Статья: ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) (2024)

Читать онлайн

Рассматриваются социальные факторы, оказывающие влияние на формирование образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан. Задача исследования - дать оценку современного состояния специального образования через характеристику ее факторов. Актуальность исследования обусловлена постоянным ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью за счет расширения категорий нозологии и совершенствования системы диагностирования. В 2023 г. Республика Башкортостан оказалась в числе лидеров по количеству детей-инвалидов среди регионов Приволжского федерального округа. Выводы базируются на результатах социологического исследования, проведенного методом экспертного опроса. В ходе социологического исследования были выявлены социальные факторы и противоречия, наличие или отсутствие которых непосредственным образом оказывает влияние на формирование образовательной среды. Наиболее значимые из них - оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, их семьям в социализации/абилитации и получении образования, организация социальной инклюзии и формирование толерантного отношения к детям, взаимодействие семьи и школы в вопросах обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, совершенствование системы государственного и общественного контроля качества образовательного процесса. Новизна исследования заключается в том, что оценка социальных факторов специального образования проведена экспертами - педагогами и специалистами интегрированного и инклюзивного образования. В ходе исследования экспертами дана оценка противоречий, существующих в организации педагогического процесса.

Ключевые фразы: специальное образование, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, дети-инвалиды, социальные факторы, образовательная среда, ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС, СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Автор (ы): Гимаев Ильдар Закиевич
Журнал: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
316.344.3. По образованию и знаниям
373.1. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе
376.2. Воспитание и обучение лиц с физическими недостатками
377.121.7. Социальное обеспечение. Денежные средства. Заимствованные и бесплатные учебные пособия
Для цитирования:
ГИМАЕВ И. З. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) // ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи