. Rituals and Lore of Siberia and Central Asia. New York: North Castle Books, 1997.
Bassin M. Myslit’ prostranstvom: Eurasia and Ethno-Territoriality in Post-Soviet Maps // Wiener Slawistischer Almanach. 2002. Iss. 49. P. 13–29.
Berry T. Spiritualism in Tsarist Society and Literature. Baltimore: Edgar Allan Poe Society, 1985.
Borenstein E. Suspending Disbelief: “Cults” and Postmodernism in Post-Soviet Russia // Consuming Russia: Popular Culture, Sex, and Society Since Gorbachev / Ed. by A. M. Barker. Durham: Duke University Press, 1999. P. 437–462.
Borenstein E. Survival of the Catchiest. Memes and Post-Modern Russia // Slavic and East European Journal. 2004. Vol. 48. Iss. 3. P. 462–483.
Brougher V. The Occult in Russian Literature of the 1990s // Russian Review. 1997. Vol. 56. Iss. 1. P. 111–124.
Carlson М. No Religion Higher Than Truth. A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875–1922. Princeton: Princeton University Press, 1993.
Constantine A. Virtual Government. CIA Mind Control Operations in America. Venice, Cali-fornia: Feral House, 1997.
Dan J. Christian Kabbalah. From Mysticism to Esotericism // Western Esotericism and the Sci-ence of Religion: Selected Papers Presented at the 17th Congress of the International Association for the History of Religions / Ed. by A. Faivre, W. J. Hanegraaff. Leuven: Peeters, 1998. P. 117–130.
Delgado J. Physical Control of the Mind. Toward a Psychocivilized Society. New York: Har-per and Row Publishers, 1969.
Die neue Menschheit. Biopolitische Utopien in Russland zu Beginn des 20. Jahrhunderts / Herausgeb. von B. Groys, M. Hagemeister. Frankfurt: Suhrkamp, 2005.
Eigner D. Ritual, Drama, Imagination. Schamanistische Therapie in Zentralnepal, Habilita-tionsschrift Medizin. Vienna: Universitätsverlag, 2001.
Engelstein L. Castration and the Heavenly Kingdom. A Russian Folktale. Ithaca: Cornell University Press, 1999.
Epstein М. Daniil Andreev and the Mysticism of Femininity // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca, London: Cornell University Press, 1997. P. 325–356.
Galbreath R. The Spiritual in Art. Abstract Painting, 1890–1985. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, Abbeville Press, 1986.
Glatzer Rosenthal B. Russia’s Occult Revival // East-West Church and Ministry Report. 1999. Iss. 1 (August).
Goodrick-Clarke N. The Occult Roots of Nazism. New York: New York University Press, 1992.
Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism and the Politics of Identity. New York: New York University Press, 2002.
Gris H., Dick W. The New Soviet Psychic Discoveries. London: Souvenir Press, 1979.
Gutkin I. The Magic of Words: Symbolism, Futurism, Socialist Realism // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca, London: Cornell University Press, 1997. P. 225–246.
Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munich: Otto Sagner, 1989.
Hagemeister M. Russian Cosmism in the 1920s and Today // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca, London: Cornell University Press, 1997. P. 185–202.
Hagemeister M. Die Eroberung des Raumes und die Beherrschung der Zeit: utopische, apokalyptische und magischokkulte Elemente in den Zukunftsentwürfen der Sowjetzeit // Die Musen der Macht. Medien in der sowjetischen Kultur der 20er und 30er Jahre / Herausgeb. von J. Murašov, G. Witte. München: Fink, 2003. S. 257–284.
Hagemeister M. Konstantin Tsiolkovskii and the Occult Roots of Soviet Space Travel // The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions / Ed. by B. Menzel, M. Hagemeister, B. Glatzer Rosenthal. München, Berlin: Sagner, 2012. P. 135–150.
Hansen-Löve A. Kazimir Malevich. Gott ist nicht gestürzt! Schriften zu Kunst, Kirche, Fab-rik. München: Carl Hanser Verlag, 2004.
Heller L., Niqueux M. Histoire de l’utopie en Russie. Paris: Presses universitaires de France, 1995.
Henderson L. The Fourth Dimension and Non-Euclidean Geometry in Modern Art. Prince-ton: Princeton University Press, 1983.
Henderson L. Die moderne Kunst und das Unsichtbare // Okkultismus und Avantgarde. Von Edvard Munch bis Piet Mondrian. Ausstellungskatalog / Herausgeb. von W. Hagen. Ostfildern: Edition Temmen, 1996. S. 13–31.
Ivanits L. Three Instances of the Peasant Occult in Russian Literature: Intelligentsia Encoun-ters Narod // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca,
London: Cornell University Press, 1997. P. 59–75.
Jubara A. Die Philosophie des Mythos von Aleksej Losev im Kontext «Russischer Philoso-phie». Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2000. S. 172–187.
Kharitidi O. Entering the Circle: Ancient Wisdom of Siberia Discovered by a Russian Psy-chiatrist. San Francisco: Harper San Francisco, 1995.
Kochanek H. Die Ethnienlehre Lev N. Gumilevs: Zu den Anfängen neurechter Ideologie Entwicklung im spätkommunistischen Russland // OSTEUROPA. 1998. Bd. 48. S. 84–97.
Kondratiev A. A. On the Banks of Yaryn. A Demonological Novel. New York: Peter Lang, 2004.
Kozlik F. L’influence de l’anthroposophie sur s’oeuvre d’Andréi Biélyi. En 3 tomes. Frank-furt am Main: Rita G. Fisher Verlag, 1981.
Laruelle M. The Two Faces of Contemporary Eurasianism: An Imperial Version of Russian Nationalism // Nationalities Papers. 2004. Vol. 32. Iss. 1. P. 115–136.
Laruelle M. The Iuzhinskii Circle: Far-Right Metaphysics in the Soviet Underground and Its Legacy Today // Russian Review. 2015. N. 74. P. 563–580.
Leighton L. The Esoteric Tradition in Russian Romantic Literature. Decembrism and Free-masonry. University Park: Pennsylvania State University Press, 1994.
Mannherz J. Popular occultism in late imperial Russia / Ph. D. Dissertation. Cambridge: University of Cambridge, 2005.
Marks J. The Search for the «Manchurian Candidate». The CIA and Mind Control. New York: Times Books, 1991.
Menzel B., Lovell S. Reading for Entertainment in Contemporary Russia: Post-Soviet Popu-lar Literature in Historical Perspective. Munich: Verlag Otto Sagner, 2005.
Parton A. Mikhail Larionov and the Russian avant-garde. London: Thames a. Hudson, 1993.
Parton A. Avantgarde und mystische Tradition in Rußland 1900–1915 // Okkultismus und Avantgarde. Von Edvard Munch bis Piet Mondrian. Ausstellungskatalog / Herausgeb. von W. Ha-gen. Ostfildern: Edition Temmen, 1995.
Pauwels L., Bergier J. Le matin des magiciens. Paris: Gallimard, 1960.
Ringboom S. Art in «The Epoch of the Great Spiritual» Occult Elements in the Early Theory of Abstract Painting // The Warburg and Courtauld Institutes Journal. 1966. Iss. 29. P. 386–418. Rosenthal B. The Occult in Modern Russian and Soviet Culture: An Historical Perspective // Theosophical History. 1992–1993. Iss. 4. P. 252–259.
Ryan W. F. The Bathhouse at Midnight. Magic in Russia. University Park: Pennsylvania State University Press, 1999.
Schmidt H. Kein betrüblicher Systemfehler? Zum Phänomen des künstlerisch-politischen Extremismus in der russischen Netzkultur. Kulturelle Konstanten Russlands im Wandel. Zur Sit-uation der russischen Kultur heute / Herausgeb. von B. Menzel. Bochum: Projekt-Verlag, 2004. S. 211–244.
Schwartz M. Die Erfindung des Kosmos. Zur sowjetischen Science Fiction und populärwis-senschaftlichen Publizistik vom Sputnikflug bis zum Ende der Tauwetterzeit. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2003.
Sedgwick M. Against the Modern World. Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. Oxford: Oxford University Press, 2004.
Splendor Solis / Под ред. Е. В. Головина. М.: Nox, 1995. №2.
Stahl-Schwaetzer H. Renaissance des Rosenkreuzertums. Initiation in Andrej Belyjs Roma-nen Serebrjanyj golub und Petersburg. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2002.
Stephens H. The Occult in Russia Today // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca, London: Cornell University Press, 1997. P. 357–376.
Stockhammer R. Zaubertexte. Die Wiederkehr der Magie und die Literatur, 1880–1945. Ber-lin: Akademie Verlag, 2000. The Occult in Russian and Soviet culture / Ed. by B. Glatzer Rosenthal. Ithaca, London: Cornell University Press, 1997.
Trimondi V., Trimondi V. Hitler, Buddha, Krishna. Eine unheilige Allianz vom Dritten Reic
bis Heute. Wien-Stuttgart: Überreuter, 2002.
Unio mistica. Московский эзотерический сборник / Сост. С. Рябов. М.: Терра, 1997.
Veisberg V. Painting, Watercolors, Drawings. Tel Aviv: Arieli Press Ltd., 1979.
Von Maydell R. Vor dem Thore. Ein Vierteljahrhundert Anthroposophie in Russland. Bo-chum: Ruhr-Universität, 2005.
Waaijman K. Spirituality: Forms, Foundations, Methods // Studies in Spirituality. Leuven: Peeters Publishers, 2002.
Webb J. The Harmonious Circle. The Lives and Work of G. I. Gurdjieff and P. D. Ouspensky and Their Followers. London: Thames and Hudson, 1980.
Western Esotericism and the Science of Religion / Ed. by A. Faivre, W. Hanegraaff. Leuven: Peeters, 1998.
Williams R. Mysticism and Money: Nicholas Roerich // Russian Art and American Money, 1900–1940. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1980. P. 111–146.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.
В статье изучается образ древнеегипетского бога Сетха в контексте его почитания в русскоязычном кеметизме. Основными методами исследования выступают он-лайн-опрос кеметистов, поклоняющихся Сетху, и интервьюирование двух кеметических жриц. Также используется контент-анализ публикаций кеметических каналов в мессен-джере Telegram. Выявляются источники информации о Сетхе, которыми пользуются кеме-тисты. Анализируются ключевые характеристики Сетха в представлении кеметистов: сила, воля, сексуальная энергия, изменения, хаос и другие. Уделяется внимание таким особенностям религиозного дискурса в кеметизме, как статус неподтвержденного личного гнозиса и трактовки мифологических конфликтов между богами.
Гонка сверхъестественных вооружений между Советским Союзом и США началась в 1960 г. Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский принял решение от-крыть программу пси-исследований. Лаборатории научно-исследовательских институтов приступили к исследованию телепатии. Энтузиастам пси-исследований разрешили пуб-лично высказываться, а массовая пресса стала много писать о парапсихологии с позитивной интонацией. Причиной парапсихологического Ренессанса в СССР стали публикации фран-цузских журналистов о телепатических экспериментах на атомной подводной лодке США «Наутилус». В данной статье исследуются обстоятельства и герои, сделавшие эту фантастическую историю реальностью.
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета одной из та-инственных повестей В. Ф. Одоевского – дилогии «Саламандра». Впервые подробно анализируются взаимосвязи внутри алхимического треугольника, который составляют три основных действующих лица повести. Особое внимание в связи с мистико-оккультной проблематикой уделяется образу старика алхимика – ключевой фигуре для понимания скрытых пружин событийного ряда второй части дилогии. В контексте разговора о генезисе данного персонажа прослеживаются параллели с романом И. И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра». В центре внимания – два женских персонажа повести: финка Эльса и стихийный дух огня Саламандра. Традиционно их принято рассматривать как две ипостаси одного лица. Однако анализ текста позволяет выдвинуть иную концепцию расстановки действующих сил в повести. Согласно концепции авторов, в основу сюжета была положена классическая схема взаимодействия человека с миром стихийных духов. В рамках этой схемы в повести вычленяется новое действующее лицо, появление которого требует кардинального переосмысления как сюжетной линии, так и основной идеи дилогии. Для анализа материала были привлечены многочисленные труды по животному магнетизму и сомнамбулизму. Данным явлениям в статье уделено значительное внимание.
Издательство
- Издательство
- АИЭМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- Юр. адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- ФИО
- Пахомов Сергей Владимирович (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)