МИСТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИКА В ДИЛОГИИ В. Ф. ОДОЕВСКОГО «САЛАМАНДРА»: ЗАГАДКА АЛХИМИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА (2023)
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета одной из та-инственных повестей В. Ф. Одоевского – дилогии «Саламандра». Впервые подробно анализируются взаимосвязи внутри алхимического треугольника, который составляют три основных действующих лица повести. Особое внимание в связи с мистико-оккультной проблематикой уделяется образу старика алхимика – ключевой фигуре для понимания скрытых пружин событийного ряда второй части дилогии. В контексте разговора о генезисе данного персонажа прослеживаются параллели с романом И. И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
Идентификаторы и классификаторы
По общему признанию, фантастической в дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра» является ее вторая часть – повесть «Эльса». Согласно законам жанра, действие в ней развивается одновременно в двух мирах – реальном и мистическом – с точкой пересечения «на линии огня», в пламени атанара, печи особой конструкции для алхимических опытов.
Список литературы
[Аноним]. Алхимия в России // Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живопис-ного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Ав-густом Семеном. 1835. Т. 1. С. 220–221.
Лажечников И. И. Колдун на Сухаревой башне // Лажечников И. И. Басурман; Колдун на Сухаревой башне; Очерки-воспоминания. М.: Советская Россия, 1989. С. 377–388.
Монфокон де Виллар Н. Граф де Габалис, или Разговоры о тайных науках / Пер. с франц. Ю. Стефанова. М.: Энигма, 1996.
Одоевский В. Ф. Саламандра // Одоевский В. Ф. Повести. М.: Советская Россия, 1977. Текст: С. 158–248. Комментарии В. И. Сахарова: С. 434–437.
Парацельс. О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах / Пер. с лат., нем. М.: Эксмо, 2005.
Пушкин А. С. Арап Петра Великого // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. 4-е изд. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1977–1979. Т. 6. С. 7–40.
Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма: Князь В. Ф. Одоевский: Мыслитель. Писатель. М.: М. и С. Сабашниковы, 1913. Т. 1. Ч. 1–2.
Сахаров В. И. Еще о Пушкине и В. Ф. Одоевском // Пушкин: Исследования и матери-алы. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. Т. 9. С. 224–230.
Сахаров В. И. Сеятель мыслей. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоев-ский В. Ф. Записки для моего праправнука. Повести. Статьи. Письма. Критика и воспоми-нания современников. Московские адреса. М.: Русский мир, 2006. С. 5–50.
Снегирев И. М. Сухарева башня в Москве: с видом башни и портретом графа Якова Брюса. М.: тип. Бахметева, 1862.
Турьян М. А. «Странная моя судьба…»: о жизни В. Ф. Одоевского. М.: Книга, 1991. Фейерхерд В. Романтизм и реализм в дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра» // Про-блемы теории и истории литературы / Отв. ред. В. И. Кулешов. М.: МГУ, 1971. С. 175–187.
Филимон А. Н. Яков Брюс. М.: Чистые воды, 2003.
Филимон А. Н. Яков Брюс. М.: Молодая гвардия, 2013.
[Deleuze, J.-P.-F.]. Histoire critique du magnétisme animal. T. 1–2. Seconde édition. Paris: chez Belin-Leprieur, libraire, quai des Augustins, 1819.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сборник сочинений Глеба Боткина (1900–1969), русского эмигранта, жившего в США, лидера Церкви Афродиты (1938–1969), религиозной группы, которая предвосхитила некоторые направления современного язычества, включает в себя статью, написанную Дмитрием Гальциным, перевод на русских главного религиозного трактата Боткина «В поисках реальности», отрывки из его романов, в которых также поднимается тема религии Афродиты и интервью с современным американским последователем Афродиты, который в своей религиозной жизни задействует наследие Боткина. Книга представляет собой ценный вклад в академическое изучение раннего неоязычества и биографии Глеба Боткина.
В статье изучается образ древнеегипетского бога Сетха в контексте его почитания в русскоязычном кеметизме. Основными методами исследования выступают он-лайн-опрос кеметистов, поклоняющихся Сетху, и интервьюирование двух кеметических жриц. Также используется контент-анализ публикаций кеметических каналов в мессен-джере Telegram. Выявляются источники информации о Сетхе, которыми пользуются кеме-тисты. Анализируются ключевые характеристики Сетха в представлении кеметистов: сила, воля, сексуальная энергия, изменения, хаос и другие. Уделяется внимание таким особенностям религиозного дискурса в кеметизме, как статус неподтвержденного личного гнозиса и трактовки мифологических конфликтов между богами.
В статье рассматривается история российской культуры начиная с рубежа XIX – XX вв. вплоть до наших дней под углом влияний на нее различного рода оккультных направлений. Автор изучает контексты, в которых проявлялись оккультные идеи в советской неофициальной культуре, и предлагает типологию подходов к оккультизму, каждый из которых может быть применен в отношении современных парадигм. Для иллюстрации влияния оккультизма на современную русскую литературу автор исследует три произведения, написанных после 1990 г.: повесть Олеси Николаевой «Инвалид детства», роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» и романы Владимира Сорокина «Лед» и «Путь Бро». В заключение автор раскрывает роль и функции оккультизма в современной России.
Гонка сверхъестественных вооружений между Советским Союзом и США началась в 1960 г. Министр обороны СССР маршал Р. Я. Малиновский принял решение от-крыть программу пси-исследований. Лаборатории научно-исследовательских институтов приступили к исследованию телепатии. Энтузиастам пси-исследований разрешили пуб-лично высказываться, а массовая пресса стала много писать о парапсихологии с позитивной интонацией. Причиной парапсихологического Ренессанса в СССР стали публикации фран-цузских журналистов о телепатических экспериментах на атомной подводной лодке США «Наутилус». В данной статье исследуются обстоятельства и герои, сделавшие эту фантастическую историю реальностью.
В статье предлагается новое прочтение мистического сюжета дилогии В. Ф. Одоевского «Саламандра». В центре внимания – два женских персонажа повести: финка Эльса и стихийный дух огня Саламандра. Традиционно их принято рассматривать как две ипостаси одного лица. Однако анализ текста позволяет выдвинуть иную концепцию расстановки действующих сил в повести. Согласно концепции авторов, в основу сюжета была положена классическая схема взаимодействия человека с миром стихийных духов. В рамках этой схемы в повести вычленяется новое действующее лицо, появление которого требует кардинального переосмысления как сюжетной линии, так и основной идеи дилогии. Для анализа материала были привлечены многочисленные труды по животному магнетизму и сомнамбулизму. Данным явлениям в статье уделено значительное внимание.
Издательство
- Издательство
- АИЭМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- Юр. адрес
- 194354, г Санкт-Петербург, Выборгский р-н, Северный пр-кт, д 6 к 1 литера а, кв 267
- ФИО
- Пахомов Сергей Владимирович (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ)